Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:04, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов.
1. Источники конкурентных преимуществ. При этом конкурентные преимущества подразделяются на два вида:
2. Очевидность
источников конкурентных
3. Инновации.
Для удержания лидирующего
4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового. Отказ от конкурентного преимущества важен для реализации стратегии, так как создает барьеры для имитаторов. М. Портер приводит пример фирмы, выпускающей лечебное мыло, которое она распространяет через аптеки. Фирма отказалась от сбыта через магазины и супермаркеты, отказалась от введения в мыло дезодорирующих добавок, тем самым она создала барьеры для имитаторов. По мнению М. Портера, введение понятия «отказ от конкурентного преимущества» добавляет новое измерение к определению стратегии. Суть стратегии состоит в определении того, что не надо делать, в мотивированном отказе от преимущества в конкурентной борьбе
В крупной дифференцированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях:
1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).
2. Деловая
стратегия (для каждого
3. Функциональная
стратегия (для каждого
4. Операционная
стратегия (более узкая
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс).
Рассмотрим каждый уровень стратегии отдельно.
1. Корпоративная
стратегия. Она является общим
планом управления для
Разработка корпоративной стратегии для диверсифицированной компании предусматривает четыре вида действий:
1. Действия по достижению диверсификации.
2. Шаги
по улучшению общих
3. Нахождение
путей получения
4. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные области.
Корпоративная
стратегия создается
2. Деловая
стратегия (бизнес-стратегия)
Для компании,
занимающейся одним видом бизнеса,
корпоративная и деловая
Деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
2. Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
3. Объединение
стратегических инициатив
4. Решение
конкретных стратегических
Главная ответственность за деловую стратегию ложится на плечи менеджера, отвечающего за то или иное направление. Руководитель как ответственный за стратегию имеет, по крайней мере, две обязанности:
– контроль за пониманием своих стратегий в каждой функциональной сфере и их взаимным соответствием;
– выполнение определенных стратегических действий, одобренных руководителями высшего звена, и информирование их о новых важных изменениях.
– в
диверсифицированных
3. Функциональная
стратегия относится к плану
управления текущей и основной
деятельностью функционального
направления внутри
Функциональная стратегия конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса.
Роль
функциональной стратегии заключается
в поддержке общей деловой
стратегии и
Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и главами других подразделений.
4. Операционная
стратегия относится к еще
более конкретным
Операционные стратегии дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании.
Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.
Таким образом, стратегический план организации есть совокупность стратегий, выработанных различными менеджерами, на различных уровнях организационной иерархии. Чем крупнее предприятие, тем больше источников формирования стратегий. И только тогда, когда менеджеры смогут объединить стратегии, выработанные на различных уровнях в одну связанную и последовательную систему, можно говорить о полноте предпринятых усилий по формированию стратегий. В идеале границы всех частей и пластов стратегий должны плотно соприкасаться друг с другом, как при составлении мозаики (пазл).
На сегодняшний день нет однозначного определения ни стратегического, ни оперативного управления производством. Определяя данные процессы, исследователи пытаются выделить те или иные аспекты и особенности, отличающие один вид управления от другого и, как правило, большинство известных определений тем или иным образом противопоставляют один вид управления другому. По нашему мнению, неверно рассматривать стратегическое и оперативное управление производством как два разных полюса. Поэтому для уточнения понятий и сути оперативного и стратегического управления производством нами рассмотрены многокритериальные модели сравнения данных процессов (табл. 3.1, 3.2), в которых подчеркнуты лишь их отличительные особенности.
Таблица 3.1. Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика | Оперативное управление | Стратегическое управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации | Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента | Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основы построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством | Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством |
Подходы к управлению персоналом | Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций | Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия |
Критерий эффективности управления | Ритмичность, равномерность, и рациональность использования производственного потенциала | Своевременность и точность реакции предприятия на новые запросы рынка и адекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль |
Таблица 3.2. Различия стратегического и оперативного управления
Параметры системы | Стратегическое управление | Оперативное управление |
Конечный результат | - Достижение
генеральной цели развития |
- Выпуск продукции в установленные сроки - Качество продукции - Удовлетворение потребностей - Прибыль |
Факторы успеха | Стратегия и гибкость: успех = изобретательность + предвиденье потребностей | Производство и маркетинг: успех = эффективное производство + активная конкуренция |
Тип управляющего | Предприниматель - лидер | Менеджер по производству |
Тип планирования | Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование | Оперативно-производственное планирование |
Структура системы управления | Динамичная (матричная) | Статичная (линейно-функциональная, штабная) |
Власть в управлении | Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании | Сосредоточена в производстве и маркетинге |
Из таблиц
видно, что оперативное и
Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее важные из которых заключаются в следующем.
Во-первых, в рамках стратегического планирования постановка целей на многих предприятиях излишне формализована. Процесс оказывается недостаточно прозрачным в отношении базовых идей и интуитивно выдвигаемых целевых установок. Попытки разработок оригинальной стратегии с помощью бюрократических структур, как правило, не дают желаемого результата.