Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:40, реферат
Внешнее окружение является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешним окружением, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие внешней среды и ее основные характеристики ………….............4
2. Факторы прямого воздействия и сущность их анализа ……………………..6
3. Факторы косвенного воздействия и сущность их анализа …………………9
4. Методы анализа внешней среды организации ……………………………..14
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………...27
- замедление роста рынка;
- возможность появления новых конкурентов;
- возрастающее конкурентное давление;
- изменение
потребностей и вкуса
- неблагоприятные демографические изменения.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса [9, с.126].
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
Заполняется таблица 1 [3, с.59].
Таблица 1
Определение
сильных и слабых
сторон вашего предприятия
№ | Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Из всего списка сильных и
слабых сторон предприятия
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
Далее
заполняется таблица 2 [3, с.62].
Таблица 2
Определение
рыночных возможностей
и угроз
№ | Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
В
заполненной матрице SWOT-анализа
виден полный перечень основных сильных
и слабых сторон предприятия, а также
открывающиеся перед
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка. Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3) [3, с.64].
Таблица 3
Матрица
SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | 1. Как воспользоваться возможностями? | 2. За счет чего можно снизить угрозы? |
Слабые стороны | 3. Что может
помешать воспользоваться |
4. Самые большие опасности для фирмы. |
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия;
- сформулированы
основные проблемы предприятия,
Метод анализа внешних стратегических факторов. В данном методе используется матрица анализа внешних стратегических факторов (таблица 4) [8, с.87], предназначенная для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании. Для того чтобы составить данную матрицу, в первую очередь, нужно определить три или четыре наиболее явных тенденций в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении компании.
Примером экономических тенденций может быть введения квот на ввоз подержанных иномарок или значительное изменение курса доллара. Примером технологических изменений может быть появление двигателей работающих на электрической энергии, а так же появление новой технологии в очистке бензина. Примером политико-правовых тенденций может быть приход к власти другой политической партии или издание закона о запрещении передвижения по автомобильным дорогам без зеркал заднего вида. Примером социокульнурных изменений может быть падение рождаемости или переход интересов автолюбителей на зарубежные подержанные автомобили. Следующим шагом в составлении матрицы анализа внешних стратегических факторов является выявления возможного влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании, то есть на правительство, местную общественность, поставщиков, конкурентов, клиентов, кредиторов, работников, группы интересов и на торговые ассоциации. В общем, матрица анализа внешних стратегических факторов поможет оценить, как дальнейшее общественное развитие сможет повлиять на компанию через её непосредственное окружение [9, с.129].
Таблица 4
Матрица
анализа внешних
стратегических факторов
Непосредственное окружение компании | Факторы общественных сил | |||
Экономические | Технологические | Политико-правовые | Социокультурные | |
1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | 3 | 3 | 3 | |
Правительство | ||||
Местная общественность | ||||
Поставщики | ||||
Конкуренты | ||||
Клиенты | ||||
Кредиторы | ||||
Работники | ||||
Торговые ассоциации |
При анализе внешней среды матрицей анализа внешних стратегических факторов мы выявляем некоторые из них, которые могут повлиять на будущее окружение компании. К сожалению, данная матрица не дает информации о том какие из них окажут наибольшее влияние на деятельность компании, а какие меньшее, поэтому для определения важности внешних стратегических факторов для компании применяется матрица определения приоритетных внешних факторов (таблица 5) [8, с.88]. Анализ данной матрицы выявляет планируемую вероятность проявления данных внешних стратегических факторов и степень их потенциального влияния на деятельность компании. В результате данного анализа мы сможем выявить потенциальные возможности и угрозы, которые в дальнейшем могут быть использованы в SWOT – анализе [9, с.131].
Таблица 5
Матрица
определения приоритетных
внешних факторов
Степень влияния на компанию | ||||
Высокая | Средняя | Низкая | ||
Вероятность появления | Высокая | Высокий приоритет | Высокий приоритет | Средний приоритет |
Средняя | Высокий приоритет | Средний приоритет | Низкий приоритет | |
Низкая | Средний приоритет | Низкий приоритет | Низкий приоритет |
Метод составления профиля среды. Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод
составления профиля среды
- важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
- влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
- направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная
Таблица 6
Таблица
профиля среды
Факторы среды | Влияние на организацию, В | Направленность влияния | Степень важности |
1. | |
|
|
2. | |
|
|
3. | |
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Стратегический анализ внешнего окружения