Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Охарактеризовать основные стили руководства
· Рассмотреть их особенности
· Выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
· Предложить пути совершенствования стилей руководства
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях....................................................................................................................
Cтиль руководства: сущность, требования к нему в современных условиях .......................................................................................................9
1.2. Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей руководства............................................................................................................11
1.3. Руководитель, сосредоточенный на работе, и руководитель, сосредоточенный на человеке. .................................................................................................................................14
1.4. Управленческая решетка...............................................................................16
Глава 2 .Ситуационный подход к стилям руководства. ....................................17
2.1. Исследовательские особенности проявления стилей руководства у различных личностей. ..........................................................................................28
2.2. Выводы и предложения.................................................................................29
Список литература. ..............................................................................................30
2.1 . Ситуационный подход к стилям руководства
Современная теория лидерства сформировалась на основе предыдущих исследований: поведенческого подхода и подхода со стороны личных качеств человека. Новый подход к проблеме стилей руководства заключается в том, что личные качества и поведение руководителя являются лишь составными частями успеха. Однако решающая роль принадлежит дополнительным факторам, которые возникают в каждой конкретной ситуации. К таким факторам, получившим название ситуационных, относят потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Современные исследования указывают,
что аналогично тому, как разные
ситуации требуют различных
На основе изучения различных ситуаций были разработаны четыре ситуационные модели:
· Ситуационная модель руководства Фидлера;
· Подход Митчела и Хауса «путь - цель»;
· Теория жизненного цикла Херси и Бланшара;
· Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Основу для ситуационного подхода к управлению заложил Фидле.Его модель сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между руководителем
и членами коллектива. Подразумевают
лояльность, проявляемую подчиненными,
их доверие к своему
2. Структура задачи. Подразумевает
привычность задачи, четкость ее
формулировки и ее
3. Должностные полномочия.
Это - объем законной власти, связанной
с должностью руководителя, которая
позволяет ему использовать
Отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать потенциальные стили руководства.
Еще одна ситуационная модель лидерства «путь - цель» была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Руководитель может повлиять на подчиненных, «увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде». Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
· Разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
· Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
· Направление усилий подчиненных на достижение цели;
· Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
· Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Поначалу Хаус в своей
модели рассматривал два стиля руководства:
стиль поддержки и
Теория жизненного цикла – ситуационная теория лидерства, авторами которой являются Поль Херси и Кен Бланшар. Согласно этой теории самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Понятие зрелости характеризует конкретную ситуацию. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. Соответственно, он может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы.
Имеются четыре стиля лидерства,
которые соответствуют
· Давать указания
· «Продавать»
· Участвовать
· Делегировать
Первый стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости. Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.
Второй стиль - «продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости. Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать. В то же время руководитель поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.
Третий стиль характеризуется
умеренно высокой степенью зрелости.
В этой ситуации подчиненные могут,
но не хотят отвечать за выполнение
задания. Для руководителя, сочетающего
низкую степень ориентированности
на задачу и высокую степень - на
человеческие отношения, самым подходящим
будет стиль, основанный на участии
подчиненных в принятии решений,
потому что подчиненные знают, что
и как надо выполнять, и им не требуется
конкретных указаний. Однако они также
должны хотеть и сознавать свою причастность
к выполнению данной задачи. Руководители
могут повысить мотивацию и причастность
своих подчиненных, предоставляя им
возможность участвовать в
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
Еще одной ситуативной
моделью руководства стала
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию. AII. Вы получаете необходимую
информацию от своих CI. Вы излагаете проблему
индивидуально тем подчиненным, СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных. G2. Вы излагаете проблему
группе ваших подчиненных. Все
вместе вы находите и |
Таблица 1. Стили управления по модели Врума и Йеттона
Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные - руководитель», а также модель дерева решений:
Значение качества решения. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения. Степень структурированности проблемы. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения. Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. |
Таблица 2. Критерии оценки ситуации модели Врума и Йеттона
Чтобы определить, который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Имеются ли требования, предъявля- емые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочти-тельности одного решения по сравнению с другим? |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение? |
Структури- рована ли проблема? |
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? |
Если бы вам нужно было
принять решение |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? |
Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными? |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Таблица 3. Дерево решений по модели Врума и Йеттона
Рис. 3. Дерево решений.
Начиная с левой стороны
модели, руководитель отвечает на каждый
вопрос, находит, таким образом, критерий
проблемы и, в конечном счете, подбирает
соответствующий стиль
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Таким образом, ситуационные стили руководства являются на сегодняшний день наиболее эффективными.
2. Исследовательские особенности
проявления стилей руководства у различных
личностей
В теоретической части
работы были рассмотрены основные подходы
к классификации стилей управления.
Среди этих подходов наиболее актуальным
в наши дни является ситуационный,
т.е. такой, при котором стиль руководства
определяется в зависимости от сложившейся
реальности. Однако на практике зачастую
можно встретить стили
Цель данной части работы
– проследить особенности проявления
стилей руководства у различных
личностей. С этой целью было проведено
исследование, участниками которого
стали представители
«СибирьТелеком» занимается
услугами связи, являясь в Алтайском
регионе конкурентом таких
Для решения исследовательских
задач используем методику «Определение
стиля управления персоналом», разработанную
В.П. Захаровым. Адаптированный вариант
данной методики представлен по описанию
авторов «Рабочей книги практического
психолога». Методика представляет собой
опросник из 16 групп утверждений, отражающих
различные аспекты
Результаты исследования приведены в таблице 1.
№п/п |
Ф.И.О. респондента Показатели |
Руденко Владимир |
Воронов Дмитрий |
Нечухаева Инна |
Щепочкина Галина |
Трофимова Марина |
Итого (вариант ответа) |
Итого (вариант стиля) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Способ решения дел |
Б |
В |
Б |
В |
Б |
Б |
Д |
2 |
Метод приказа |
Б |
В |
В |
Б |
В |
B |
Д |
3 |
Отношение к заместителям |
Б |
А |
А |
А |
А |
А |
Д |
4 |
Подход к решению служебных задач |
В |
В |
В |
Б |
Б |
В |
Д |
5 |
Отношение к инициативе подчинённых |
А |
В |
В |
В |
В |
В |
Д |
6 |
Отношение к критике |
А |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Д |
7 |
Отношение к ответственности |
Б |
Б |
Б |
Б |
- |
Б |
Д |
8 |
Отношение к советам подчиненных |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
Л |
9 |
Потребность в совете |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
Б |
Д |
10 |
Отношение к подчиненным |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Л |
11 |
Влияние критических ситуаций на поведение руководителя |
Б |
А |
А |
Б |
В |
А/Б |
Л/А |
12 |
Решение вопросов, в которых руководитель некомпетентен |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
Д |
13 |
Требовательность |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
Д |
14 |
Контроль за результатом |
А |
В |
А |
А |
А |
А |
Д |
15 |
Поддержание дисциплины |
А |
В |
В |
А |
В |
В |
Л |
16 |
Работа подчиненных с руководителем |
Б |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
Д |
Итого |
Д |
Л |
Л |
Д |
Д |
Д |
Д |
Информация о работе Совершенствования стиля управления и лидерского поведения руководителя