Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:49, лекция
За последние пятнадцать лет экономические условия работы российских предприятий сильно изменились. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют руководителей предприятий самих заботиться о судьбе своего дела. Это означает, что они должны уметь формулировать цели, оценивать преимущества и недостатки своих предприятий, предвидеть возможные внешние угрозы и опасности и осуществлять управление предприятием соответственно изменениям внешней среды, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента, что свидетельствует об актуальности предмета.
1. Сущность, основные понятия стратегического менеджмента.
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента
1.2. Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического
1.3. Стратегия и тактика управления
1.4. Связь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.
2. Основные этапы цикла стратегического управления организацией
2.1. Миссия организации. Значение миссии в формировании цели и направления развития организации.
2.2. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей.
2.3. Анализ внешней среды.
2.4. Анализ внутренней среды
2.5. Выбор стратегии маркетинга
3. Портфельный анализ
3.1. Понятие стратегической единицы бизнеса и корпоративного портфеля
3.2. Матрица Бостон Консалтинг Групп «рост – доля»
3.3. Матрица Дженерал Электрик «привлекательность отрасли – позиция в конкуренции»
3.4. Матрица жизненного цикла отрасли
3.5. Анализ корпоративного портфел
4. Базовые стратегии развития
4.1. Стратегия лидерства за счет минимизации издержек.
4.2. Стратегия дифференциации.
4.3. Стратегии специализации (фокусирования, концентрации)
5. Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа)
5.1. Интенсивный рост: расти в пределах базового рынка.
5.1.1. Стратегия проникновения: развивать продажи выпускаемых товаров на существующих рынках.
5.1.2. Стратегия развития рынков: развивать продажи выпускаемых товаров на новых рынках.
5.1.3. Стратегия развития через товары: развивать продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары:
5.2. Интегративная стратегия: расти в пределах индустриальной цепочки
5.2.1. Вертикальная интеграция.
5.2.2. Горизонтальная интеграция.
5.3. Стратегии роста через диверсификаци
5.3.1. Стратегия концентрической (связанной) диверсификации.
5.3.2. Стратегия чистой (несвязанной) диверсификации.
6. Конкурентные стратегии
6.1. Стратегии лидера отрасли
6.2. Стратегия «бросающего вызов»
6.3. Стратегия «следующего за лидером»
6.4. Стратегии для слабого бизнеса.
6.5. Стратегии для фирм, действующих в новых отраслях:
6.6. Стратегия для фирм, действующих в отраслях,
находящихся в стадии зрелости.
6.7. Стратегии для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии спада.
6.8. Стратегии для фирм, работающих в раздробленных отраслях.
6.9. Стратегии конкуренции на международных рынках
6.9.1. Цели международного развития
6.9.2. Стратегические альянсы (объединения)
7. Операционные стратегии маркетинга
7.1. Стратегия качества
7.2. Стратегии ценообразования
7.3. Стратегии в канале сбыта
7.3.1. Стратегии охвата рынка: интенсивный сбыт, избирательный сбыт, эксклюзивное распределение и франшиза.
7.3.2. Стратегии сотрудничества с посредниками: стратегия вталкивания
стратегия втягивания.
7.4. Стратегии коммуникации: позиционирования, «послания», «звездная».
7.5. Стратегии регулирования спроса на этапах ЖЦТ
8. Выбор стратегии и пути ее реализации
8.1. Изложение стратегии
8.2. Рекомендации, обобщающие опыт разработки стратегий прошлых лет
8.3. Правила выбора стратегии, заимствованные из военной истории
8.4. Организационные уровни разработки стратегии
8.5. Бюджет маркетинга
8.6. Разработка и согласование бюджета маркетинга
8.7. Влияние электронной коммерции на разработку стратегии
^ 5.3.1. Стратегия концентрической (связанной) диверсификации.
При осуществлении
этой стратегии фирма выходит
за рамки промышленной цепочки,
Следствием диверсификации
в рамках портфеля сфер
Стратегия связанной
диверсификации предполагает
Например, на производственных
мощностях, высвободившихся в
результате конверсии на АО
«Кировский завод» в С.
Другой пример, компания-концерн Жилетт имеет в своем портфеле следующие сферы бизнеса, имеющие стратегические соответствия (СС): лезвия и бритвы, зубные пасты и щетки, канцелярские принадлежности, кофеварки, будильники и т.д.
Пример маркетингового СС. Стоимость торговых марок компаний Кока-Кола и Мальборо оценивается более чем в тридцать миллиардов каждая. Если организация располагает признанной торговой маркой, то она может использовать ее для продвижения нового товара, затратив на это меньшие ресурсы, по сравнению с организацией, не имеющей торговой марки.
^ 5.3.2. Стратегия чистой (несвязанной) диверсификации.
Организации, осуществляющие несвязанную диверсификацию, называются конгломератами. Сферы бизнеса, находящиеся в их портфеле, имеют между собой слабые стратегические соответствия.
Примером диверсификации
является деятельность
Несомненно, стратегии
диверсификации наиболее
Как показывает практика,
в условиях общеэкономического
спада наибольшие шансы для
выживания имеют корпоративные
структуры типа концерна. Это
объясняется тем, что, во-
^ 6. Конкурентные стратегии
6.1. Стратегии лидера отрасли
Фирма – лидер рынка
занимает доминирующую позицию,
Обычно лидер – эта та фирма, которая вносит наибольший вклад в развитие базового рынка.
Основная цель лидера
отрасли – сохранить и
1. Стратегия постоянного
наступления. Цель – увеличить
свою долю рынка. Например, повысить
качество продукции, снизить
2. Стратегия обороны и
укрепления. Например, создать барьер
конкурентам высокими
3. Стратегия дифференциации
продукции с целью закрыть
для конкурентов возможные
4. Стратегия защиты от
появления альтернативных
5. Стратегия демаркетинга
– сокращения своей доли рынка,
^ 6.2. Стратегия «бросающего вызов»
Фирма, не занимающая
доминирующей позиции, может
Цель агрессивной стратегии бросающего вызов – занять место лидера.
Две проблемы в этом случае являются ключевыми: а) выбор плацдарма для атаки на лидера и б) оценка его возможностей реакции и защиты.
При выборе плацдарма
учитываются альтернативы
Фронтальная атака
заключается в использовании
против конкурента тех же
Фланговая атака
Эта стратегия тем
более эффективна, чем большей
долей рынка владеет лидер,
поскольку для него принятие
пониженной цены означает
Фланговые, или непрямые
атаки могут принимать
Правильная оценка
возможностей реакции и защиты
со стороны доминирующего
Уязвимость: в отношении каких стратегических маневров, каких действий правительства, каких событий и каких секторов конкурент наиболее уязвим?
Провокация: какие действия могут настолько угрожать целям конкурента, что он будет вынужден давать отпор, даже если это ухудшит его показатели?
Эффективность отпора: какие действия можно предпринять, на которые конкурент будет не в силах эффективно ответить, даже если он и попытается им противостоять или повторить их?
Идеальной представляется
стратегия, которой конкурент,
в связи с его текущим
^ 6.3. Стратегия «следующего за лидером»
«Следующий за лидером»
- это конкурент с небольшой
долей рынка, который выбирает
адаптивное поведение,
Подобное поведение
вовсе не означает, что у фирмы
не может быть конкурентной
стратегии. Напротив, факт владения
малой долей рынка усиливает
значение четких
Отмечены четыре главных
особенности стратегий
Творческая сегментация рынка. Небольшая фирма должна сфокусироваться лишь на некоторых сегментах рынка, на которых она может лучше реализовать свою специфичную компетентность или имеет больше шансов избежать столкновения с ведущими конкурентами.
Эффективно использовать
НИОКР. Небольшие фирмы не могут
состязаться с крупными фирмами
в области фундаментальных
Оставаться малыми. Успешно
действующие малые фирмы
Сильный руководитель. Влияние руководителя в таких фирмах выходит за рамки формулирования стратегии и доведения ее до сотрудников; оно охватывает также управление текущей деятельностью фирмы.
Стратегия «следования за лидером», таким образом, подразумевает не пассивное поведение ее руководителя, а скорее его заботу о выборе стратегии развития, которая не вызовет отпора со стороны лидера.
^ 6.4. Стратегии для слабого бизнеса.
Стратегические возможности
для фирмы, имеющей слабые
Стратегия «Сбор урожая»
означает балансирование между
сохранением нынешнего статус-
^ 6.5. Стратегии для фирм, действующих в новых отраслях:
Новая отрасль – это отрасль, находящаяся в ранней стадии существования, стадии зарождения.
Проблемы разработчиков стратегии для фирмы в новой отрасли:
1. Недостаток статистической
информации не позволяет четко
определить ее развитие в
2. Большинство ноу-хау
запатентовано и тщательно
3. Большие различия в
качестве и характеристиках
4. Относительно низкие барьеры для входа в отрасль конкурентов.
5. Недостаток информации о конкурентах.
6. Тревога потребителей в отношении характеристик и качества товара.
7. Отсутствие надежных поставщиков нового сырья и материала.
8. Нехватка денежных средств для поддержания необходимого уровня исследований.
Вывод: При таких условиях невозможен однозначный ответ. Может быть дана лишь рекомендация: стратегический успех в зарождающихся отраслях требует предприимчивости, готовности быть первопроходцем и рисковать, хорошей интуиции в отношении желаний покупателей, быстрой реакции на новые направления развития и разработки адекватной стратегии.
^ 6.6. Стратегия для фирм, действующих в отраслях,
находящихся в стадии зрелости.
Проблемы, с которыми
сталкиваются разработчики
1. Падение потребительского спроса.
2. Повышение требований потребителей.
3. Обострение борьбы за снижение издержек.
4. Появление проблем расширения производственных мощностей.
5. Замедление инновационных процессов.
6. Усиление международной конкуренции.
7. Падение доходности отрасли.
8. Усиление процесса слияний и поглощений.
Вывод: В отраслях, находящихся
в стадии зрелости, стратегический
упор необходимо сделать на меры по
повышению эффективности и