Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:49, лекция
За последние пятнадцать лет экономические условия работы российских предприятий сильно изменились. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют руководителей предприятий самих заботиться о судьбе своего дела. Это означает, что они должны уметь формулировать цели, оценивать преимущества и недостатки своих предприятий, предвидеть возможные внешние угрозы и опасности и осуществлять управление предприятием соответственно изменениям внешней среды, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента, что свидетельствует об актуальности предмета.
1. Сущность, основные понятия стратегического менеджмента.
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента
1.2. Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического
1.3. Стратегия и тактика управления
1.4. Связь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.
2. Основные этапы цикла стратегического управления организацией
2.1. Миссия организации. Значение миссии в формировании цели и направления развития организации.
2.2. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей.
2.3. Анализ внешней среды.
2.4. Анализ внутренней среды
2.5. Выбор стратегии маркетинга
3. Портфельный анализ
3.1. Понятие стратегической единицы бизнеса и корпоративного портфеля
3.2. Матрица Бостон Консалтинг Групп «рост – доля»
3.3. Матрица Дженерал Электрик «привлекательность отрасли – позиция в конкуренции»
3.4. Матрица жизненного цикла отрасли
3.5. Анализ корпоративного портфел
4. Базовые стратегии развития
4.1. Стратегия лидерства за счет минимизации издержек.
4.2. Стратегия дифференциации.
4.3. Стратегии специализации (фокусирования, концентрации)
5. Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа)
5.1. Интенсивный рост: расти в пределах базового рынка.
5.1.1. Стратегия проникновения: развивать продажи выпускаемых товаров на существующих рынках.
5.1.2. Стратегия развития рынков: развивать продажи выпускаемых товаров на новых рынках.
5.1.3. Стратегия развития через товары: развивать продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары:
5.2. Интегративная стратегия: расти в пределах индустриальной цепочки
5.2.1. Вертикальная интеграция.
5.2.2. Горизонтальная интеграция.
5.3. Стратегии роста через диверсификаци
5.3.1. Стратегия концентрической (связанной) диверсификации.
5.3.2. Стратегия чистой (несвязанной) диверсификации.
6. Конкурентные стратегии
6.1. Стратегии лидера отрасли
6.2. Стратегия «бросающего вызов»
6.3. Стратегия «следующего за лидером»
6.4. Стратегии для слабого бизнеса.
6.5. Стратегии для фирм, действующих в новых отраслях:
6.6. Стратегия для фирм, действующих в отраслях,
находящихся в стадии зрелости.
6.7. Стратегии для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии спада.
6.8. Стратегии для фирм, работающих в раздробленных отраслях.
6.9. Стратегии конкуренции на международных рынках
6.9.1. Цели международного развития
6.9.2. Стратегические альянсы (объединения)
7. Операционные стратегии маркетинга
7.1. Стратегия качества
7.2. Стратегии ценообразования
7.3. Стратегии в канале сбыта
7.3.1. Стратегии охвата рынка: интенсивный сбыт, избирательный сбыт, эксклюзивное распределение и франшиза.
7.3.2. Стратегии сотрудничества с посредниками: стратегия вталкивания
стратегия втягивания.
7.4. Стратегии коммуникации: позиционирования, «послания», «звездная».
7.5. Стратегии регулирования спроса на этапах ЖЦТ
8. Выбор стратегии и пути ее реализации
8.1. Изложение стратегии
8.2. Рекомендации, обобщающие опыт разработки стратегий прошлых лет
8.3. Правила выбора стратегии, заимствованные из военной истории
8.4. Организационные уровни разработки стратегии
8.5. Бюджет маркетинга
8.6. Разработка и согласование бюджета маркетинга
8.7. Влияние электронной коммерции на разработку стратегии
^ 6.7. Стратегии для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии спада.
Для успеха в отраслях,
находящихся в стадии спада,
рекомендуются следующие
1. Стратегия фокусирования, путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов.
2. Стратегия дифференциации на основе улучшения качества и инноваций.
3. Минимизация издержек
(отказ от функций и видов
деятельности, которые могут быть
выполнены другими фирмами с
наименьшими затратами,
^ 6.8. Стратегии для фирм,
работающих в раздробленных
Отрасль может состоять
из сотен и тысяч мелких
и средних фирм, ни она из
которых не играет
1. Низкие входные барьеры.
2. Экономия на управлении
компенсирует отсутствие
3. Небольшой спрос на товары, невыгодный крупным фирмам.
4. Рынок использования
товаров ограничен
5. Разнообразие спроса, для
удовлетворения которого
6. Высокие транспортные издержки ограничивают радиус действия фирмы.
Местные правила и обычаи отличают одну географическую зону от другой.
Возможные варианты конкурентных стратегий:
1. Минимизация издержек.
2. Интеграция (небольшие
фирмы по ремонту квартир,
3. Специализация на типе
потребителя,
4. Фокусирование на отдельных географических районах.
5. Специализация на типе товара.
^ 6.9. Стратегии конкуренции на международных рынках.
6.9.1. Цели международного развития
Увеличить потенциальный
спрос и, значит, расширить объем
производства и улучшить
Распределить коммерческий
риск, обращаясь к потребителям,
живущим в различных
Продлить жизненный
цикл, внедряясь на рынки,
Защитить себя от
конкуренции, диверсифицируя
Снизить снабженческие
и производственные издержки, используя
сравнительные преимущества
Существует шесть
1. Передавать иностранным
фирмам право на использование
ее технологий или на
2. Укреплять национальное
производство в одной стране
и вывозить товары на
3. Следовать многонациональной
стратегии, для чего
4. Следовать глобальной
стратегии минимизации
5. Следовать глобальной
стратегии дифференциации, при которой
фирма дифференцирует свой
6. Следовать глобальной
стратегии фокусирования,
^ 6.9.2. Стратегические альянсы (объединения)
Стратегическими альянсами называются соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм. Альянс подразумевает проведение совместных исследований, обмен технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок продукции друг друга или объединение усилий в производстве комплектующих или сборке конечной продукции.
Фумио Сато, исполнительный директор компании Тошиба:
«Эра, когда одна компания
могла доминировать в
Его рекомендации: выбирать
партнера тщательно,
^ 7. Операционные стратегии маркетинга
7.1. Стратегия качества
Функция контроля качества
традиционно рассматривалась
Качество можно определить,
как степень соответствия
Управление качеством
требует разбить полное
Составляющие качества товара.
Функциональное соответствие: способность товара правильно выполнять базовую функцию.
Дополнительные функции: диапазон возможностей товара, помимо базовой функции.
Соответствие: соблюдение норм и стандартов на заявленном уровне совершенства.
Надежность: отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного срока.
Долговечность: полезный срок службы товара или частота его использования до выхода из строя.
Сервис: диапазон, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи.
Эстетичность: дизайн, «вид» цвет, вкус и т.д.
Воспринимаемое качество: репутация, имидж товара или марки.
Каждая составляющая
представляет возможное
Фирма сама должна
адаптировать составляющие
Когда фирма «Люфтганза» приняла лозунг: «Бизнесмены хотят достичь места назначения, а не ждать», - в переводе на язык норм это означало: «Пассажир не должен ждать свыше тридцати минут». Исходя из этого, были установлены нормы на процессы регистрации и выдачи багажа, расписание полетов и т. д.
^ 7.2. Стратегии ценообразования
Стратегия ценообразования – это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы.
При выборе ценовой
стратегии нужно учитывать как
внутренние ограничения,
Стратегия «снятия сливок»
- кратковременное конъюнктурное
завышение цен с целью
Стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» или «проход по сегмента». Стратегия, применяющаяся вслед за стратегией «снятия сливок». Ступенчатым снижением цен после насыщения первоначально выбранного сегмента фирма добивается периодического расширения рынка сбыта и соответствующего увеличения продаж за счет покупателей со все более низким уровнем дохода.
Стратегия «цены проникновения»
- значительное занижение цен на
товар с целью захвата
Стратегия «роста проникающей цены» - повышение цен после реализации стратегии цены проникновения.
Стратегия «преимущественной цены» (цена выше, чем у конкурента, цена ниже, чем у конкурента) - достижение преимущества по отношению к конкурентам в качестве, либо в издержках.
Стратегия «определения цены на комплект товаров» - гостиницы продают комплект услуг на выходной день: номер, питание и развлечение. Идея в том, что комплект товаров или услуг имеют в глазах покупателя большую стоимость, чем стоят его составляющие по отдельности.
Стратегия «дифференцирования
цен на взаимосвязанные товары»
- использование широкого спектра
цен на различные модификации
товара (низкая цена на основной товар
в номенклатуре компенсируется завышенной
ценой дополняющих товаров). Такой
подход уже давно приняли фирмы
«Жилет» в отношении лезвий и
«Кодак» в отношении
Стратегия «ценовой дискриминации» - учитывающая различия в клиентах, время продажи, местоположения продавца и т.д. (предварительная продажа авиабилетов, стоимость блюд в ресторане в разное время дня, скидки пенсионерам и т.д.).
Стратегия «ценовых линий» - использование резкой дискриминации цен на ассортиментные виды товара, с целью создать у покупателей представление о принципиальных различиях в качестве.
Стратегия «стабильных долговременных цен» - неизменных при любом изменении рыночных ситуаций. Применяя данную стратегию фирма формирует контингент своих постоянных приверженцев, укрепляет имидж и при благоприятной конъюнктуре возмещает временные потери, возобновляет или расширяет финансовый резерв.
Стратегия «следования за конкурентом» - основана на копировании поведения ценового лидера.
^ 7.3. Стратегии в канале сбыта
7.3.1. Стратегии охвата рынка
При выборе непрямого
канала сбыта могут
Фирма «Голливуд» предлагает
свою жевательную резинку, где
только можно: во всех
Фирма «Пьер Карден» распространяет свои модели одежды в тщательно отобранных специализированных магазинах и старается быть представленной в лучших из них.
Фирма ВиЭйДжи сбывает свои автомашины через эксклюзивных дилеров; каждый такой дилер имеет свой регион, в котором только он имеет право предлагать машины этой марки.
«Голливуд» реализует
интенсивную сбытовую
Выбор стратегии для определенного товара зависит от свойств самого товара, от целей, преследуемых фирмой, и от конкурентной ситуации.
Интенсивный сбыт
При интенсивном сбыте
фирма ищет максимально
Достоинство активного
сбыта – наибольшая
Недостатки стратегии:
риск утраты контроля над маркетинговой стратегией;
трудности поддержания имиджа марки;
возрастание сбытовых
издержек может снизить
Избирательный сбыт
В избирательной системе сбыта изготовитель использует не всех посредников, которых он мог бы привлечь. Такая сбытовая стратегия предпочтительна для товаров предварительного выбора, когда покупатель производит сравнение цен и свойств товаров.