Стратегический анализ внешнего окружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Внешнее окружение является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешним окружением, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие внешней среды и ее основные характеристики ………….............4
2. Факторы прямого воздействия и сущность их анализа ……………………..6
3. Факторы косвенного воздействия и сущность их анализа …………………9
4. Методы анализа внешней среды организации ……………………………..14
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат Стратегический анализ внешнего окружения2 на печать - копия.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

- замедление  роста рынка;

- возможность  появления новых конкурентов;

- возрастающее  конкурентное давление;

- изменение  потребностей и вкуса покупателей;

- неблагоприятные  демографические изменения. 

     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса [9, с.126].

        Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие.
  2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой.
  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

       Заполняется таблица 1 [3, с.59].

Таблица 1

Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия 

Параметры оценки Сильные стороны Слабые  стороны
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
 

        Из всего списка сильных и  слабых сторон предприятия необходимо  выбрать наиболее важные (самые  сильные и самые слабые стороны)  и записать их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа.

       Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.

       Этот  этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности  и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически  идентична методике определения  сильных и слабых сторон вашего предприятия:

  1. Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации.
  2. Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру.
  3. Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.

       Далее заполняется таблица 2 [3, с.62]. 

Таблица 2

Определение рыночных возможностей и угроз 

Параметры оценки Возможности Угрозы
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
 

       Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

       В заполненной матрице SWOT-анализа  виден полный перечень основных сильных  и слабых сторон предприятия, а также  открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

       Шаг 3. Сопоставление  сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка. Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

  1. Как возможно  воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
  2. Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
  3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

       Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется  немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3) [3, с.64].

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа 

  Возможности Угрозы
     
Сильные стороны  1. Как воспользоваться возможностями? 2. За счет  чего можно снизить угрозы?
Слабые  стороны  3. Что может  помешать воспользоваться возможностями? 
4. Самые большие  опасности для фирмы.

       

     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

- определены  основные направления развития предприятия;

- сформулированы  основные проблемы предприятия,  подлежащие скорейшему решению  для успешного развития бизнеса.

     Метод анализа внешних  стратегических факторов. В данном методе используется матрица анализа внешних стратегических факторов (таблица 4) [8, с.87], предназначенная для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании. Для того чтобы составить данную матрицу, в первую очередь, нужно определить три или четыре наиболее явных тенденций в экономическом, технологическом, политико-правовом и социокультурном окружении компании.

     Примером  экономических тенденций может  быть введения квот на ввоз подержанных  иномарок или значительное изменение  курса доллара. Примером технологических  изменений может быть появление двигателей работающих на электрической энергии, а так же появление новой технологии в очистке бензина. Примером политико-правовых тенденций может быть приход к власти другой политической партии или издание закона о запрещении передвижения по автомобильным дорогам без зеркал заднего вида. Примером социокульнурных изменений может быть падение рождаемости или переход интересов автолюбителей на зарубежные подержанные автомобили. Следующим шагом в составлении матрицы анализа внешних стратегических факторов является выявления возможного влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании, то есть на правительство, местную общественность, поставщиков, конкурентов, клиентов, кредиторов, работников, группы интересов и на торговые ассоциации. В общем, матрица анализа внешних стратегических факторов поможет оценить, как дальнейшее общественное развитие сможет повлиять на компанию через её непосредственное окружение [9, с.129].

Таблица 4

Матрица анализа внешних  стратегических факторов 

Непосредственное  окружение компании Факторы общественных сил
Экономические Технологические Политико-правовые Социокультурные
1 1 1 1
2 2 2 2
3 3 3 3
Правительство        
Местная общественность        
Поставщики        
Конкуренты        
Клиенты        
Кредиторы        
Работники        
Торговые  ассоциации        

     При анализе внешней среды матрицей анализа внешних стратегических факторов мы выявляем некоторые из них, которые могут повлиять на будущее  окружение компании. К сожалению, данная матрица не дает информации о том какие из них окажут наибольшее влияние на деятельность компании, а какие меньшее, поэтому для определения важности внешних стратегических факторов для компании применяется матрица определения приоритетных внешних факторов (таблица 5) [8, с.88]. Анализ данной матрицы выявляет планируемую вероятность проявления данных внешних стратегических факторов и степень их потенциального влияния на деятельность компании. В результате данного анализа мы сможем выявить потенциальные возможности и угрозы, которые в дальнейшем могут быть использованы в SWOT – анализе [9, с.131].

Таблица 5

Матрица определения приоритетных внешних факторов 

  Степень влияния на компанию
Высокая Средняя Низкая
Вероятность появления Высокая Высокий приоритет Высокий приоритет Средний приоритет
Средняя Высокий приоритет Средний приоритет Низкий приоритет
Низкая Средний приоритет Низкий приоритет Низкий приоритет
 

   Метод составления профиля среды. Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

       Метод составления профиля среды состоит  в следующем. В таблицу профиля среды (таблица 6) [7,с.72] выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

- важности  для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;

- влияния  на организацию по шкале: 3 —  сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

- направленности  влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная

Таблица 6

Таблица профиля среды 

    Факторы среды         Влияние на организацию, В         Направленность  влияния         Степень важности        
           1.          
            
     
            
     
            
           2.          
            
     
            
     
            
           3.          
            
     
            
     
            
      …....
           
     
            
     
            
     
            

Информация о работе Стратегический анализ внешнего окружения