Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО "ГМК "Норильский никель"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка подходов к формированию системы стратегического управления и обоснование ее эффективности для развития ОАО "Норильский никель".
В качестве задач рассматриваются следующие аспекты:
Краткая характеристика деятельности ОАО "Норильский никель" и его современного состояния;
Анализ макро - и микросреды организации;
Анализ внутренней среды организации;

Оглавление

Введение
1. Краткая характеристика деятельности ОАО "Норильский никель" и его современного состояния
2. Анализ макро- и микросреды организации
2.1 PEST-анализ компании "Норильский никель"
2.2 Анализ отрасли ОАО "Норильский никель"
2.3 Анализ конкурентной среды (Модель пяти сил М. Портера)
2.4 Карта стратегических групп ОАО "Норильский никель"
3. Анализ внутренней среды ОАО "Норильский никель"
3.1 "Цепочка ценностей" фирмы М. Портера
3.2 SNW-анализ ОАО "Норильский никель"
4. Стратегическое видение будущего на основе SWOT-анализа ОАО "Норильский никель"
5. Позиции и перспективы продукции ОАО "Норильский никель"
5.1 Матрица БКГ для ОАО "Норильский никель"
5.2 Матрица И. Ансоффа для ОАО "Норильский никель"
5.3 Матрица GE (General Electric) /McKinsey ОАО "Норильский никель"
6. Оценка ключевых факторов успеха
7. Стратегическое видение будущего ОАО "Норильский никель"
8. Оценка соответствия реализуемых в организации мероприятий миссии, целям, стратегии
9. Люди-лидеры и разработка стратегии
10. Необходимость стратегического подхода к управлению в ОАО "Норильский никель"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

норникель реферат.rtf

— 7.08 Мб (Скачать)

 

 

2.2 Анализ отрасли ОАО "Норильский никель"

 

Характеристики

Стратегическая важность

Размеры рынка

Суммарный объем отрасли свыше 15 миллиардов долларов. Однако вход для новых конкурентов очень затруднителен, так как практически все крупные месторождения цветных металлов уже поделены между существующими конкурентами. Несмотря на всю привлекательность рынка, вход в отрасль очень затруднителен.

Масштабы конкуренции

Конкуренция в мировом масштабе

Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок (начало подъема, быстрый рост, начало зрелости, конец зрелости и насыщение, застой и старение, спад)

С 2006 происходил спад темпов роста, затем в 2010г наблюдается увеличение темпов роста на 4% по сравнению с 2009г.

Стадия рынка: зрелость

Конкуренция умеренная

Число конкурентов и их относительные размеры (действуют ли в отрасли множество мелких компаний или в ней доминирует ограниченное число крупных фирм)

В отрасли доминирует ограниченное число крупных фирм, следовательно, конкуренция является неинтенсивной. Основные конкуренты:

Производство никеля: ОАО ГМК Норильский Никель (доля рынка-23%), VALE DO RIO DOCE (17,3%), BHP BILLITON (15 %), Inco, Falconbrige

Производство меди AURUBUS AG (4,6 %), BHP BILLITON (3,3 %) и KGHM POLSKA (с долей 2,6 % в мировом объеме производства). ОАО ГМК "Норильский Никель" 3 %.

Количество покупателей и их финансовые возможности

Важнейшими потребителями являются самолетостроение, ракетостроение, судостроение, электротехническая, автомобильная и ряд других отраслей машиностроения и металлообработки. Значительный объем потребления основных цветных металлов наблюдается в строительстве, железнодорожном транспорте, а также в химической отрасли и производстве бытовых изделий. Данные компании обладают широкими финансовыми возможностями, и готовы платить высокую цену за продукцию

Идет ли интеграция "вперед" или "назад"

Компании являются вертикально-интегрированные холдинги с замкнутым циклом производства, стремясь тем самым повысить свою конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, за счет экономии на масштабах производства

Направления и темпы технологических изменений, как в процессе производства, так и в создании новых продуктов

Компании имеют в своем составе научно - технические подразделения, что позволяет оперативно внедрять новые технологии. Технологические изменения оперативны, однако не носят стремительный характер и касаются разработки и усовершенствования существующих технологических процессов. Технологические изменения не связаны с большими рисками, т.к. технология добычи уже имеет законченный характер и революционных достижений в этой области вероятнее всего не предвидится.

Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее

отрасль является чрезвычайно капиталоемкой, требующей высоких инвестиционных расходов, что очень затрудняет проникновение новых конкурентов

Являются ли продукты/услуги фирм-конкурентов высокодифференцированными, слабодифференцированными или практически одинаковыми

Продукты фирм являются практически идентичными, покупатели легко могут сменить фирму-поставщика на аналогичную компанию, следовательно, в отрасли существует умернно-жесткая конкуренция

Имеют ли возможность компании осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий

Умеренная экономия на масштабах, все компании имеют практически одинаковые производственные издержки, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции одному клиенту и на покупке партий сырья.

Является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства

загруженность производственных мощностей: 90-100% от максимальной; при загруженности ниже 90% предельные издержки намного ниже.

Имеет ли кривая "обучение/опыт" в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия уменьшалась по мере того, как кумулятивный выпуск (и опыт, приобретаемый в процессе производства) растет

нет

Осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения

Отрасль требует очень значительных капитальных вложений, причем постоянного характера (компании регулярно осуществляют геологоразведочные работы с целью разработки новых месторождений)

Имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом

Высокая прибыльность отрасли, однако новым компаниям очень непросто войти на данный рынок


 

 

2.3 Анализ конкурентной среды (Модель пяти сил М. Портера)

 

1) Соперничество между продавцами.

фирмы-конкуренты примерно равны по своим размерам и объемам производства, они находятся примерно в равных условиях;

отрасль представляет собой малочисленную группу, каждый член группы имеет сильные позиции на рынке;

все фирмы данной отрасли придерживаются стратегии полной загрузки производственных мощностей, что снижает постоянные издержки, потому что они делятся на большее число изделий;

Вывод: конкуренция умеренна, так как большинство фирм получают приемлемую прибыль.

2) Влияние на конкуренцию в отрасли фирм, собирающихся выйти на данный рынок.

экономия на масштабах производства, которая характерна для данной отрасли, отпугивает потенциальных конкурентов, так как она вынуждает производить сразу большой объем продукции или ставит их в невыгодное положение по издержкам

данная отрасль требует технологически сложного оборудования и навыков;

потребители проявляют верность к уже существующим маркам, которых не так много;

необходимы значительные денежные средства, чтобы успешно обосноваться на рынке;

Фирмы-старожилы очень уверенно чувствуют себя на данном рынке, и "охраняют" свои каналы сбыта;

данная отрасль сильно зависим от политического фактора. Экспорт контролируется государственной властью.

Вывод: существуют высокие барьеры, мешающие новым компаниям входить в отрасль.

3) Влияние на конкуренцию в отрасли товаров-субститутов.

На мировом рынке конкурируют компании с аналогичной продукцией. Покупатель может выбирать, пусть и из ограниченного круга компаний. Следовательно, идет борьба за покупателя между компаниями-производителями

4) Конкурентная сила поставщиков.

Поставщики не являются весомой конкурентной силой, так как они конкурируют между собой, чтобы заключить договор-поставки с крупнейшими мировыми компаниями

5) Конкурентная сила покупателей.

Покупатели, как и поставщики, не являются весомой конкурентной силой. Компания Норильский никель проводит ежегодные тендеры, победители которых напрямую закупают металл у компании.

Вывод: конкурентная стратегия компании Норильский никель тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от пяти конкурентных сил.

 

 

 

2.4 Карта стратегических групп ОАО "Норильский никель"

 

Рассматривается рынок никеля

 

Доля на рынке никеля

Ассортимент

(кроме никеля)

Масштаб деятельности

 

Цена/качество

Вертикальная интеграция

Качество системы сбыта

ГМК "Норильский Никель" (НН)

23%

Широкий

Мировой

высокий

Холдинг

Высокое

Vale do Rio Doce

17,3%

Широкий

Мировой

высокий

Холдинг

Высокое

Inco

15%

Средний

Мировой

высокий

Полностью самостоятельный филиал Vale do Rio Doce

Среднее

BHP Billiton

10%

Широкий

Мировой

средний

Холдинг

Высокое

Falconbridge

7%

Широкий

Мировой

высокий

Холдинг

Среднее

Eramet SA

3,6%

Средний

Мировой

средний

Холдинг

Среднее

Jinchuan Group

11%

Широкий

Мировой

средний

Холдинг

Среднее

Xstrata

7,4%

Средний

Мировой

средний

Холдинг

Высокое

Sumitomo Metal Mining

3%

Широкий

Мировой

высокий

Холдинг

Высокое

Pacific Metals

2,7%

Средний

Мировой

средний

Полностью самостоятельный филиал Reliance Steel and Aluminum

Среднее


 

 

уровень цена/качество

 

Ассортимент

 

 

 

3. Анализ внутренней среды ОАО "Норильский никель"

 

3.1 "Цепочка ценностей" фирмы М. Портера

 

На основе "цепочки ценностей" можно выделить конкурентные преимущества в следующих областях:

  • Минерально-сырьевая база (поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых): Компания обладает значительными запасами руды, достаточными для обеспечения стабильной деятельности на Таймыре на период до 2020-2025 гг.
  • Производство цветных и драгоценных металлов: благодаря высокому содержанию в руде драгоценных металлов Компания удерживает позицию самого низкозатратного производителя никеля в отрасли.

Система маркетинга и сбыта: компания обладает эффективной системой сбыта и продвижения продукции на рынок. "Повысив прозрачность закупок, мы значительно сократили количество затрачиваемых на эти цели средств, причем без ущерба для производства"4. Большая часть производимых металлов реализуются по долгосрочным контрактам прямым потребителям. Это означает, что компания не зависит от спекулятивных колебаний цен на мировых биржевых рынках.

Производственные подразделения находятся на трех континентах в пяти странах мира - России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР: помимо увеличения объемов производства металлов, эти сделки привносят в компанию качественно новые элементы - технологии, новые месторождения. В производственную корзину ГМК добавляются новые продукты, а значит - расширяются рынки сбыта и укрепляются позиции компании в отрасли.

 

 

3.2 SNW-анализ ОАО "Норильский никель"

 

 

Качественная оценка

Комментарии

п/п

Наименование стратегической позиции

S

Сильная

N

Нейтральная

W

Слабая

1

Стратегия организации

86

   

Компания обладает эффективной стратегией, охватывающей все функциональные подсистемы, и стремится неукоснительно следовать данной стратегии.

2

Бизнес - стратегии (в целом), в том числе:

 

67

   
 

Бизнес №1 (производство никеля)

83

     
 

Бизнес №2 (производство меди)

 

54

   
 

Бизнес №3 (производство кобальта)

   

31

 
 

Бизнес № 5 (платина)

 

56

   
 

Бизнес №6 (палладий)

81

     
 

Бизнес №8 (золото)

 

48

   

3

Организационная структура

 

50

 

Дивизиональная структура - типичная структура для подобных сырьевых конгломератов

4

Общее финансовое положение, в том числе

 

64

 

Компания испытывает на себе негативное воздействие кризиса. В 2009 году выручка от реализации снизилась по сравнению с

2008 годом на 27%. Однако в целом, финансовое положение НН лучше чем у конкурентов.

4.1

состояние баланса

 

63

   

4.2

уровень бухгалтерского учета

70

     

4.3

структура финансов

 

55

   

4.4

доступность инвестиционных ресурсов

 

53

   

4.5

уровень финансового менеджмента

 

48

   

5

Конкурентоспособность продукции (в целом), в том числе:

 

60

 

Высококачественная продукция, обеспечивающая лидерство на рынках никеля, платины и палладия.

 

Продукт №1 - никель

88

     
 

Продукт №2 - медь

 

40

   
 

Продукт №3 - кобальт

   

33

 
 

Продукт №4 - платина

70

     
 

Продукт№5 - палладий

82

     
 

Продукт №6 - золото

   

32

 
 

Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом), в том числе:

 

65

   
 

Бизнес №1 (производство никеля)

77

     
 

Бизнес №2 (производство меди)

   

32

 
 

Бизнес №3 (производство кобальта)

 

34

24

 
 

Бизнес № 5 (платина)

 

49

   
 

Бизнес №6 (палладий)

63

     
 

Бизнес №8 (золото)

71

67

19

 

6

Эффективность системы реализации продукта (в целом), в том числе:

 

63

 

эффективная система прямых деловых взаимоотношений с потребителями продукции Компании.

6.1

Как материальная структура

 

65

   

6.2

Как умение торговать

 

66

   

7

Использование информационных технологий

75

   

НН уделяет очень большое внимание развитию информационных технологий как ключевого инструмента повышения эффективности производства и управления. Укрепляя статус высокотехнологичной компании, "Норильский никель" традиционно поддерживает высокий уровень инвестиций в ИТ

8

Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов

 

42

   

9

Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе:

 

48

   

9.1

Способность к лидерству 1-го лица

 

60

   

9.2

Способность к лидерству всего персонала

 

64

   

9.3

Способность к лидерству как совокупность субъективных факторов

 

49

   

10

Уровень производства (в целом), в том числе:

68

     

10.1

Качество материальной базы

 

65

 

Компания регулярно осуществляет значительные вложение на обновление материальной базы

10.2

Профессионализм ключевых специалистов

 

59

 

В компании работает высококлассный профессиональный коллектив, соответствующий уровню компаний такого рода.

10.3

Профессионализм персонала основной сферы деятельности

73

     

11

Уровень маркетинга

 

50

 

Нн проводит систематическое исследование рынков сбыта и по результатам анализа полученной информации проводит работу по обеспечению оптимальной географической и отраслевой диверсификации продаж продукции, обеспечивающей успешную реализацию всей произведенной продукции. Компания гарантирует поставки продукции, соответствующей установленным требованиям и пожеланиям потребителей.

12

Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента в целом)

70

   

Менеджмент компании обладает гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям внешней среды, исходя из этого производит корректировку стратегии, стремясь обеспечить развитие и сохранение лидерства компании.

13

Известность товарного знака, политика брэндирования

69

   

Один из самых известных брендов на мировом рынке цветных металлов. Бренд-лидер на рынках никеля и палладия. Акции НН торгуются на фондовых биржах России, США, Лондона идр.

14

Качество персонала (в целом)

 

65

   

15

Репутация на рынке

77

   

Репутация надежного производителя качественной продукции

16

Репутация как работодателя

81

   

Компания входит в десятку наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей для россиян.

17

Отношения с органами власти (в целом), в том числе:

 

60

   

17.1

С федеральным правительством

 

51

 

Налажен конструктивный диалог с государством

17.2

С правительством субъекта федерации

77

   

НН поддерживает деловые отношения с региональными властями на территориях присутствия Компании, налажено сотрудничество с губернаторами Красноярского края и Мурманской области.

17.3

С органами местного самоуправления

93

   

Группа производит отчисления средств на социальные программы, осуществляет поддержание объектов социальной сферы в регионах, где расположены ее основные производственные предприятия.

17.4

С системой налогового контроля

 

66

 

Компания всегда своевременно и в соответствии с нормативами платила и платит налоги в бюджеты всех уровней.

18

Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе

 

54

   

18.1

С корпоративным

 

60

   

18.2

С отраслевым

   

32

 

19

Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации)

 

64

   

20

Инновации как исследования и разработки

90

     

21

Степень вертикальной интегрированности

87

   

Компания является вертикально интегрированным холдингом, что снизить издержки и усилить технологическую независимость производства.

22

Корпоративная культура

76

     

23

Стратегические альянсы

 

51

   

 

 

Примечание: Сравнение осществлялось с основными конкурентами компании: VALE DO RIO DOCE, BHP BILLITON, Inco

 

Spider-Map


2009


2008


 

Вывод: в результате экономического кризиса компания столкнулась с рядом негативных для себя тенденций. В 2009 году произошло стремительное падение мировых цен на цветные металлы. Из - за этого произошло снижение показатель компании практически по всем параметрам. Снизились выручка, рентабельность и другие финансовые показатели. Сузились возможности по рефинансированию кредитов и привлечению новых ресурсов.

"Основной фактор, позитивно влияющий на уровень рейтингов "Норильского никеля", - обширные запасы высококачественного сырья и высокая обеспеченность добычи запасами, что позволяет группе занимать лидирующие позиции на мировом рынке таких металлов, как никель, палладий, платина, и, в меньшей степени, медь. Это обеспечивает низкий уровень издержек, который способствует поддержанию рентабельности группы и обеспечивает ее устойчивость к спадам на сырьевых рынках. Низкий уровень издержек и принимаемые дополнительные меры по сокращению затрат и снижению капитальных расходов позволили смягчить негативное влияние экономического спада на основные показатели кредитоспособности группы в 2009 г.

В 2010г. ситуация нормализовалась: чистая прибыль "Норильского никеля" за первое полугодие 2010 года по МСФО выросла на 434% до $2,345 млрд, против $439 млн за аналогичный период в 2009 году, сообщает пресс-служба компании. Выручка компании выросла увеличилась на 68% и составила $46,837 млн $4,078 млн в первом полугодии 2009 года. Выручка от реализации металлов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 78% и составила $5,852 млн против $3,289 в первом полугодии 2009 года. В отчетном периоде запасы готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов увеличились на 10% и составили $2 197 млн. Это объясняется возросшим спросом на цветные металлы и соответственный рост цен на данную продукцию.

 

4. Стратегическое видение будущего на основе SWOT-анализа ОАО "Норильский никель"

 

 

Возможности:

постоянный рост объемов производства и потребления металлопродукции

повышение цен на цветные металлы в краткосрочной перспективе

поддержка со стороны государства

ресурсосбережение и снижение экологического воздействия на фоне мирового повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;

Инвестиционная привлекательность металлургического сектора

Угрозы:

Зависимость от политических факторов

Зависимость от состояния мировой экономики

Зависимость изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США

Сильные стороны:

Компания имеет сильные позиции на рынке никеля и меди;

низкая себестоимостью продукции по сравнению с зарубежными производителями.

Эффективная дивидендная политика.

 СИВ:

Ведущая позиция в отрасли по качеству и количеству минеральных ресурсов. Исходя из этого можно выделить следующие направления развития: сохранение позиции низкозатратного производителя в отрасли за счет развития уникальной ресурсной базы; концентрация на российских производственных площадках, их последовательная модернизация и, как следствие, снижение вредных выбросов; дальнейшая интеграция зарубежных активов в производственную цепочку ГМК.

СИУ:

За счет диверсификации бизнеса компания снижает свою зависимость от колебаний цен на рынке никеля.

Фокус на проектах с высокой отдачей на инвестированный капитал;

Компания имеет хорошую репутацию лидера поэтому необходимо решать задачи по регулированию отношений с государством (имеются в виду вопросы по квотам, лицензиям, экспорту).

Слабые стороны:

Износ оборудования

Высокая соц ответственность

Истощение месторождений на Кольском полуострове

СЛВ:

За счет роста объемов потребления на рынке цветных металлов, компания получает высокую прибыль, которую может использовать на поиск новых месторождений, и обновление основных промышленно-производственных фондов, инвестирование в минерально-сырьевую базу с целью сохранения объема производства

СЛУ:

Компании следует с некоторой осторожностью проводить свою социальную политику. В случае полного исчерпания запасов компания столкнется с социальными проблемами, так как Норильский Никель является единственным работодателем и градообразующим предприятием и в случае чего попадет "в немилость" государства. Необходимо сохранять свою приверженность социальной политике в области персонала.


 

 

5. Позиции и перспективы продукции ОАО "Норильский никель"

 

5.1 Матрица БКГ для ОАО "Норильский никель"

 

Номер СХП

Объем продаж организации, тыс тонн

Объем продаж ведущего конкурента (тыс тонн)

Емкость рынка, тыс тонн

Темп роста рынка, %

Относительная доля рынка СХП

Доля рынка СХП. %

1-Никель

283

228

1500

7%

1,24

19%

2-Медь

402

582,6

1340

6%

0,69

3%

3 - Платина Тыс унций

661

845

7344

1,9%

0,78

9%

4-Палладий Тыс. унций

2684

1677,5

7063

4%

1,6

38%

5-Кобальт

5,4

7,1

108

2%

0,76

5%

6-Золото Тыс унций

130

200

6500

12%

0,65

2%

Родий (тонн)

2,18

20,62

23,95

10,8%

0,1%

9%


 

 

5.2 Матрица И. Ансоффа для ОАО "Норильский никель"

 

 

Старый рынок

Новый рынок

Старый товар

Совершенствование деятельности (1)

Стратегия развития рынка (3)

Новый товар

Товарная экспансия (2)

Диверсификация (4)


 

1. Стратегия "Улучшай то, что ты уже делаешь" компания реализует в отношении никеля, платины, палладия, кобальта родия, рутения иридия, золота, серебра и др., т.к. на данных рынках компания занимает сильные позиции и стремится расширить сбыт этих продуктов и увеличить объемы производства. Вся произведенная металлопродукция ОАО "ГМК "Норильский никель" в 2009 году реализована по ценам выше среднегодовых рыночных. Компания постоянно повышает качество продукции и услуг и имеет эффективную систему прямых деловых взаимоотношений с потребителями продукции Компании.

Информация о работе Стратегический подход к управлению организацией на примере ОАО "ГМК "Норильский никель"