Структура налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Оглавление

Введение________________________________________________________3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ_____________________________4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства______________ 4
1.2. Правовое значение объекта налогообложения_____________________ 5
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ____________ 7
2.1. Принципы построения налоговой системы________________________7
2.2. Функции налоговой системы___________________________________ 9
2.3. Структура налогообложения РФ________________________________10
3. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ________________________ 16
3.1. Недостатки налоговой системы России__________________________ 16
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России____________________ 17
Заключение_____________________________________________________ 20
Список литературы_______________________________________________21

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


                             Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический институт»

(ГОУ ВПО КГТЭИ)

Отделение среднего профессионального образования

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Экономика организации(предприятия)»

На тему: «Структура налоговой системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 5

Выполнила                                                                                         Проверила:                                   Студентка 4-го курса ОСПО                                              Широкова И.Ю.                                         Группы 4К-1Ш                                                                                                        № зачетной книжки 090325                                                                                 Кусакина Г.А.

 

Содержание

 

Введение________________________________________________________3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ_____________________________4

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства______________ 4

1.2. Правовое значение объекта налогообложения_____________________ 5

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ____________ 7

2.1. Принципы построения налоговой системы________________________7

2.2. Функции налоговой системы___________________________________ 9

2.3. Структура налогообложения РФ________________________________10

3. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ________________________ 16

3.1. Недостатки налоговой системы России__________________________ 16

3.2. Пути оптимизации налоговой системы России____________________ 17

Заключение_____________________________________________________ 20

Список литературы_______________________________________________21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства

Под налогами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов

С юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоги являются основными  источниками  дохода государственного бюджета. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем меньше спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем меньше предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

1.2. Правовое значение объекта налогообложения

Налоги являются обязательными платежами в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания налогоплательщика. Однако это не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика ( получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. Основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения ( подоходный, на имущество, земельный и т.д. ), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности ( размер налогового платежа ). Чем больше количественные характеристики объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов ( или принципов налогообложения ).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли ( когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа.

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Принципы построения налоговой системы

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в правоотношениях.

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы означает:

-  все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;

- единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков (получение налоговых льгот, защиту законных принципов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т.д.). Для российской налоговой системы в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее

организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Одним из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Данный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения.

Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы. Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых поступлений в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения.

Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

2.2. Функции налоговой системы

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций.

Фискальная функция.

Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Информация о работе Структура налоговой системы