Стратегический анализ на примере кондитерской фабрики "Кондитерпром"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать рекомендации по стратегическому развитию, основанные на результатах исследования внутренней и внешней среды предприятия.
Для достижения поставленной цели в представленной нами работе решаются следующие задачи:
1. Даются теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации.
2. Описываются элементы внешней и внутренней сред организации.
3. На примере конкретной фирмы – кондитерской фабрики «Кондитерпром» - разрабатываются рекомендации по выбору стратегии.

Оглавление

Введение.
1. Теоретические основы стратегического менеджмента.
1. Основные понятия стратегического анализа………………………5
2. Состояние кондитерской отрасли в России……………………… 13
2. Стратегический анализ кондитерской фабрики «Кондитерпром»
1. Краткая характеристика предприятия…………………………….23
2. Стратегический анализ внешней среды предприятия……………26
3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия………...32
3. Стратегия кондитерской фабрики «Кондитерпром»
1. SWOT-анализ……………………………………………………….37
2. Выбор стратегии предприятия……………………………………38
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Копия курсач страт менеджмент.docx

— 90.91 Кб (Скачать)

          Сегмент рынка мучных кондитерских изделий будет также постепенно структурироваться. Количество участников немного уменьшится за счет слияния отдельных компаний, а сама продукция начинает подстраиваться под строгие критерии брэндов. 

         По сравнению с 1991 г. объем рынка мучных кондитерских изделий снизился на две трети. В 1991 г. он составлял 1 млн. 400 тыс. т, потом постепенно падал и в 1999 г. составил 400 тыс. т. Сейчас положение стабилизируется, однако пока до кризисного уровня отрасль не достигли. Объем российского рынка мучных кондитерских изделий в 2002 г. возрос приблизительно на 17% по сравнению с 2001 г. и составил около 700 тыс. т против 600 тыс. т. 

         Быстрее всего растет рынок дорогого печенья. Его объем за год увеличился на 81%. На рынке печенья без определенного брэнда, которое продается вразвес, рост составил 49%, правда, в основном за счет регионов. Сектор "массового" печенья за 2002 г. сократился на 16%. 

         Российский рынок мучных кондитерских изделий имеет огромный потенциал роста, что признают западные компании. Потребление печенья и других подобных изделий в стране составляет всего 2,4 кг на душу населения в год, тогда как, к примеру, в Италии этот показатель достигает 11 кг, во Франции - 9 кг. В ближайшем будущем на российском рынке печенья могут произойти серьезные изменения. Сегодня в стране действует целый ряд иностранных компаний, имеющих свои ниши в разных регионах. Дальнейшее освоение рынка и приобретение российских предприятий, по мнению западных компаний, - вопрос времени Основные участники - это Danone, Nestle, DanCake, "Пекарь", "СладКо" и "Коломенское". Если говорить о долях рынка, нельзя не учитывать регионы. В Москве сильнее всего Danone (20%) и "Коломенское" (12%). В Северо-Западном регионе, включая Санкт-Петербург, доминирует "Пекарь" - 25,3%. На Юге и Урале - "СладКо", а на Дальнем Востоке - Nestle. 

         Доля Danone на российском рынке мучных кондитерских изделий составляет около 12%, на мировом - 8,7%. Специалисты Danone считают, что мировой рынок мучных кондитерских изделий сохранит прежние темпы роста. В 2002 г. в мире было произведено около 13 млн. т изделий, что на 3,7% больше, чем в 2001 г. В денежном выражении объем мирового производства печенья, снеков и другой продукции составил 39 млрд. евро.  
Группа компаний "СладКо" реализовала в Санкт-Петербурге 1,5 тыс. т кондитерской продукции на общую сумму 2,2 млн. долларов и планирует увеличить объем продаж в Санкт-Петербурге в 2,6 раз - до 5,8 млн. долларов. Компания намерена увеличить свою долю рынка в Петербурге в 2003 г. более чем в 3 раза. 

           В Санкт-Петербурге ООО "Хемосервис" ввело в эксплуатацию новую производственную линию по изготовлению отсадного печенья, до 20 т которого ежемесячно отправляется в розничную сеть города Дортмунда в Германии и 10 т - в Талин под брэндом "Русское печенье". Отсутствие консервантов и использование традиционных отечественных рецептур позволяют реализовать 25% выпускаемого ассортимента немецким и эстонским торговым компаниям. Продукция также распространяется в Мурманске, Архангельске, Вологде и в других российских городах.  
В январе 1997 г. в Санкт-Петербурге было создано предприятие "Невские сладости" с целью организовать территориально обособленное производство, выйти на российский рынок с новым именем и внедрить новый вид кондитерской продукции, которая завозилась в основном из-за рубежа. В ассортименте - разнообразные рулеты, торты, печенье, коржи для тортов. Производственные мощности по этому виду продукции составляют 1 тыс. т в месяц, что практически полностью закрывает потребности рынка Северо-Западного региона. Кроме того, значительно увеличены, до 500 тыс. в месяц, производственные мощности по выпуску кексов. 

          В Перми кондитерская компания "Гаура" расширяет производство благодаря заключению договора с немецкой компанией "Юнифайн Деллер", которая является одним из лидеров по производству компонентов для кондитерских изделий. Немецкая сторона будет поставлять оборудование, а также ингредиенты для изготовления современных европейских тортов "Гаура-элит", что позволит выпускать легкие и низкокалорийные торты - и главное - без консервантов. 

         Французская промышленная группа Harry's, которой принадлежит торговая марка Dan Cake, планирует построить в России совместно с ООО "Санни Кейк Бейкинг" (Солнечногорск, Московская область) вторую фабрику по производству рулетов, кексов и печенья. Ее стоимость составит, как и первой, около 30 млн. долларов. 

           Внимание отечественных производителей кондитерской продукции привлекли новые виды изделий, которые можно отнести к группе кондитерских - это мини-круассаны длительного хранения.  
Ростовская кондитерская фабрика "Золотой колос" освоила технологию производства таких изделий в упакованном виде. По новой рецептуре изделия выпекаются с использованием маргарина и других компонентов, которые позволят им храниться в металлизированной упаковке до четырех месяцев. Первая партия составила 20 тыс. штук и была отправлена в Нальчик. На очереди - Москва и другие российские города.  
Одна из ведущих тенденций рынка сахарного печенья в последние годы -изменение структуры выпускаемой продукции. Производители стараются увеличить долю фасованного печенья в объеме продаж и уменьшить долю печенья, продаваемого на вес. И если в провинции эти усилия пока остаются без результата, то в крупных городах производителям удалось несколько снизить долю продаваемого весового печенья. Крупные московские и петербургские компании сейчас пытаются активнее продвигать упакованную продукцию, полагая, что, если продукция останется просто "печеньем", это обязательно приведет к потерям, в то время как вывод на рынок запоминающихся брэндов привлечет покупателей. 

          В сегменте упакованного печенья лидирует фабрика "Большевик" (Данон), которой принадлежит свыше 35% рынка крупных городов. Второе место занимает компания "СладКо", контролирующая 12% рынка. Единственный иностранный производитель в десятке лидеров - Orion (торговая марка Choco Pie), печенье которого почти вдвое дороже российской продукции. 

          В отличие от упакованной продукции, развесное печенье обычно продается только в регионе производства. Так, продукция самого крупного участника на рынке развесной продукции - фабрики "Брянконфи" - представлена всего в 7-10% торговых точек крупных городов. Кроме того, рынок развесного печенья значительно менее концентрирован. По оценке экспертов, на долю 10 крупнейших производителей приходится около 40-45% продаж в крупных городах, тогда как для упакованного печенья этот показатель значительно выше - 75-80%. Наиболее популярны на рынке упакованного печенья сахарное, сдобное печенье и крекеры, на долю которых в совокупности приходится почти 90% общего объема продаж.  
Обострение конкуренции среди производителей кондитерской продукции диктует необходимость проведения активной рекламной политики. Ведущие производители вкладывают в рекламу все большие суммы. По данным журнала "Вы и Ваш магазин", фабрика "Красный Октябрь" затрачивает в год на рекламу до 1,5 млн. долларов, а ежегодные расходы на рекламу в России такого транснационального гиганта, как Nestle, достигают 15 млн. долларов. Отечественные кондитеры принимают активное участие в различных рекламных мероприятиях. Композиция московского кондитера Елены Сучко-вой "Волшебный мир" из черного шоколада Одинцовской кондитерской фабрики "А.Коркунов" и молочного шоколада ОАО Кондитерская фабрика "Россия" получила бронзовую медаль Арт-класса Кулинарного Кубка мира EXPOGAST - одного из самых престижных кулинарных салонов мира, в котором участвовали 38 стран. 

           В Москве в день праздника "500 лет шоколаду" в ходе рекламной акции был установлен новый рекорд для Книги Гиннеса. Кондитерская фабрика "Волшебница", недавно открытая в подмосковном поселке Малаховка, представила самую большую шоколадную плитку в мире массой 500 кг. Изделие было упаковано в фольгу и бумажную этикетку. То, что фабрика "Волшебница" смогла установить рекорд, вполне закономерно - именно это современное предприятие производит шоколад "Шестисотый", который имеет массу 600 граммов и является самой большой шоколадной плиткой, выпускаемой в России [17].

ТОР 20 кондитерских производителей на 2009 год.

1. Красный Октябрь

2. Рот-Фронт

3. Бабаевский

4. АВК

5. Nestle

6. Сладко

7. Азарт

8. Конфил

9. Акконд

10.Черниговская  КФ

11. Йошкар-Олинская КФ

12. 1 Мая

13. Roshen

14. Конти

15. Такф

16. Раконфи

17. Славянка

18. Амта

19. Краскон

20. Красная Звезда

          Таким образом, мы видим, что в целом, в стране, мы можем наблюдать рост производства кондитерских изделий. Также, в последнее время, на рынке отмечается появление большого количества региональных производителей, которые, в свою очередь, не делают большой погоды на рынке, но, тем не менее, создают некоторые неудобства крупным производителям, отвлекая на себя покупателей со средним и низким доходом. Также стоит отметить то, что 70% рынка кондитерских изделий в России составляет иностранная продукция.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Стратегический анализ кондитерской фабрики  «Кондитерпром».

               2.1. Краткая характеристика предприятия.

          Закрытое акционерное общество «Кондитерпром» расположено в г. Улан-Удэ Республики Бурятии, по ул. Пирогова 3а.

          Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Кондитерпром» создано на базе арендного предприятия кондитерской фабрики «Улан-Удэнская», основанной в 1971 году с проектной мощностью 14 000 тонн в год.

           Сегодня это одно из ведущих предприятий России. Стратегия развития фабрики предусматривает постоянное повышение качества продукции. 26 июня 2003 года ЗАО «Кондитерпром» получило Международный сертификат качества ISО - 9001.

          Фабрика имеет хорошую давнюю репутацию у покупателей в обширном регионе, объединяющем Бурятию, Иркутскую и Читинскую области, Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Якутию и Монголию. Большой опыт работы и постоянное совершенствование технологических процессов обеспечили высокую производительность и качество выпускаемой продукции, которому здесь придают особое значение.

ЗАО «Кондитерпром» является современным предприятием кондитерской отрасли. В структуре  предприятия 5 цехов основного производства: карамельный, бисквитный, конфетно-розничный, кондитерский и заготовительный  и 8 цехов вспомогательного производства: транспортный, механический, стройгруппа, электроцех, теплоцех, компрессорный, картонажный и котельная.

          ЗАО «Кондитерпром» выпускает более 300 наименований кондитерских изделий в год: карамель, печенье, вафли, шоколадные конфеты и наборы, лукум, щербет, мармелад, торты и пирожные.

Несмотря  на присутствие жесткой конкуренции  на кондитерском рынке «Кондитерпром» сохраняет лидирующие позиции и  продолжает динамично развиваться.

           Стратегия предприятия направлена на модернизацию производственных мощностей, внедрение новых технологий с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

С 2004 года предприятие провело реструктуризацию, т.к. стало неэффективным в рамках одного предприятия вести и производство, и сбыт выпускаемой продукции.

          Реструктуризация предприятия проведена с целью:

  • с одной стороны (ЗАО «Амта») - проведения эффективного мониторинга рынка сырья, тароупаковочных материалов; проведения анализа рынков сбыта, оценки конкурентоспособности продукции, организации и осуществления высокоэффективной и разветвленной системы сбыта продукции, продвижение продукции на новые рынки.
  • с другой стороны (ЗАО «Кондитерпром») - повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции, снижение затрат на производство, разработка новых видов кондитерских изделий, с целью удовлетворения потребителей.

          Изучая опыт работы других предприятий, именно таким способом можно достичь эффективности работы.

          В 2005 году была пересмотрена политика предприятия, в рамках планирования и анализа работы – был пересмотрен весь ассортимент выпускаемой продукции с точки зрения эффективности (рентабельности), проведена инвентаризация по использованию производственных мощностей.

ЗАО «Кондитерпром» – один из крупнейших производителей кондитерского рынка дальневосточного региона России. Производственная мощность фабрики – 14 000 тонн кондитерских изделий.

Информация о работе Стратегический анализ на примере кондитерской фабрики "Кондитерпром"