Стратегическое планирование. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:04, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 64 вопроса.

Файлы: 1 файл

ответы к планированию.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

1. Модель стратегического управления. Этапы стратегического управления.

В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:

1. подготовительный, служащий основой информационного  обеспечения разработки стратегии; 

2. основной  этап - этап разработки стратегии;

3. заключительный  этап - этап реализации стратегии,  корректировки и обратной связи. 

На каждом этапе реализуются определенные функции (рисунок 1):

  • на первом этапе - это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;
  • на втором этапе - стратегическое планирование;
  • на третьем этапе   - стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

Таким образом, основные функции выполняются  в процессе определенных взаимосвязанных  действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами стратегического управления являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.

Рис.1. Модель стратегического управления организацией

Сущность  любой экономической системы  проявляется в ее функциях. Особенностями  стратегического управления являются, во - первых, нацеленность на достижение результатов во внешней среде, характеризующейся  глобальной нестабильностью; во - вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в - третьих, итеративность и непрерывность процесса; в - четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:

  • в появлении дополнительных результатов по сравнению с предыдущими системами управления, таких как стратегия,  программа и др.;
  • в альтернативности стратегических решений и необходимости выбора;
  • в появлении многоуровневых иерархических решений (пространство или дерево целей, пространство стратегий и др.);
  • в появлении нескольких результатов выполнения одной функции, например, стратегическое планирование может завершаться стратегией, стратегическим планом, программой и другими результатами.

 

2. Этапы эволюции менеджмента. Основные характеристики уровней управления.

Первый  этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Именно  под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй  этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий  этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)

Шестой  этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

В силу многоаспектности, сложности и больших объемов работы в сфере управления необходимо разделение труда. Формы разделения труда имеют горизонтальный и вертикальный характер.

Горизонтальный  характер разделения труда обусловлен тем. что внутри организации необходимо иметь руководителя», возглавляющего каждое отдельное подразделение, например по функциональному принципу:

• заместителя  по маркетингу;

• заместителя  по финансам;

• заместителя  по науке;

• заместителя  по персоналу.

Работа  всех руководителей должна быть скоординирована.

На предприятиях промышленно-развитых стран принята  следующая классификация занятых  в производственном процессе:

1. Тор-менеджеры (высшее звено управления).

2. Middle-менеджеры  (среднее звено управления).

3. Low-менеджеры  ( supervisors - низшее звено управления).

4. «Белые  воротнички» — инженерно-технический  персонал и конторские служащие.

5. «Синие  воротнички» — рабочие, занятые физическим трудом.

6. «Серые  воротнички» — работники социальной  инфраструктуры.

Во всех странах наблюдается тенденция  роста количества «белых воротничков».

Существует  несколько звеньев.

Низовое звено, представителями которого являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники, занимается распределением заданий, контролем за ходом их выполнения, следят за рациональным использованием ресурсов.

Характер  работы заключается в частой смене  заданий (оперативная работа), больше контактируют с исполнителями, чем с начальством.

Специфические требования: умение ослаблять напряженность  от решений высшего руководства, умение предотвращать конфликты, основанное, рациональное распределение заданий  и закрепление ответственности  за работниками, способность мотивировать труд.

Среднее звено, представителями которого являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители, занимается координированием работы младших начальников (менеджеров), подготовкой необходимой информации для руководства высшего звена, представлением решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий), анализом производственно-экономических показателей, оказанием содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.

Специфические требования: владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств, знание научных методов  управления и принятия решений, владение методами в области психологии управления, умение мотивировать труд.

Основной  характеристикой среднего уровня менеджмента  является то, что он является информационно-аналитическим  центром. С одной стороны, представители  этого уровня анализируют то, что  происходит на низовом уровне, с  другой — дают высшему руководству информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании.

Высшее  звено, представителями которого являются: президент, вице-президент, директор и его заместители, занимаются текущим и стратегическим планированием и управлением.

Специфические требования: гибкость в принятии решений, учет макросреды, способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, интуиции), способность к новаторству, адаптация к переменам.

3. Миссия, определение.  Значение и роль  корпоративной миссии.

Миссия  – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (ответственное задание или роль)

Миссия  РГТЭУ: «Подготовка специалистов высокого уровня компетентности с учетом требований работодателя, к/с-ых как на национальном, так и международном рынках труда. Формирование профессиональных знаний у выпускников, а так же новых взглядов на качество и непрерывное обучение с целью постоянного обновления знаний, умений и навыков»

Значение  миссии

Разработка  миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.

Миссия  предназначена для решения следующих основных задач:

  • Представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей.
  • Определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке.
  • Создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании.
  • Согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.).
  • Способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Формирование  миссии позволяет определить, для  чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла  жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

«...Ответ  на вопрос «Кто мы, что мы делаем и  куда направляемся?» определит курс, который должна взять фирма, и  поможет выработать сильную индивидуальность. То, что компания собирается делать, и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначением (миссией) фирмы».

Информация о работе Стратегическое планирование. Ответы