Структура налоговой инспекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая инспекция - это сложный организационный механизм по осуществлению специфических функций, взаимодействующий со множеством организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и лю

Файлы: 1 файл

Структура инспекции и ее значение для организации налоговой работы.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Структура инспекции и ее значение для организации  налоговой работы 

Налоговая инспекция - это сложный организационный  механизм по осуществлению специфических  функций, взаимодействующий со множеством организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает потребность в максимально четкой организации управления инспекцией и контроля за результатами работы каждого ее сотрудника. Осуществлять эффективный контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Соответственно, возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в обособленном подразделении - т.е. в отделе. 

Второй причиной, вызвавшей деление инспекции  на отделы, является сложность и  многоплановость налогового законодательства. Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Один человек не сможет применять все процедуры, используемые в налоговой работе. Вообще, налоговый инспектор должен знать законодательство о налогах и сборах лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор, - только в этом случае инспектор сможет добиться успеха в работе. Для того чтобы обеспечить необходимый уровень квалификации налогового инспектора на каждом конкретном участке налоговой работы требуется разделение труда внутри инспекции и специализация налоговых инспекторов на конкретных налогах или видах работ. 

Разделение на отделы является не только необходимым  условием качественного управления инспекцией, это еще и мощный рычаг  для управления. Перераспределение численности сотрудников между отделами инспекции позволяет выравнивать нагрузку между сотрудниками, концентрировать силы на наиболее важных в данный момент направлениях работы. Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону. 

Внедрение технологии массовой, конвейерной обработки  документов привело к созданию в  структуре инспекции подразделения по обслуживанию техники, сетей и программного обеспечения, перераспределению функций между другими подразделениями с целью оптимизации их взаимодействия на базе информационных технологий. Рост уровня информатизации - необходимое условие для развития этих процессов, ибо нельзя обрабатывать существующий в инспекциях объем документации без вычислительной техники. 

Отдел является самостоятельным структурным подразделением инспекции, подчиняющимся руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается обособленным направлением работы инспекции, но в то же время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции. 

Административно отдел подчиняется руководителю инспекции, а методически - соответствующему отделу в региональном управлении ФНС России. 

Руководство отделом  осуществляет начальник отдела, назначаемый  и освобождаемый от должности  приказом руководителя инспекции по согласованию с региональным управлением ФНС России. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела. 

На должности  начальника отдела и специалистов назначаются  лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим соответствующие государственные должности по уровню образования и стажу работы по экономическим специальностям. 

Для четкого  определения задач, функций, прав и  обязанностей отдела существует положение  об отделе. Это положение разрабатывается при создании отдела, как правило, на основе типового положения об отделе соответствующего профиля, доводимого региональным управлением ФНС, и уточняется по мере необходимости. Утверждает положение об отделе руководитель инспекции. 

Минимально допустимая численность отдела составляет 5 человек. Если в составе инспекции по тем или иным причинам невозможно выделить отдел такой численности, то создается один отдел, занимающийся несколькими направлениями работы, но с численностью не менее 5 человек. 

Все подразделения, входящие в состав инспекции, одинаково  необходимы для ее нормальной работы. В то же время, различные отделы по-разному  участвуют в процессе сбора налогов.

В зависимости  от характера участия, отделы делятся  на две категории - основные и обеспечивающие. 

Основные отделы непосредственно участвуют в  работе по сбору налогов. К ним  относятся подразделения, осуществляющие учет налогоплательщиков, налоговые  проверки, ведение лицевых счетов, взыскание недоимки и т.п. 

Обеспечивающие  отделы не участвуют непосредственно в сборе налогов, но создают условия для нормальной работы основных отделов. К обеспечивающим подразделениям относятся отдел кадров, отдел финансово-хозяйственного обеспечения, общий отдел, отдел информатизации и электронного ввода данных, подразделение по обеспечению режима и безопасности и т.п. Как правило, к сотрудникам обеспечивающих отделов предъявляются несколько более низкие требования по образованию и опыту работы, в этих отделах несколько более низкий уровень оплаты труда, и, как следствие этого, более высокая текучесть кадров. В то же время, эффективная деятельность основных отделов возможна лишь при нормальной работе обеспечивающих подразделений. 

Современная типовая структура  инспекции ФНС  России, задачи и  функции отделов инспекции 

Развитие правовой системы страны, и, прежде всего - принятие и вступление в силу первой части  Налогового кодекса Российской Федерации - привело к тому, что процессуальные вопросы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов приобрели не меньшее значение, чем методические и организационные вопросы. Соответственно, возникла необходимость соблюдения в работе налоговых органов целого ряда новых, процессуальных моментов, связанных, прежде всего, с оформлением значительного количества документов, которые раньше были не нужны, значительным увеличением числа судебных процессов и т.д. 

Основными участками  работы по сбору налогов являются: 

1. Учет налогоплательщиков. Ведение базы данных Единого  государственного реестра налогоплательщиков. 

2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности, а также иных сведений от налогоплательщиков. Применение санкций за нарушения налогового законодательства, выявленные на этом этапе работы. 

3. Учет поступлений  в бюджет. Ведение лицевых счетов налогоплательщиков. Выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов. Начисление пени. 

4. Выездная налоговая  проверка (от выбора объектов  до оформления постановления  о наложении санкций по ее  результатам). Выездная налоговая проверка – это проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. 

5. Взыскание  в бюджет задолженности по  налогам и сборам, а также финансовым и административным санкциям за нарушение налогового законодательства. 

6. Составление  отчетности о работе инспекции. 

Эти технологические  участки тесно связаны между  собой, поскольку на каждом из них  взаимодействуют одни и те же стороны - налогоплательщик и государство (в лице налогового органа). Действия налоговой инспекции на каждом этапе подчинены решению одной общей задачи - сбору налогов. Выделение отдельных участков вызвано организационными причинами, необходимостью разделения труда налоговых инспекторов для повышения его производитель-ности и качества работы. 

Для оптимальной  организации труда в налоговых  инспекциях, экономии затрат государства  на сбор налогов и сокращения потерь бюджета было продумано и четко  организовано взаимодействие между отделами внутри инспекции, а также - между инспекциями различных уровней. 

В состав типовой  структуры инспекции включаются следующие отделы: 

1. Руководство  (руководитель инспекции, заместители  руководителя инспекции). 

2. Отдел выездных  проверок юридических лиц. 

3. Отдел камеральных  проверок юридических лиц. 

4. Отдел декларирования  и взыскания налогов, удерживаемых  налоговыми органами. 

5. Отдел по  проверке правильности удержания  налога на доходы физических  лиц у источника выплаты. 

6. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц. 

7. Отдел учета,  отчетности и анализа. 

8. Отдел по  принудительному взысканию недоимки  по налогам и сборам. 

9. Юридический  отдел. 

10. Отдел организации  учета налогоплательщиков. 

11. Отдел оперативного  контроля. 

12. Отдел информационного  обеспечения и электронного ввода  данных. 

13. Отдел по  работе с персоналом. 

14. Отдел финансового  и хозяйственного обеспечения. 

15. Общий отдел. 

В некоторых  случаях допускается разделение отдела учета, отчетности и анализа на отдел учета и отчетности и отдел анализа. 

Все отделы инспекции  выполняют общие задачи и функции: 

- Рассматривают  заявления, предложения, жалобы  налогоплательщиков по вопросам  налогообложения и деятельности  инспекции, относящимся к его  компетенции. 

- Обеспечивают качественное составление и своевременное представление руководству инспекции, в вышестоящую организацию и по иным определенным адресам установленных форм отчетности и информации о результатах работы отдела. 

- Ведут в установленном  порядке внутреннее делопроизводство, учет поступающей и исходящей корреспонденции. 

- Обеспечивают  правильное хранение дел и  документов отдела и сохранность  бланков строгой отчетности. 

- Анализируют  информацию, поступающую в адрес  инспекции из других контролирующих органов, предприятий и граждан, относящуюся к компетенции отдела. 

- Разрабатывают  на основе накопленного опыта  налоговой работы предложения  по совершенствованию законодательства  и предупреждению правонарушений  по вопросам, отнесенным к компетенции  отдела. 

- При наличии  производственной необходимости  и по поручению руководителя  инспекции или его заместителя,  оперативно выполняют разовые  поручения, связанные с работой  инспекции. 

- В случае  выявления в ходе контрольной  работы отдела нарушений налогового  и иного законодательства, по распределению обязанностей относящихся к компетенции других подразделений инспекции или иных государственных органов, сотрудник отдела немедленно сообщает о них начальнику отдела, а тот, в свою очередь, оперативно информирует руководство инспекции для принятия соответствующих мер. 

- Обеспечивают  сохранность сведений, составляющих  налоговую тайну и защиту инфор-мации  ограниченного распространения. 

- Ведут учет  бланков строгой отчетности, используемых  в работе отдела, обеспечивает их сохранность. 

Наряду с общими у каждого отдела существуют специфические  задачи и функции. 

Основной задачей  отдела выездных проверок юридических  лиц является осуществление контроля за соблюдением закрепленными за инспекцией ФНС России организациями  законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством путем проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков. 

Информация о работе Структура налоговой инспекции