Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:04, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:
1. подготовительный,
служащий основой
2. основной этап - этап разработки стратегии;
3. заключительный
этап - этап реализации стратегии,
корректировки и обратной
На каждом этапе реализуются определенные функции (рисунок 1):
Таким образом, основные функции выполняются в процессе определенных взаимосвязанных действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами стратегического управления являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.
Рис.1. Модель стратегического управления организацией
Сущность любой экономической системы проявляется в ее функциях. Особенностями стратегического управления являются, во - первых, нацеленность на достижение результатов во внешней среде, характеризующейся глобальной нестабильностью; во - вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в - третьих, итеративность и непрерывность процесса; в - четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
В силу многоаспектности, сложности и больших объемов работы в сфере управления необходимо разделение труда. Формы разделения труда имеют горизонтальный и вертикальный характер.
Горизонтальный характер разделения труда обусловлен тем. что внутри организации необходимо иметь руководителя», возглавляющего каждое отдельное подразделение, например по функциональному принципу:
• заместителя по маркетингу;
• заместителя по финансам;
• заместителя по науке;
• заместителя по персоналу.
Работа всех руководителей должна быть скоординирована.
На предприятиях
промышленно-развитых стран принята
следующая классификация
1. Тор-менеджеры (высшее звено управления).
2. Middle-менеджеры (среднее звено управления).
3. Low-менеджеры ( supervisors - низшее звено управления).
4. «Белые
воротнички» — инженерно-
5. «Синие воротнички» — рабочие, занятые физическим трудом.
6. «Серые
воротнички» — работники
Во всех странах наблюдается тенденция роста количества «белых воротничков».
Существует несколько звеньев.
Низовое звено, представителями которого являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники, занимается распределением заданий, контролем за ходом их выполнения, следят за рациональным использованием ресурсов.
Характер работы заключается в частой смене заданий (оперативная работа), больше контактируют с исполнителями, чем с начальством.
Специфические требования: умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства, умение предотвращать конфликты, основанное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками, способность мотивировать труд.
Среднее звено, представителями которого являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители, занимается координированием работы младших начальников (менеджеров), подготовкой необходимой информации для руководства высшего звена, представлением решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий), анализом производственно-экономических показателей, оказанием содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования: владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств, знание научных методов управления и принятия решений, владение методами в области психологии управления, умение мотивировать труд.
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой — дают высшему руководству информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании.
Высшее звено, представителями которого являются: президент, вице-президент, директор и его заместители, занимаются текущим и стратегическим планированием и управлением.
Специфические требования: гибкость в принятии решений, учет макросреды, способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, интуиции), способность к новаторству, адаптация к переменам.
Миссия
– это деловое понятие, отражающее
предназначение бизнеса, его философию
(ответственное задание или
Миссия РГТЭУ: «Подготовка специалистов высокого уровня компетентности с учетом требований работодателя, к/с-ых как на национальном, так и международном рынках труда. Формирование профессиональных знаний у выпускников, а так же новых взглядов на качество и непрерывное обучение с целью постоянного обновления знаний, умений и навыков»
Значение миссии
Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.
Миссия
предназначена для решения
Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.
«...Ответ на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?» определит курс, который должна взять фирма, и поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать, и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы».