Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:49, лекция

Краткое описание

За последние пятнадцать лет экономические условия работы российских предприятий сильно изменились. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют руководителей предприятий самих заботиться о судьбе своего дела. Это означает, что они должны уметь формулировать цели, оценивать преимущества и недостатки своих предприятий, предвидеть возможные внешние угрозы и опасности и осуществлять управление предприятием соответственно изменениям внешней среды, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента, что свидетельствует об актуальности предмета.

Оглавление

1. Сущность, основные понятия стратегического менеджмента.
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента
1.2. Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического
1.3. Стратегия и тактика управления
1.4. Связь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.
2. Основные этапы цикла стратегического управления организацией
2.1. Миссия организации. Значение миссии в формировании цели и направления развития организации.
2.2. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей.
2.3. Анализ внешней среды.
2.4. Анализ внутренней среды
2.5. Выбор стратегии маркетинга
3. Портфельный анализ
3.1. Понятие стратегической единицы бизнеса и корпоративного портфеля
3.2. Матрица Бостон Консалтинг Групп «рост – доля»
3.3. Матрица Дженерал Электрик «привлекательность отрасли – позиция в конкуренции»
3.4. Матрица жизненного цикла отрасли
3.5. Анализ корпоративного портфел
4. Базовые стратегии развития
4.1. Стратегия лидерства за счет минимизации издержек.
4.2. Стратегия дифференциации.
4.3. Стратегии специализации (фокусирования, концентрации)
5. Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа)
5.1. Интенсивный рост: расти в пределах базового рынка.
5.1.1. Стратегия проникновения: развивать продажи выпускаемых товаров на существующих рынках.
5.1.2. Стратегия развития рынков: развивать продажи выпускаемых товаров на новых рынках.
5.1.3. Стратегия развития через товары: развивать продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары:
5.2. Интегративная стратегия: расти в пределах индустриальной цепочки
5.2.1. Вертикальная интеграция.
5.2.2. Горизонтальная интеграция.
5.3. Стратегии роста через диверсификаци
5.3.1. Стратегия концентрической (связанной) диверсификации.
5.3.2. Стратегия чистой (несвязанной) диверсификации.
6. Конкурентные стратегии
6.1. Стратегии лидера отрасли
6.2. Стратегия «бросающего вызов»
6.3. Стратегия «следующего за лидером»
6.4. Стратегии для слабого бизнеса.
6.5. Стратегии для фирм, действующих в новых отраслях:
6.6. Стратегия для фирм, действующих в отраслях,
находящихся в стадии зрелости.
6.7. Стратегии для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии спада.
6.8. Стратегии для фирм, работающих в раздробленных отраслях.
6.9. Стратегии конкуренции на международных рынках
6.9.1. Цели международного развития
6.9.2. Стратегические альянсы (объединения)
7. Операционные стратегии маркетинга
7.1. Стратегия качества
7.2. Стратегии ценообразования
7.3. Стратегии в канале сбыта
7.3.1. Стратегии охвата рынка: интенсивный сбыт, избирательный сбыт, эксклюзивное распределение и франшиза.
7.3.2. Стратегии сотрудничества с посредниками: стратегия вталкивания
стратегия втягивания.
7.4. Стратегии коммуникации: позиционирования, «послания», «звездная».
7.5. Стратегии регулирования спроса на этапах ЖЦТ
8. Выбор стратегии и пути ее реализации
8.1. Изложение стратегии
8.2. Рекомендации, обобщающие опыт разработки стратегий прошлых лет
8.3. Правила выбора стратегии, заимствованные из военной истории
8.4. Организационные уровни разработки стратегии
8.5. Бюджет маркетинга
8.6. Разработка и согласование бюджета маркетинга
8.7. Влияние электронной коммерции на разработку стратегии

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 102.39 Кб (Скачать)

 

Внутренние:

 

 Ресурсы предприятия  не позволяют обслуживать весь  рынок, однако оно может качественно  обслуживать потребителей рыночной  ниши;

 

 Развитая служба маркетинга, способная быстро определять  назревшие, осознанные проблемы  общества и способы их разрешения.

 

Рыночные:

 

 Наличие узких рыночных  ниш;

 

 Размер ниши обеспечивает  прибыль и имеет перспективы  роста;

 

 Конкуренты не рассматривают  данную рыночную нишу в качестве  ключевого фактора своего успеха.

 

Риски:

 

 Различия в ценах  специализированных товаров и  аналогичных товаров на всем  рынке могут заставить покупателя  отказаться от специализированных  товаров и услуг;

 

 Проникновение в рыночную  нишу конкурентов.

 

 

^ 5. Стратегии роста (Матрица  И. Ансоффа, Рис. 17)

 

 Большинство фирменных  стратегий предусматривает цели  роста: роста продаж, доли рынка,  прибыли или размера фирмы.  Рост – это фактор, влияющий  на активность фирмы, стимулирующий  инициативу и усиливающий мотивацию  персонала и руководства. Рост  необходим для отражения атак  конкурентов. 

 

 Цели роста могут  быть сформулированы на трех  различных уровнях:

 

Рост по отношению к  базовому рынку; будем называть это  интенсивным ростом.

 

Рост по отношению к  производственной цепочке – интеграция «вперед» или «назад» относительно основной деятельности: это интегративный  рост.

 

Рост, основанный на возможностях вне зоны обычной деятельности: рост посредством диверсификации.

 

 Каждой из названных  целей роста соответствует определенное  число возможных стратегий.

 

 

 

^ 5.1. Интенсивный рост: расти  в пределах базового рынка.

 

Стратегия интенсивного роста  актуальна, когда фирма еще не исчерпала полностью возможности, связанные с ее товарами на рынках, на которых она действует. Имеются  следующие альтернативы.

 

^ 5.1.1. Стратегия проникновения:  развивать продажи выпускаемых  товаров на существующих рынках.

 

 В рамках стратегии  проникновения нужно попытаться  увеличить объем продаж имеющихся  товаров на существующих рынках. Этого можно достичь различными  способами.

 

 Развитие первичного  рынка: увеличить размер рынка,  например, путем:

 

Привлечение новых пользователей  товаром.

 

Побуждение потребителей к более частому использованию  товаром.

 

Побуждение покупателей  к большему разовому потреблению.

 

Обнаружения новых возможностей использования.

 

 Подобная стратегия  типична для фирмы лидера, которая  больше всех выигрывает от  расширения рынка.

 

 Увеличение своей доли  рынка: привлечь бывших клиентов  фирм-конкурентов посредством активных  действий по продвижению товаров,  например:

 

Улучшить товар или  услуги.

 

Изменить позиционирование марки.

 

Пойти на значительное снижение цены.

 

Укрепить сбытовую сеть.

 

Провести мероприятия  по стимулированию сбыта.

 

 Такие действия характерны  для рынков, где первичный спрос  стал нерасширяемым, т.е. в стадии  зрелости ЖЦТ.

 

Приобретение рынков, например путем:

 

Покупки фирмы-конкурента.

 

Создание совместного  предприятия для контроля большей  доли рынка.

 

Защита своего положения  на рынке (связь с клиентами, сбытовая сеть, имидж) активизировать для этого  операционный маркетинг, например, путем:

 

Небольших улучшений товара и позиционирования.

 

Защитной стратегии ценообразования.

 

Укрепления сбытовой сети.

 

Усиление мер по стимулированию сбыта.

 

Рационализация рынка. Например:

 

Сфокусироваться на самых  рентабельных сегментах.

 

Обратиться к самым  эффективным дистрибьюторам.

 

Сократить число клиентов, установив минимальный объем  заказа.

 

Уйти из некоторых сегментов.

 

Организация рынка: Например:

 

Пользуясь поддержкой органов  управления, установить правила конкурентной борьбы в соответствующей отрасли.

 

Создать профессиональные организации, например, для сбора данных о рынке.

 

Заключить соглашение о сокращении или стабилизации производства.

 

 Три последние стратегии  носят преимущественно защитный  характер: их целью их целью  является поддержание уровня  проникновения на рынок.

 

 

 

^ 5.1.2. Стратегия развития  рынков: развивать продажи выпускаемых  товаров на новых рынках.

 

Эти стратегии имеют целью  рост объема продаж путем внедрения  имеющихся товаров на новые рынки. Здесь также имеется несколько  альтернатив.

 

^  Новые сегменты: адресоваться  к новым сегментам на том  же региональном рынке. Например:

 

Предложить товар промышленного  назначения потребительскому рынку.

 

Изменив позиционирование товара, продавать его другой группе покупателей.

 

Предложить товар в  другом секторе промышленности.

 

Новые каналы сбыта: ввести товар в другую сеть, заметно отличающуюся от имеющихся. Например:

 

Сбывать напитки в местах работы (в конторах, на заводах, в  школах).

 

Продавать предметы мебели сетям отелей, используя каналы нулевого уровня.

 

В дополнение к имеющейся  сбытовой сети создать сеть франшиз.

 

Территориальная экспансия: внедриться в другие регионы страны или в другие страны. Например:

 

Поставлять товары на другие рынки через местных агентов  или торговые фирмы.

 

Создать сбытовую сеть из эксклюзивных дистрибьюторов.

 

Приобрести иностранную  фирму, действующую в том же секторе.

 

 Стратегии развития  рынков опираются в основном  на систему сбыта и ноу-хау  в области маркетинга.

 

 

 

^ 5.1.3. Стратегия развития  через товары: развивать продажи  на существующих рынках, предлагая  новые или улучшенные товары:

 

Имеются следующие возможности:

 

Добавление новых характеристик  товаров.

 

Повысить универсальность  товара за счет добавления новых функций.

 

Повысит социальную или эмоциональную  ценность утилитарного товара.

 

Повысить безопасность или  удобство пользования товаром.

 

Расширение товарной гаммы: разработать новые модели или  варианты товара с различным уровнем  качества. Например:

 

Выпустить товар в новых  расфасовках.

 

Увеличить набор вкусов, запахов, окраски.

 

Предложить тот же товар  в различных формах и составах.

 

Обновление линейки товаров. Восстановить конкурентоспособность  устаревших товаров путем их замены на товары, улучшенные функционально  или технологически. Например:

 

Внедрить новое поколение  более мощных моделей.

 

Внедрить экологически чистые модификации товаров.

 

Улучшить эстетические свойства товаров.

 

Улучшение качества: улучшить выполнение товаром своих функций  как набора свойств. Например:

 

Определить набор свойств, который устраивает различные группы покупателей.

 

Установить четкие нормы  качества по каждому свойству.

 

Реализовать программу полного  контроля качества.

 

Приобретение гаммы товаров: дополнить или расширить существующую гамму товаров используя внешние  средства. Например:

 

Приобрести фирму, выпускающую  дополнительные товары.

 

Заключить контракт с поставщиками требуемых товаров и перепродавать  их под своей маркой.

 

Создать совместное предприятие  для разработки и производства нового товара.

 

Рационализация гаммы  товаров: модифицировать гамму товаров, чтобы снизить издержки производства и сбыта. Например:

 

Стандартизировать гамму  товаров.

 

Не выпускать второстепенные или низкорентабельные товары.

 

Модифицировать концепцию  товара.

 

 Главным инструментом  данной группы стратегий роста  является товарная политика и  анализ сегментации.

 

 

 

^ 5.2. Интегративная стратегия:  расти в пределах индустриальной  цепочки.

 

Стратегия этого типа оправдана, когда фирма может повысить свою рентабельность, контролируя стратегически  важные для нее звенья в цепи производства и продажи товара. Следует различать  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

 

^ 5.2.1. Вертикальная интеграция. Любая организация встроена в  цепочку трансформации сырья  в конечный продукт и занимает  в ней определенное место, являясь  поставщиком и потребителем. Стратегия,  связанная с увеличением доли  организации в этой цепочке,  называется стратегией вертикальной  интеграции и предполагает движение  назад, к сырью (обратная вертикальная  интеграция), и вперед к товару (прямая вертикальная интеграция).

 

 Стратегия интеграции  «назад» используется для того, чтобы стабилизировать или защитить  стратегически важный источник  снабжения. Иногда такая интеграция  необходима, поскольку поставщики  не обладают ресурсами или  ноу-хау, чтобы выпускать детали  или материалы, необходимые фирме.  Еще одной целью может быть  доступ к новой технологии, критичной  для успеха базовой деятельности. Многие производители компьютеров  интегрировались с изготовителями  полупроводниковых компонентов,  чтобы овладеть этой, базовой  для них технологией.

 

 Мотивацией применения  стратегии интеграции «вперед»  является обеспечение контроля  над выходными каналами. Для фирмы,  выпускающей потребительские товары, речь может идти о контроле  над сбытом через франшизную сеть, эксклюзивные контракты или о создании собственных магазинов типа сети магазинов. На промышленных рынках главная цель заключается в контроле развития последующих звеньев технологической цепочки, которые снабжаются фирмой. Вот почему некоторые базовые отрасли активно участвуют в развитии фирм, осуществляющих дальнейшее преобразование их продукции.

 

 Компания может осуществлять  интеграцию за счет приобретения  фирм, уже работающих в технологической  цепочке, либо создавая в ней  собственные предприятия. 

 

Например, в начале 1998 г. нефтяная компания «Лукойл» приобрела контрольный пакет крупнейшего румынского нефтеперерабатывающего завода Petrotel, осуществив интеграцию вперед, которая улучшила возможности переработки нефти в компании и открыла доступ на новые географические рынки.

 

^ 5.2.2. Горизонтальная интеграция.

 

Горизонтальная интеграция – это объединение предприятий  работающих и конкурирующих в  одной области деятельности. Главной  целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли  путем поглощения определенных конкурентов  или установление контроля над ними. Например, приобретение автомобильной  группой Volkswagen 70 – процентного пакета акций чешского производителя автомобилей Skoda. Это позволило немецкой компании прочно закрепиться на быстро растущем восточноевропейском рынке.

 

^ 5.3. Стратегии роста через  диверсификацию

 

Диверсификация – это  распространение хозяйственной  деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов  предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и.т.д.).

 

 Стратегия диверсификации  предполагает включение в организацию  новых сфер бизнеса посредством:

 

 создания организаций  с нуля;

 

 создания совместных  организаций.

 

 приобретения организаций  (дружественное слияние, враждебное  поглощение):

 

 «зеленый шантаж» - в этом случае владелец крупного  пакета акций угрожает фирме  приобретением ее с последующим  дроблением ее имущества, если  только та не окажется готовой  покупать у него акции по  выгодному для него курсу.

 

 защита: «бросить грязь» - это попытка статьями в печати  и выступлениями по телевидению,  выставить в дурном свете фирму,  претендующую на приобретение  предприятия.

 

 «ядовитые пилюли»  - данный прием заключается в  разводнении акционерного капитала  путем выпуска новых привилегированных  акций без права голоса.

 

 «золотые парашюты»  - в этом случае дается обещание  выплатить крупные суммы менеджерам, если они не будут препятствовать  поглощению фирмы.

 

 «белый рыцарь» - это  просьба руководства, направленная  альтернативному контрагенту купить  предприятие. Это дает возможность  исключить из игры враждебно  настроенного покупателя.

 

 Стратегия диверсификации  оправдана, если производственная  цепочка, в которой находится  фирма, предоставляет мало возможностей  для роста или обеспечения  рентабельности либо потому, что  позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что базовый рынок  находится в стадии спада. Можно  дополнить мотивы диверсификации  еще двумя: диверсификация с  целью улучшения имиджа (логика  имиджа) и для того, чтобы не  упустить развитие новой перспективной  технологии (логика окна). Различают  диверсификацию концентрическую  и чистую.

Информация о работе Стратегический менеджмент