Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Охарактеризовать основные стили руководства
· Рассмотреть их особенности
· Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
· Предложить пути совершенствования стилей руководства
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях....................................................................................................................
Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях .......................................................................................................9
1.2. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства............................................................................................................11
1.3. Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке. .................................................................................................................................14
1.4. Управленческая решетка...............................................................................16
Глава 2 .Ситуационный подход к стилям руководства. ....................................17
2.1. Исследовательские особенности проявления стилей руководства у различных личностей. ..........................................................................................28
2.2. Выводы и предложения.................................................................................29
Список литература. ..............................................................................................30
Таблица 1. Результаты исследования
Проведём также качественный анализ данных отдельных руководителей. В качестве примера возьмём данные двух менеджеров – руководителя технического (1) и коммерческого отделов(2). Данные представим в виде диаграмм.
Диаграмма 1. Стиль управления руководителя технического отдела
Диаграмма 2. Стиль управления руководителя коммерческого отдела
Как видно из диаграмм, у
руководителя технического отдела - Руденко
Владимира - преобладает демократический
стиль управления персоналом. Руководителя
коммерческого отдела – Воронова
Дмитрия – характеризует
Для анализа стилей руководства была также использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова[23]. Данная методика направлена на самоопределение стиля руководства самими руководителями.
Бланк регистрации ответов1
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы | ||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда | |
1* |
+ |
||||
2 |
+1 |
||||
3* |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
+1 |
||||
6 |
+1 |
||||
7 |
+1 |
||||
8 |
+ |
||||
9* |
+ |
||||
10* |
+1 |
||||
11* |
+1 |
||||
12 |
+ |
||||
13 |
+1 |
||||
14 |
+1 |
||||
15* |
+ |
||||
16* |
+1 |
||||
17* |
+ |
||||
18 |
+1 |
П=7; З=3
Результаты ответов занесены в «решетку»:
Рис. 1. Стиль руководства 1.
Бланк регистрации ответов 2
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы | ||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда | |
1* |
+ |
||||
2 |
+ |
1 |
|||
3* |
+1 |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
1 |
+ |
|||
6 |
+1 |
||||
7 |
1 |
+ |
|||
8 |
+ |
||||
9* |
+1 |
||||
10* |
1 |
+ | |||
11* |
+1 |
||||
12 |
+ |
||||
13 |
1 |
+ |
|||
14 |
1 |
+ |
|||
15* |
+ |
||||
16* |
1 |
+ | |||
17* |
+ |
||||
18 |
+1 |
П=2; З=5
Результаты занесены в «решетку»:
Рис. 2. Стиль руководства 2.
Как видно из данных «решетки», руководитель технического отдела больше ориентирован на сотрудников, руководитель коммерческого отдела - на выполнение задач.
Третья использованная нами
методика предназначена для
Исходя из результатов тестирования:
· Руководитель технического отдела имеет высокую степень выраженности демократического стиля: 16 баллов, либеральный стиль у него проявляется на 4 балла, авторитарный – на 2.
· Руководитель коммерческого отдела в большей степени проявляет либеральный стиль: 20 баллов; в меньшей – демократический – 5 баллов. Авторитарный стиль в соответствии с этим опросником руководителю не присущ.
Подводя итог исследованию, можно сделать выводы, что большинство руководителей данной организации склонны к демократическому стилю управления (5 человек из 7 или 71%), остальные – к либеральному (2 человека или 29%). Сравнительное исследование стилей руководства двух руководителей отделов показало, что первый из них имеет ярко выраженный демократический стиль управления, второй - либерально-демократический.
Исследование проводилось с помощью трёх различных методик; полученные результаты имеют незначительные расхождения. Это говорит о соответствии самооценки менеджеров оценке их деятельности другими сотрудниками.
Подводя итог работы можно сделать ряд выводов и внести ряд предложений:
· Под стилем управления понимают совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей;
· Существует несколько подходов к изучению стилей руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий, ситуативный;
· Наиболее актуальным стилем руководства в современном обществе является ситуативный, т.е. когда решения руководителя и его поведение зависят от сочетания различных факторов в каждой конкретной ситуации;
· Для эффективного руководства менеджеру необходимо соответствовать современным требованиям;
· Грамотный руководитель должен постоянно работать над своими профессиональными качествами;
· Для развития профессионализма руководителей необходимо регулярно проводить обучающие и диагностирующие занятия с ними;
· Система подготовки современных менеджеров должна предусматривать хорошее знание ими психологии.
Список литература
1. Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 1997.
2. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2004.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001.
4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Владос – 2000.
5. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
7. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.- СПб.:Питер, 2003.
8. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.
9. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб.: Питер, 1997.
10. Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.: КРОНУС, 2007.
11. Основы менеджмента: Учеб. пособие /под ред Н.И. Кабушкина. - Минск: Новое знание, 2001.
Информация о работе Совершенствования стиля управления и лидерского поведения руководителя