Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:51, курс лекций
Курс лекций по стратегическому менеджменту
ТЕМА1: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1. Особенности исследования сложных систем
1.2 Сущность стратегического управления
1.3. Особенности стратегического управления
1.4. Структура процесса стратегического управления
1.5. Методология и технология стратегического предвидения
1.6. Назначение, цели создания системы информационной поддержки стратегического управления.
Данная стратегия в
целом рассматривается как
Как и любая стратегия, диверсификация имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества стратегии диверсификации:
может быть хорошим маршрутом выхода из отрасли, находящейся на спаде;
ориентирована на прибыль;
помогает снижать зависимость от одного продукта или рынка;
при ее использовании возможно возникновение эффекта масштаба и синергии;
может значительно усилить рыночную власть компании в отношении покупателей;
помогает повысить кредитоспособность компании;
уменьшает и распределяет риск.
Недостатки стратегии диверсификации:
новая деятельность может потребовать совсем других навыков, которых может не быть в существующей компании;
подходит, главным образом,
для больших компаний, которые
менее чувствительны к перепада
недостаточно внимания
уделяется поведенческим
это стратегия высокого риска, обеспечивающая отдачу лишь в долгосрочном плане;
стратегия требует значительных резервов денежных средств;
при ее реализации может возникнуть тенденция переноса усилий с имеющегося предприятия на новые;
сложности в нахождении подходящего предприятия для приобретения.
12.3. Слияния и поглощения
Горизонтальная интеграция. Наиболее типичным образом стратегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компанией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимости. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка вследствие слияния придает фирме новые конкурентные преимущества, а в долговременной перспективе сулит существенное увеличение дохода. Можно привести ряд характерных причин, которые способствуют избранию стратегии горизонтальной интеграции:
горизонтальная интеграция может быть связана с характеристиками роста в отрасли производства (например, быстрый рост);
увеличившийся вследствие объединения эффект масштаба может усилить основные конкурентные преимущества;
организация может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что позволит ей управлять расширившейся компанией;
объединение может быть средством устранения товара, являющегося близким заменителем;
конкурент, которого хотят купить, может иметь значительный дефицит финансовых ресурсов.
Слияние — это объединение примерно равных партнеров, в результате которого вновь созданная компания получает новое название.
Поглощение — это объединение, при котором более крупная компания приобретает и интегрирует в свою структуру бизнес меньшей компании.
Осуществление слияний и поглощений оказывает положительное воздействие на конкурентное положение и возможности объединяющихся компаний, так как способствует:
освоению новых географических регионов;
укреплению финансового положения;
укреплению технологического преимущества;
расширению ассортимента производимых товаров и услуг (в том числе за счет создания новых);
расширению производственных мощностей и ассортимента производимых товаров и услуг (в том числе за счет создания новых).
Однако слияния и поглощения не всегда приводят к ожидаемому результату. К основным причинам неудач относят:
изначально завышенные ожидания;
возникновение проблем при интеграции (ожесточенное сопротивление работников, конфликты из-за несовместимости стилей управления и корпоративной культуры и т.д.);
недостижение запланированного снижения издержек, расширения конкурентных возможностей, получения необходимой информации, навыков и т.д.
Пример. Образцом неудачного поглощения может служить покупка корпорацией «Ford» компании «Jaguar», которая так и не смогла сделать торговую марку лидером в сегменте престижных машин и равноправным конкурентом «Mercedes», «BMW» и «Lexus».
Вертикальная интеграция — это процесс расширения сферы деятельности компании внутри уже освоенной отрасли.
Пример. Компания, строящая новый завод для производства комплектующих, которые ранее закупались у поставщиков, остается в той же отрасли. Единственное изменение состоит в том, что теперь она имеет два хозяйственных подразделения в разных звеньях отраслевой цепочки ценности. Аналогично, если производитель красок осуществляет интеграцию «вперед», открывая собственные розничные магазины, он остается в том же бизнесе, хотя и расширяет свою сферу деятельности на розничную торговлю.
Частичная вертикальная интеграция подразумевает участие компании в отдельных ключевых звеньях отраслевой цепочки ценности (например, на этапах производства и розничных продаж).
Полная вертикальная интеграция подразумевает участие компании во всех звеньях отраслевой цепочки ценности.
Вертикальная интеграция может осуществляться путем:
создания собственных подразделений в других звеньях отраслевой цепочки ценности;
поглощения фирм, действующих в этих звеньях.
Вертикальная интеграция целесообразна, если:
у поставщиков и продавцов высок показатель прибыльности продаж (отношение прибыли к выручке от реализации);
цена поставляемых поставщиком компонентов и издержки продавцов составляют значительную часть себестоимости конечного продукта;
она способствует расширению технологических возможностей организации и предоставляет в ее распоряжение навыки и опыт, необходимые для достижения более выгодного конкурентного положения в отрасли в будущем;
Пример. Компания «Intel» активно поглощает компании, способные ускорить темпы ее технологических исследований и обеспечить создание товаров и технологий нового поколения.
самостоятельное выполнение операций организацией способствует кардинальному улучшению качества товара, уровня обслуживания и других характеристик готовой продукции;
снижает зависимость организации от крупных поставщиков, постоянно повышающих цены, и продавцов, тормозящих распространение товаров;
менеджмент компании способен эффективно осуществлять управление при увеличении количества звеньев цепочки ценности.
К недостаткам вертикальной интеграции относят:
увеличение капиталовложений в отрасль повышает предпринимательский риск (темпы роста продаж и прибыльность в отрасли могут начать падать) и не позволяет направлять финансовые ресурсы в другие, возможно, более доходные сферы;
заставляет компанию
ориентироваться только на собственные
возможности и источники
сложность обеспечения баланса мощностей в разных звеньях цепочки ценности. Наиболее эффективный объем производства в одном звене цепочки ценности может не соответствовать потребностям другого звена. Полное соответствие мощностей в различных звеньях цепочки ценности встречается редко. Если внутренних поставок недостаточно для производства, необходимые компоненты придется закупать на стороне. Если возможности производства в одном из звеньев превышают потребности другого, излишки придется продавать;
из-за недостаточности ресурсов возможна вероятность уменьшения производственной гибкости организации и увеличения времени на разработку и выведение на рынок новых моделей.
Главное в вертикальной интеграции — определить, какие виды деятельности из отраслевой цепочки ценности организации выгоднее выполнять самостоятельно, а какие — передать внешним исполнителям. При отсутствии очевидных и значимых преимуществ вертикальная интеграция стратегически нецелесообразна.
Более того, нередко для организации экономически и стратегически выгоднее сосредоточиться на узком отрезке отраслевой цепочки ценности, дезинтегрировав производство на основе аутсорсинга.
12.4. Аутсорсинг
Аутсорсинг — это концентрация деятельности компании на узких отрезках отраслевой цепочки ценности с передачей остальных функций независимым внешним организациям.
Применение аутсорсинга целесообразно, если:
независимые партнеры выполнят необходимые функции лучше и дешевле;
Пример. Многие производители компьютеров отказались от конечной сборки, передав эту работу партнерам, что дало им значительную экономию на закупке комплектующих и организации сборочного процесса.
передаваемый вид деятельности не является конкурентно значимым, и аутсорсинг не угрожает компании потерей ключевой компетенции, возможностей и ноу-хау;
снижается риск, связанный с изменениями рыночной ситуации или покупательских предпочтений — проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и создавая новые;
повышается организационная гибкость и оперативность принятия решений, сокращается время разработки и выведения на рынок новых товаров;
повышается сосредоточенность компании на основном бизнесе.
К недостаткам аутсорсинга относят то, что компания рискует вывести за свои пределы слишком многие виды деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. В таких случаях она может утратить виды деятельности, которые в течение длительного времени обеспечивали ей рыночный успех.
Чтобы этого избежать, многие организации, передавая в аутсорсинг выполнение большинства производственных функций, оставляют за собой разработку новых более совершенных методов производства, следят за тем, чтобы производители применяли именно их и оказывают им необходимую техническую поддержку.
12.5. Преимущества стратегий внешнего роста
Существует целый ряд преимуществ, которые достигаются компаниями, выбравшими стратегию внешнего роста:
рост осуществляется быстрее, чем то же достигается существующими стратегиями внутреннего роста;
уменьшает конкуренцию за счет приобретения соперника;
появляется возможность быстро приобрести необходимые ресурсы, новые технологии, управленческие навыки;
позволяет сбалансировать
или пополнить ассортимент
можно добиться стабильности прибыли и продаж компании — это обычно достигается за счет приобретения предприятий, чьи структуры доходов и продаж уравновешивают пики и спады компании;
позволяет повышать эффективность и прибыльность, это достигается за счет синергии;
дает возможность делать разумные вложения средств за счет приобретения предприятий, которые могут обеспечить использование средств лучшим образом, чем при реинвестировании их в стратегию внутреннего роста;
позволяет диверсифицировать продукцию и сбалансировать пики в жизненных циклах товаров.
При этом интеграция должна осуществляться с большой осторожностью. Она требует сбора большого количества информации с целью убедиться, что приобретение верно. Финансовый анализ часто является единственным видом исследований, проводимых для обоснования интеграции, однако существует необходимость сосредоточиться и на другой информации. Трудность состоит в том, что конкретная информация может быть недоступна до тех пор, пока приобретение не состоится. В таблице 7 представлены виды информации, имеющейся в распоряжении до и после приобретения.
Таблица 7. Информация, доступная до и после приобретения
До |
После |
Структура организации и каналы связи |
Ожидания, ценности и культура организации |
Информация по основному персоналу, особенно по заработной плате |
Качество основного |
Состав советов директоров и информация по основным директорам |
Система вознаграждений организации |
Детальная информация по продукту |
Типы принятия решений, действующие в организации |
Подробная информация об активах |
Политика организации и любые скрытые конфликты |
Финансовые показатели предшествующих периодов |
Характер индивидуальных задач |
Образ корпорации |
Уровни приоритета и отношений |