Стратегии горизонтальной интеграции как механизм повышения экономической устойчивости компании на примере компании Vimpelcom и Wind Telecom

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего проекта является исследование особенностей принятия решения и способы их реализации в стратегии горизонтальной интеграции с целью повышения экономической устойчивости компании.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих конкретных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты интегрированных стратегий;
- дать характеристику стратегии горизонтальной интеграции; выделить ее положительные и негативные стороны;

- исследовать особенности создания горизонтально интегрированных компаний, их стратегии развития на рынке телекоммуникационных услуг;

- разработать референтную модель бизнес-процессов для компании, функционирующей в телекоммуникационной отрасли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Методологические принципы разработки и реализации

стратегии горизонтальной интеграции………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и значение интегрированных стратегий……………...6
1.2. Характеристики и основания выбора стратегии горизонтальной интеграции. Ее преимущества и недостатки……………………………………8
1.3. Механизмы реализации стратегии горизонтальной интеграции, оценка эффективности …………………………………………………………………..21
1.4. Особенности создания горизонтально интегрированных

компаний на рынке телекоммуникационных услуг и обоснование

стратегии их развития…………………………………………………………...26

Глава 2. Реализация стратегии горизонтальной интеграции

(на примере слияния компаний «ВымпелКом» и «Wind Telecom»)…….32

2.1. Предпосылки и принципы интеграции компаний………………………..32

2.2. Оценка ожидаемых последствий интеграционных мероприятий……….36

Глава 3.Формирование обновленной модели функционирования и развития интеграционной корпоративной структуры……………………38

3.1. Описание бизнес процессов телекоммуникационной компании в инструментальной среде ARIS……………………………………………….....38

Заключение……………………………………………………………………...55

Список использованных источников………………………………………58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.31 Кб (Скачать)

     Сделки  по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим  образом:

  • компания  покупает активы другой компании с оплатой в денежной форме;
  • компания покупает активы другой компании с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;
  • компания может купить контрольный пакет акций другой компании, став при этом холдингом для компании - продавца, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица;
  • проведение слияния обеих компаний на основе обмена акциями между ними;
  • образование новой компании в результате слияния двух предприятий. Акционеры обеих компаний в определенной пропорции обменивают свои акции на акции объединенной компании.

     Для того чтобы интеграция прошла успешно, еще при её планировании необходимо учесть требования антимонопольного законодательства. Все крупные слияния и поглощения подвергаются контролю уже на самых  ранних этапах.

     Поглощение  компании может оказаться сделкой  как подлежащей налогообложению, так  и освобожденной от налогов. Если акционеры поглощаемой компании рассматриваются налоговыми органами как продавцы акций, то они должны платить налог на приращение капитала. Если же акционеров поглощаемой компании рассматривают как лиц, обменивающих старые акции на такие же новые, то ни прирост, ни потери капитала в этом варианте не принимаются во внимание.

     Налоговый статус данной сделки оказывает влияние  и на величину налогов, которые компания платит уже после поглощения. При  признании сделки налогооблагаемой происходит переоценка активов присоединенной компании, и возникающее повышение или понижение их стоимости рассматривается как прибыль или убыток, подлежащие налогообложению.

     При оценке эффективности такого вида реструктуризации компаний необходимо учитывать очень много факторов. Однако, оценка эффективности такой интеграции зачастую очень сложна, что связано со следующими моментами:

  • необходимостью определения экономических выгод и издержек, расчета синергетического эффекта от объединения компаний;
  • необходимостью выявления как мотивов интеграции, так и того, кто из участников вероятнее всего извлечет из него прибыли, а кто понесет убытки;
  • возникновением при объединении особых налоговых, правовых, кадровых и бухгалтерских проблем;
  • необходимостью учитывать, некоторые объединения не осуществляются  на добровольных началах, что повышает издержки на реализацию этой сделки.

     Для оценки эффективности такой сделки используются различные подходы. К  примеру, часто анализ слияния или  поглощения начинают с прогноза будущих  потоков денежных средств компании, которую собираются присоединить. В  такой прогноз включают любое  увеличение доходов или снижение затрат, обусловленное слиянием или  поглощением, и затем дисконтируют эти суммы и сравнивают полученный результат с ценой покупки. В  этом случае ожидаемая чистая выгода рассчитывается как разница дисконтированного  потока денежных средств приобретаемой  компании, включая выгоды слияния  или поглощения, и денежных средств, необходимых для осуществления  этой сделки.

   Анализ  эффективности слияния или поглощения компаний предусматривает:

  • прогнозирование денежного потока;
  • расчет уровня дисконтной ставки или цены капитала для оценки прогнозируемого денежного потока;
  • оценку реальной стоимости приобретаемой фирмы;
  • подведение итогов.

   Ряд  авторов  определяют  чистый  денежный  поток,  как  сумму денежных  средств,  которая  остаётся  после  того,  как  удовлетворены  все  потребности  в денежных средствах  на данный операционный цикл. 

   Для  определения  денежного  потока  для инвестированного  капитала используется формула:

ДП = ЧП + Ам - Кап.Влож +(-) прирост СОК +(-) прирост  ДЗ + прирост ПрЗ,          

где ДП – денежный поток;

Ам –  амортизация;

Кап. Влож – капитальные вложения;

прирост СОК -  прирост собственного оборотного капитала;

прирост ДЗ – прирост долгосрочной задолженности;

прирост ПрЗ – прирост процента по задолженности  [Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 512 с. , c. 107].

     Ключевым  моментом  в  определении  текущей  стоимости  компании является  выбор  ставки  дисконтирования.  На  сегодняшний день отсутствует единая  точка зрения  относительно  того,  какой показатель следует выбирать в качестве данной ставки. Так, Грязнова А. Г. определяет ставку дисконта, как «инструмент» перевода будущего денежного потока в стоимость на  текущий момент.  Ставка  дисконтирования представляет собой уровень доходности, на который согласился бы инвестор, принимая решение о вложении  денег в конкретную  компанию.  Чем выше уровень риска,  связанный с данным проектом,  тем более высокую норму доходности  требует инвестор.  В связи с этим,  расчет  ставки  дисконта заключается в оценке рисков, связанных с вложением денег в конкретный актив [Грязнова, Федотова 2006:115].

     Экономические выгоды от интеграции возникают только тогда, когда рыночная стоимость компании, созданной в результате слияния или поглощения, выше, чем сумма рыночных стоимостей образующих ее компании до объединения.

     Эти выгоды и представляют собой синергетический  эффект, о котором упоминалось  в преимуществах стратегии горизонтальной интеграции. В случае наличия синергетического эффекта интеграция считается экономически оправданной и можно переходить к оценке издержек для её осуществления.

     Если  предположить, что при приобретении целевой компании происходит немедленная  оплата ее рыночной стоимости, то издержки приобретения компании можно определить как разность между уплаченными  за нее денежными средствами и  рыночной стоимостью компании. Издержки, возникшие в процессе слияния, представляют собой премию, или надбавку, которую  покупающая компания платит за поглощаемую  компанию сверх ее стоимости как  отдельной экономической единицы.

     На  эту величину акционеры или собственники поглощаемой компании получат больше в сравнении с рыночной стоимостью их компании. Однако, что для них  является выигрышем, для акционеров поглощающей компании составляет издержки.

       Таким образом, если акционеры  приобретаемой компании  имеют   выгоду от слияния уже  при   объявлении  о  слиянии,  то  для  акционеров  приобретающей  компании выгода носит,  скорее,  долгосрочный  характер.  Их  доля  в  общей выгоде от слияния  вернется к ним, когда объединенная  компания  начнет  свое функционирование  и  когда  начнет действовать  синергетический   эффект, способствуя  генерированию стабильно высоких  денежных потоков. Только  тогда,  когда они будут уверены в  этом, когда у них появится  надежда  на  получение высоких   дивидендов,  рыночная  цена  объединенной  компании  начнет  расти, способствуя  увеличению  благосостояния  акционеров  приобретающей  компании.

     Чистая  приведенная стоимость для поглощающей компании, возникающая от поглощения другой фирмы, показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от сделки, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением сделки. В случае, если чистая приведенная стоимость от сделки по слиянию или поглощению компании является положительной, то соответствующая сделка экономически обоснована и можно рекомендовать ее проводить.

     Подводя итог, можно сказать, что оценка эффективности  интеграции компаний является одним  из основных элементов собственно стратегии  интеграции - по двум причинам. Во-первых, оценка стоимости перспективных  для объединения компаний является ключевым фактором оценки экономической  целесообразности слияния или поглощения. Во-вторых, оценка различных показателей  компаний после осуществления сделки позволяет проанализировать факторы, повлиявшие на успех или неудачу  свершившегося слияния, и сделать  выводы для дальнейшего осуществления  финансовой стратегии.

 

1.4. Особенности создания горизонтально интегрированных компаний на рынке телекоммуникационных услуг и обоснование стратегии их развития

     Установление  связей, объединяющих производителей однотипной продукции (горизонтальная интеграция), позволяет интенсифицировать  инновационные процессы. В частности, горизонтальная интеграция обеспечивает ускоренную диффузию нововведений. Увеличение спроса на услуги связи способствует активному росту рынка телекоммуникационных услуг. Самые распространенные телекоммуникационные услуги – Интернет, телефония, каналы передачи данных. Компании конкурируют в погоне за клиентами: снижают стоимость, расширяют линейку предоставляемых услуг.

     В России телекоммуникационный сектор развивается  темпами, превышающими рост остальных  отраслей национальной экономики, благодаря  прежде всего быстрому росту услуг  мобильной и бизнес-телефонии.

     В настоящее время в отрасли  мобильной связи происходит важнейший  переход от доминирования голосовых  услуг к доминированию услуг  передачи данных и мобильного Интернета. Кардинальные трансформации затронут в ближайшие годы все аспекты  развития отрасли: будут внедрены высокоскоростные технологии (10- и 20-кратное повышение  скорости передачи данных), десятки  новых услуг и режимов обслуживания потребителей, в отрасль придут крупные  компании из смежных отраслей (компьютерной, масс-медиа, Интернет-бизнеса,), произойдут изменения в цепочке стоимости  услуг и многие другие отраслевые сдвиги.

     Российская  отрасль мобильной связи сравнительно молодая, а с учетом еще малого уровня проникновения (2%) и общего экономического потенциала (2-3 млрд. долл.) находится только в начале формирования своей структуры как самостоятельной отрасли народного хозяйства страны. Тем не менее развитие российской мобильной отрасли во многих аспектах уже повторяет общемировые тенденции. В последние годы усиливается доминирование технологии и услуг сетей GSM, что благоприятно сказывается на включении российской отрасли связи в общеевропейские процессы интеграции. В ряде отраслевых тенденций (расширение абонентской базы, внедрение предоплатных услуг, цифровизация аналоговых сетей) российская мобильная связь полностью следует общемировым направлениям развития.

     В 2000 г. ведущие российские операторы начали модернизацию инфраструктуры своих сетей и подготовку к внедрению режимов связи и услуг 3-го поколения. Таким образом, российская мобильная отрасль становится все более динамичным и экономически значимым сектором общего телекоммуникационного сектора. Теперь в стратегическом плане для российских операторов связи, как мобильной, так и фиксированной, все более важной задачей является анализ общемировых тенденций развития мобильной отрасли. Во многих странах, и прежде всего в Японии, Германии, Великобритании, США, уже происходят радикальные отраслевые структурные трансформации, а мобильная связь становится важнейшей движущей силой развития всего мирового телекоммуникационного рынка (Приложение 2).

     Мир телекоммуникаций сегодня построен на принципах бизнес-кооперации трех категорий рыночных игроков:

  • производителей сетевого оборудования (коммутаторов, базовых станций, управляющих узлов, IP-маршрутизаторов и т. п.);
  • производителей мобильных терминалов (сотовых телефонов, персональных компьютеров, органайзеров и т. п.);
  • операторов связи.

    В современном корпоративном менеджменте  можно выделить множество разнообразных  типов слияния и поглощения компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации  этих процессов можно назвать:

  •   характер интеграции компаний;
  •   национальную принадлежность объединяемых компаний;
  •   отношение компаний к слияниям;
  •   способ объединения потенциала;
  •   условия слияния;
  •   механизм слияния.

    Остановимся на  горизонтальном слиянииобъединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства. В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний: национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства; транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition). К числу наиболее известных примеров можно отнести объединения телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности — крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

Информация о работе Стратегии горизонтальной интеграции как механизм повышения экономической устойчивости компании на примере компании Vimpelcom и Wind Telecom