Стратегии горизонтальной интеграции как механизм повышения экономической устойчивости компании на примере компании Vimpelcom и Wind Telecom

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего проекта является исследование особенностей принятия решения и способы их реализации в стратегии горизонтальной интеграции с целью повышения экономической устойчивости компании.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих конкретных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты интегрированных стратегий;
- дать характеристику стратегии горизонтальной интеграции; выделить ее положительные и негативные стороны;

- исследовать особенности создания горизонтально интегрированных компаний, их стратегии развития на рынке телекоммуникационных услуг;

- разработать референтную модель бизнес-процессов для компании, функционирующей в телекоммуникационной отрасли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Методологические принципы разработки и реализации

стратегии горизонтальной интеграции………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и значение интегрированных стратегий……………...6
1.2. Характеристики и основания выбора стратегии горизонтальной интеграции. Ее преимущества и недостатки……………………………………8
1.3. Механизмы реализации стратегии горизонтальной интеграции, оценка эффективности …………………………………………………………………..21
1.4. Особенности создания горизонтально интегрированных

компаний на рынке телекоммуникационных услуг и обоснование

стратегии их развития…………………………………………………………...26

Глава 2. Реализация стратегии горизонтальной интеграции

(на примере слияния компаний «ВымпелКом» и «Wind Telecom»)…….32

2.1. Предпосылки и принципы интеграции компаний………………………..32

2.2. Оценка ожидаемых последствий интеграционных мероприятий……….36

Глава 3.Формирование обновленной модели функционирования и развития интеграционной корпоративной структуры……………………38

3.1. Описание бизнес процессов телекоммуникационной компании в инструментальной среде ARIS……………………………………………….....38

Заключение……………………………………………………………………...55

Список использованных источников………………………………………58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.31 Кб (Скачать)

     Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию. Подробнее данный вид интеграции будет рассмотрен ниже.

1.2. Характеристики и  основания выбора  стратегии горизонтальной  интеграции. Преимущества  и недостатки горизонтальной  интеграции.

     Горизонтальная интеграция - это взятие под контроль или поглощение фирмы, находящеюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства, что и поглощающая фирма.

     Различают следующие формы горизонтальной интеграции:

  • делегирование функций интегратору – передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основному (интегрирующему) предприятию;
  • создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления;
  • создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области;
  • создание общих финансовых органов (банков, холдингов);
  • создание органов управления имуществом (трастов);
  • группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга;
  • формирование финансово-промышленных групп.

     Наиболее  типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма  поглощает или сливается с  основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке  создания стоимости.

     Под слиянием понимается объединение примерно равных партнеров, в результате которого вновь созданная компания получает новое название.

     Поглощение - это объединение, при котором более крупная компания приобретает и интегрирует в свою структуру бизнес меньшей компании.

     Объединение сегментов рынка вследствие слияния  придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода.

     Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым  две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости  объединенной компании является целью  большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выявить ряд мотивов, которые способствуют избранию стратегии  горизонтальной интеграции:

     1) Получение синергетического эффекта.  Интеграция позволяет фирмам  снизить ряд издержек, что является  результатом синергетических эффектов, когда результат деятельности  объединения фирм превосходит  сумму результатов деятельности разрозненных фирм. Эти эффекты можно разделить на операционные, финансовые и инвестиционные.

     Операционные  синергии (экономия операционных издержек):

- устранение  дублирования управленческих функций  и их централизации; 

- сокращение  затрат на управление сбытом  продукции, централизация закупок; 

- оптимизация  размещения производственных мощностей,  объема выпуска, ассортимента  продукции; 

- комбинирование  взаимодополняющих ресурсов.

     Финансовые  синергии (экономия финансовых издержек):

- стабилизация  роста доходности и снижения  рисков;

- более  широкие возможности привлечения  заемных средств; 

- консолидация  финансовых ресурсов.

     Инвестиционные  синергии (экономия инвестиционных издержек):

- объединение  трудовых, производственных ресурсов;

- возможность  покупки компании по цене ниже  стоимости создания собственного  производства;

- объединение  рынков;

- объединение  результатов НИОКР.

     2) Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний  располагают взаимодополняющими  ресурсами. Каждая из них имеет  то, что необходимо другой компании, и поэтому их слияние может  оказаться эффективным. Эти компании  после объединения будут стоить  дороже по сравнению с суммой  их стоимостей до слияния, так  как каждая приобретает то, что  ей не хватало, причем получает  эти ресурсы дешевле, чем они  обошлись бы ей, если бы пришлось  их создавать самостоятельно.

     3) Мотив монополии. Порой при  слиянии решающую роль играет  стремление достичь или усилить  свое монопольное положение. Слияние  в данном случае дает возможность  компаниям обуздать ценовую конкуренцию:  цены из-за конкуренции могут  быть снижены настолько, что  каждый из производителей получает  минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены.

     4) Налоговые мотивы. Действующее налоговое  законодательство в ряде случаев  стимулирует слияния и поглощения, результатами которых являются  снижение налогов или получение  налоговых льгот.

     5) Диверсификация производства. Возможность  использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний  и поглощений является диверсификация  в другие виды бизнеса. Диверсификация  помогает стабилизировать поток  доходов, что выгодно и работникам  данной компании, и поставщикам,  и потребителям.

     Мотивом для слияния может стать появление  у компании временно свободных ресурсов. Допустим, она действует в отрасли, находящейся в стадии зрелости. Компания создает крупные потоки денежных средств, но располагает незначительным выбором привлекательных инвестиционных возможностей. Поэтому часто подобные компании используют образовавшиеся излишки  денежных средств для проведения слияний. В противном случае они  сами могут стать объектом поглощения другими фирмами, которые найдут применение избыточным денежным средствам.

     6) Разница в рыночной цене компании  и стоимости ее замещения. Зачастую  проще купить действующее предприятие,  чем строить новое. Это целесообразно  тогда, когда рыночная оценка  имущественного комплекса целевой  компании (компании-мишени) значительно  меньше стоимости замены ее  активов.

     Разница в рыночной цене компании и стоимости  ее замещения возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости  приобретаемой фирмы. Рыночная стоимость  фирмы базируется на ее способности  приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность ее активов. Если говорить о справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет отражать экономическую  ценность ее активов, а, как показывает практика, рыночная стоимость очень часто оказывается меньше балансовой (инфляция, моральный и физический износ и т.п.).

     7) Разница между ликвидационной  и текущей рыночной стоимостью. Нередко ликвидационная стоимость  компании выше ее текущей рыночной  стоимости. В этом случае фирма,  даже при условии приобретения  ее по цене несколько выше  текущей рыночной стоимости, в  дальнейшем может быть продана  по частям, с получением продавцом  значительного дохода (если активы  фирмы могут быть использованы  более эффективно при их продаже  по частям другим компаниям,  имеет место подобие синергии  и синергетического эффекта).

     8) Личные мотивы менеджеров. Стремление  увеличить политический вес руководства  компании. Иногда причиной слияния  компаний является самоуверенность  руководителей, считающих, что  предполагаемая сделка совершенна.

     Помимо  традиционных мотивов интеграции могут  встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии  на российский рынок более мощных западных конкурентов.

     Отметим преимущества и недостатки горизонтальной интеграции для участников интеграции и для социального благосостояния.

     Преимуществами  горизонтальной интеграции для ее участников являются:

     1) рост рыночной  власти;  

     2) достижение операционных, финансовых  и инвестиционных синергий;

     3) нейтрализация рыночной власти  поставщиков; 

     4) ускорение темпов создания новых  конкурентных преимуществ; 

     5) обмен ноу-хау; 

     6) расширение рынков сбыта; 

     7) обеспечение конъюнктурной безопасности  на уровне приемлемой доходности;

     8) объединение взаимодополняющих  активов; 

     9) взаимное организационно-техническое  обучение.

     Недостатки горизонтальной интеграции для ее участников:

     1) угроза присвоения партнером  уникальных разработок при интеграции  в форме договоров или альянсов;

     2) опасность доступа партнера к  информации о положении фирмы  при интеграции в форме договоров  или альянсов;

     3) переманивание трудовых ресурсов;

     4) появление трансакционных издержек  при интеграции в форме договоров  или альянсов;

     5) рост издержек управления и  контроля при слиянии и поглощении.

     Для социального благосостояния преимуществами горизонтальной интеграции являются:

     1) возможное снижение цен на  продукцию вследствие уменьшения  себестоимости ее производства;

     2) ускорение темпов появления новых  видов продукции; 

     3) развитие дистрибьюторских возможностей  по доставке товара потребителю; 

     4) эффекты от конкуренции крупных  производителей (рост качества, разнообразия, дифференциации цен).

     Недостатки  для социального  благосостояния:

     1) снижение конкуренции с угрозой  неэффективного размещения ресурсов  и неэффективного производства;

     2) возможность крупных корпораций  искусственно повышать входные  отраслевые барьеры.

     Рассматривая  процессы слияний и поглощений компаний, следует обратить внимание на вопрос, касающийся выбора стратегии развития: почему компании предпочитают именно слияния и поглощения, а не альтернативные им варианты.

     В настоящее время сделки по слияниям и поглощениям представляют собой  преобладающую часть прямых иностранных  инвестиций. Об этом свидетельствует  приведенная ниже статья.

     «За последнее десятилетие деятельность компаний по слияниям и поглощениям  заметно активизировалась. Одновременно увеличивалась как общая сумма  сделок, их количество, так и размеры  сделок. В итоге к концу 2008 года общий размер рынка превысил 6 трлн. долларов США (Приложение 1). Общее число сделок по слияниям и поглощениям компаний в мире с 1998 по 2008 год увеличивалось в среднем на 46% ежегодно. Доля суммарной стоимости слияний и поглощений в мировом ВВП возросла с 8% в 1998 году до 19% в 2008 году»1.

Преимущества  и недостатки стратегии горизонтальной интеграции

     Основными преимуществами стратегии горизонтальной интеграция являются:

  • эффект экономии от масштаба;
  • появление синергетических эффектов;
  • создание конкурентных преимуществ;
  • обеспечение роста доли рынка компании;
  • обеспечение конъюнктурной безопасности;
  • освоение новых рынков;
  • нейтрализация рыночной власти поставщиков.

    Рассмотрим  каждое из преимуществ подробнее.

      Эффект  экономии от масштаба позволяет достичь синергизма посредством повышения эффективности использования ресурсов.  Объединяющиеся   компании   обладают    рядом    схожих    функциональных подразделений,  таких, как  бухгалтерия,    финансовое управление, маркетинговое   управление,   рекламные,   исследовательские   и    сбытовые подразделения. Дублирование  функций  можно  избежать,  создав  единые централизованные   управления   оптимального   размера    для объединившейся компании, что  приведет к значительному  снижению затрат на их содержание. Кроме того объединение может помочь компаниям устранить избыточные мощности и сделать совокупное производство более эффективным; избежать разрушительной конкуренции со стороны других компаний, стремящихся увеличить использование своих производственных мощностей. Не  менее важно то, что происходит снижение удельного веса  постоянных  затрат  в себестоимости производимой объединенной компанией продукции.

Информация о работе Стратегии горизонтальной интеграции как механизм повышения экономической устойчивости компании на примере компании Vimpelcom и Wind Telecom