Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:49, лекция
За последние пятнадцать лет экономические условия работы российских предприятий сильно изменились. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют руководителей предприятий самих заботиться о судьбе своего дела. Это означает, что они должны уметь формулировать цели, оценивать преимущества и недостатки своих предприятий, предвидеть возможные внешние угрозы и опасности и осуществлять управление предприятием соответственно изменениям внешней среды, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента, что свидетельствует об актуальности предмета.
1. Сущность, основные понятия стратегического менеджмента.
1.1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента
1.2. Сравнительные характеристики долгосрочного планирования и стратегического
1.3. Стратегия и тактика управления
1.4. Связь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга.
2. Основные этапы цикла стратегического управления организацией
2.1. Миссия организации. Значение миссии в формировании цели и направления развития организации.
2.2. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей.
2.3. Анализ внешней среды.
2.4. Анализ внутренней среды
2.5. Выбор стратегии маркетинга
3. Портфельный анализ
3.1. Понятие стратегической единицы бизнеса и корпоративного портфеля
3.2. Матрица Бостон Консалтинг Групп «рост – доля»
3.3. Матрица Дженерал Электрик «привлекательность отрасли – позиция в конкуренции»
3.4. Матрица жизненного цикла отрасли
3.5. Анализ корпоративного портфел
4. Базовые стратегии развития
4.1. Стратегия лидерства за счет минимизации издержек.
4.2. Стратегия дифференциации.
4.3. Стратегии специализации (фокусирования, концентрации)
5. Стратегии роста (Матрица И. Ансоффа)
5.1. Интенсивный рост: расти в пределах базового рынка.
5.1.1. Стратегия проникновения: развивать продажи выпускаемых товаров на существующих рынках.
5.1.2. Стратегия развития рынков: развивать продажи выпускаемых товаров на новых рынках.
5.1.3. Стратегия развития через товары: развивать продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары:
5.2. Интегративная стратегия: расти в пределах индустриальной цепочки
5.2.1. Вертикальная интеграция.
5.2.2. Горизонтальная интеграция.
5.3. Стратегии роста через диверсификаци
5.3.1. Стратегия концентрической (связанной) диверсификации.
5.3.2. Стратегия чистой (несвязанной) диверсификации.
6. Конкурентные стратегии
6.1. Стратегии лидера отрасли
6.2. Стратегия «бросающего вызов»
6.3. Стратегия «следующего за лидером»
6.4. Стратегии для слабого бизнеса.
6.5. Стратегии для фирм, действующих в новых отраслях:
6.6. Стратегия для фирм, действующих в отраслях,
находящихся в стадии зрелости.
6.7. Стратегии для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии спада.
6.8. Стратегии для фирм, работающих в раздробленных отраслях.
6.9. Стратегии конкуренции на международных рынках
6.9.1. Цели международного развития
6.9.2. Стратегические альянсы (объединения)
7. Операционные стратегии маркетинга
7.1. Стратегия качества
7.2. Стратегии ценообразования
7.3. Стратегии в канале сбыта
7.3.1. Стратегии охвата рынка: интенсивный сбыт, избирательный сбыт, эксклюзивное распределение и франшиза.
7.3.2. Стратегии сотрудничества с посредниками: стратегия вталкивания
стратегия втягивания.
7.4. Стратегии коммуникации: позиционирования, «послания», «звездная».
7.5. Стратегии регулирования спроса на этапах ЖЦТ
8. Выбор стратегии и пути ее реализации
8.1. Изложение стратегии
8.2. Рекомендации, обобщающие опыт разработки стратегий прошлых лет
8.3. Правила выбора стратегии, заимствованные из военной истории
8.4. Организационные уровни разработки стратегии
8.5. Бюджет маркетинга
8.6. Разработка и согласование бюджета маркетинга
8.7. Влияние электронной коммерции на разработку стратегии
Долгосрочная отраслевая
привлекательность
Оценки привлекательности
рассчитываются для каждой
Чтобы получить оценку
показателя «конкурентная
Наиболее важные
Матрица Дженерал Электрик имеет три достоинства:
Во-первых, она вводит промежуточные значения между понятиями «высокая - низкая» и «сильная - слабая».
Во-вторых, она использует
значительно более широкий
В-третьих, данная матрица
указывает направления
Одним из недостатков
данной матрицы состоит в том,
что она не дает ответа на
вопрос, какие стратегические действия
предпринимать на уровне
^ 3.4. Матрица жизненного цикла отрасли, Рис. 14
Чтобы выделить развивающиеся
виды бизнеса, аналитики могут
использовать матрицу
Вывод: каждая матрица
имеет свои достоинства и
^ 3.5. Анализ корпоративного портфеля
Предшествующий анализ
подготовил почву для
Если в портфеле деловой активности:
Содержится мало бизнес-единиц, действующих в привлекательных отраслях;
Отсутствует пропорция
между числом подразделений,
Содержится много «
Содержится недостаточно «дойных коров»;
Ключевые виды деятельности не обеспечивают необходимую прибыль;
Содержатся виды деятельности,
в которых корпорация не
Изменить стратегические планы некоторых бизнес-единиц;
Добавить новые хозяйственные
подразделения в портфель
Отказаться от слабых или убыточных бизнес-единиц;
Создать альянсы в
качестве попытки изменить
Пересмотреть цели корпорации (ориентироваться на более скромные результаты).
^ 4. Базовые стратегии развития
Рис. 15 Базовые стратегии развития
По мнению М. Портера существуют только три базовые стратегии, различающиеся по своему целевому рынку (весь рынок или некоторый его сегмент) и по типу реализуемого конкурентного преимущества: по издержкам или по превосходящим качествам товара (Рис. 15).
^ 4.1. Стратегия лидерства за счет минимизации издержек.
Стратегия минимизации издержек основана на использовании эффекта освоения, производственного эффекта масштаба, маркетингового эффекта масштаба, показанных на Рис. 16.
Закон опыта утверждает, что:
«издержки на единицу
продукции при получении
Закон опыта не относится
к законам природы и не
Ограничения закона опыта.
Закон опыта не универсален;
он реализуется главным
Эффект масштаба обусловлен размером выпускаемой партии товара: деление постоянных затрат на большее число единиц товара означает снижение затрат на единицу товара.
Необходимые условия
для реализации стратегии
Внутренние условия:
Специализация и разделение труда;
Повышение производительности труда;
Улучшение организации производства;
Механизация и автоматизация производства;
Эффективное использование сырья;
Сокращение отходов производства; Эффективное использование оборудования.
Уменьшение материалоемкости изделий;
Владение дешевыми источниками сырья;
Низкие транзакционные издержки;
Низкая цена труда;
Управленческая культура.
Рыночные условия:
Спрос на продукцию
эластичен по цене и
Преобладает ценовая конкуренция;
Различия в товарных марках мало значимы для покупателей;
Наличие крупных покупателей,
которые могут диктовать
Отраслевая продукция
стандартизована, покупатели
Предприятие имеет
доступ к источникам дешевого
сырья, рабочей силы или
Опасности:
Появление технологических
новинок, сводящих на нет
Диффузия технологии при низких издержках к фирмам, вновь пришедшим на рынок, и к имитаторам.
Неспособность вовремя
выявить необходимость
Инфляционный рост издержек, повышающий себестоимость;
Изменение предпочтений
потребителей в пользу
^ 4.2. Стратегия дифференциации.
Стратегия дифференциации
основана на производстве
Данная стратегия
При дифференциации
продукции себестоимость
Горизонтальная дифференциация: Например, фирма Marlboro за счет имиджа завоевала 30% мирового рынка сигарет, хотя большинство ее марок сигарет имеют схожие вкусовые качества.
Вертикальная дифференциация: Например, итальянская фирма Merloni широкий спектр стиральных машин от дорогой марки Ariston до более дешевой марки Indesit.
Необходимые условия
для реализации стратегии
Внутренние:
Развитая служба НИОКР;
Гибкое производство;
Развитая маркетинговая служба;
Репутация предприятия;
Уровень качества продукции;
Атмосфера творчества на предприятии;
Привлечение к сотрудничеству
высококвалифицированных
Рыночные условия:
Существует множество
отличительных характеристик
Существует большое
число потребителей, которые признают
выделенные характеристики
В отрасли преобладает неценовая конкуренция;
Признаки дифференциации не могут быть имитированы оперативно и без привлечения значительных затрат.
Риски:
Уровень цены на продукцию может стать таким большим, что для покупателей финансовые соображения могут стать важнее приверженности торговой марке;
Фирма не способна правильно оценить то, что составляет ценность для покупателей;
Появление искусной имитации товара.
^ 4.3. Стратегии специализации (фокусирования, концентрации)
Специалист интересуется только одним или несколькими сегментами, а не рынком в целом. Его цель – стать крупной рыбой в маленькой речке, а не мелкой рыбешкой в большой реке.
1. Стратегия вакантной ниши, т.е. концентрация на клиенте или потребителях, проигнорированных или не замеченных лидером. Например, небольшие внутренние авиалинии.
2. Стратегия специалиста.
Фирма-специалист направляет
3. Стратегия «У нас
лучше, чем у них», ориентирующаяся
на превосходное качество
4. Стратегия «характерного имиджа». Например, фирма «Доктор Пеппер», привлекает внимание потребителей особым вкусом напитков.
Данная стратегия направлена
на получение конкурентных
Причина выбора такой стратегии – отсутствие или недостаток ресурсов.
Условия для реализации стратегии фокусирования.