Совершенствование управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является совершенствование управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии.
Для выполнения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
Исследовать теоретические аспекты управления текущей дебиторской задолженностью;
Провести анализ организации управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность, значение и виды дебиторской задолженности ………………………………….5
Управление дебиторской задолженностью: цель, задачи, направления …………………...6
Анализ дебиторской задолженности: источники информации, показатели, этапы. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью ………………....10
Опыт зарубежных предприятий по управлению дебиторской задолженностью ………...14
Анализ состояния и тенденций развития машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли …………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА РУП «ГОМЕЛЬСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ С.М. КИРОВА»
2.1. Анализ технико-экономических показателей функционирования предприятия ………....22
2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии …………….28
2.3. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ……………………………………...35
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
3.1. Детерминированный факторный анализ дебиторской задолженности ...………………...41
3.2. Стохастический факторный анализ дебиторской задолженности .......................................46
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА РУП «ГОМЕЛЬСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ С.М. КИРОВА»
4.1. Снижение дебиторской задолженности путем внедрения информационно-правовой системы «Управление дебиторской задолженностью» .............................................................. 54
4.2. Снижение дебиторской задолженности путем использования гибкой системы скидок, предоставляемых клиентам при условии оплаты долга в определенный срок .........................59
4.3. Снижение дебиторской задолженности путем использования услуги факторинга ..........61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...............

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 826.00 Кб (Скачать)

В балансе предприятия дебиторская задолженность отражается по следующим видам:

  • счета к получению;
  • векселя к получению;
  • не связанная с реализационной деятельностью.

Задолженность «Счета к получению» возникает при расчетах по «открытому счету» (open account), что означает выставление покупателю для оплаты подписанного им счета. Задолженность «Векселя к получению» возникает при отсрочке платежа и выдаче покупателем векселя, т.е. письменного долгового обязательства.

Вся дебиторская задолженность делится на два вида:

  • связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг (trade receivables);
  • связанная с нереализационной деятельностью (non-trade receivables); это выданные авансы работникам или филиалам, различные депозиты, дивиденды и проценты к получению, претензии по возврату излишне уплаченных налогов.

Значительное влияние на дебиторскую задолженность оказывают применяемые скидки с цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

Торговые скидки (trade discounts) используются в следующих случаях:

  • постоянным покупателям;
  • за определенное количество товара;
  • в связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса;
  • при потере товаром качества или других потребительских свойств;
  • при приближении даты окончания срока годности или реализации товара;
  • при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, или товаров на новые рынки;
  • при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Таким образом, с помощью торговых скидок учитываются всевозможные ситуации, возникающие у продавца.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность в одних случаях учитывается в ценах без скидок (валовой метод), в других – со скидками (чистый метод). Во втором случае исходят из того, что скидка – основной вариант оплаты по сравнению с отсрочкой платежа. Поэтому если покупатель не использует скидку, предприятие-поставщик получает дополнительный доход, который отражается в отчете о прибылях и убытках.

Списание безнадежных долгов осуществляется или напрямую, или с помощью создаваемого «резерва на покрытие безнадежных долгов» (allowance for uncollectible (bad) debts).

Напрямую списываются, как правило, незначительные суммы, так как:

  • не всегда возможно точно определить момент появления безнадежной задолженности;
  • списание значительных сумм приводит к неравномерности доходов и расходов предприятия и несоответствию их друг другу;
  • на сумму дебиторской задолженности и ее безнадежной части оказывают влияние некоторые факторы, такие, как скидки, возврат неоплаченной продукции и т.д.

Поэтому основным методом списания безнадежных долгов является их списание через «Резерв на покрытие безнадежных долгов» («Резерв по сомнительным долгам» - в России).

Размер «Резерва на покрытие безнадежных долгов» определяется на основе опыта прошлых лет исходя из доли (процента) безнадежных долгов; или к общему объему продаж (объему продаж отдельным покупателям); или к общему объему дебиторской задолженности по строке «Счета к получению» (к общей сумме или к сумме в зависимости от сроков возникновения) [5, с.153 – 155].

Учет и контроль за своевременной оплатой счетов по отгруженной продукции на большинстве зарубежных фирм выдвигаются в качестве главных задач в управлении дебиторской задолженностью. С этой целью широко используются прогрессивные методы воздействия на ускорение расчетов за отгруженную продукцию. При помощи современной техники осуществляется систематический контроль за состоянием и погашением дебиторской задолженности.

Почти ежедневно к сведению менеджеров и руководителей доводятся фактические данные о состоянии расчетов, времени оплаты задолженности, что позволяет принимать радикальные меры, обеспечивающие ее погашение. В реалиях рыночной экономики существует три фазы:

  • предварительная, включающая напоминание (по телефону, письменно) о необходимости выполнения обязательств;
  • последующая, предполагающая принятие конкретных действий по ликвидации задолженности: приостанавливается отгрузка следующей партии товаров;
  • заключительная, когда процедура взыскания задолженности становится более жесткой. Это проявляется, во-первых, в передаче дела в судебные органы для принятия соответствующих мер. Во-вторых, в использовании услуг специализированных фирм для взыскания дебиторской задолженности. В-третьих, в продаже задолженности другим предприятиям [14, с.12-13].

Отсрочка оплаты может иметь различный характер:

  1. Технический, или так называемый манипуляционный, вызванный необходимостью оформления документов и перечислением средств со счета покупателя на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд. Международная практика подтверждает, что в связи с коротким циклом оборота дебиторской задолженности и правильной организацией взимания этих ресурсов потери, связанные с непоступлением средств, являются несущественными и появляются очень редко.
  2. Коммерческого кредита, который означает передвижение сроков оплаты за поступившие товары на более длительное время, то есть, по существу, означает финансирование активов покупателей за счет заемных средств.
  3. Реализация товаров в рассрочку, которая во многих развитых странах является главной формой продажи ценностей высокой стоимости. Такой вид оплаты положительно влияет на ускорение оборотов по реализации и повышение рентабельности продукции [14, с.10].

Взыскание задолженностей в больших размерах требует привлечения специализированных в этой области работников (юристов, специальных менеджеров), что связано с существенными затратами. Неслучайно в развитых странах действует много фирм, которые занимаются взысканием просроченных задолженностей. Во многих случаях такого рода услуги обходятся предприятию дешевле, чем содержание собственного аппарата и, как показывает международная практика, приносят больше эффекта. Это вызвано тем, что соответствующая фирма располагает высококвалифицированными кадрами, которые приобрели навыки вскрытия возможностей изыскания задолженности. На сегодняшний день в Германии, Франции, Голландии, Англии действуют сотни таких фирм, которые имеют позитивные достижения в этой области. Выполнение соответствующих услуг производится на основе заключенного контракта, в котором детально оговариваются цена и сроки выполнения работ. Из предлагаемого перечня таких фирм предприятие должно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя субъекта, не нарушающего действующее законодательство и достигающего высоких результатов.

В современном мире широкое распространение находит практика продажи просроченной дебиторской задолженности, которая позволяет отказаться от трудоемкого и дорогого взимания соответствующего долга. В этих случаях риск получения задолженности принимает на себя тот, кто приобрел ее и сразу погасил соответствующую сумму. Во всех случаях она бывает ниже купленного долга. Это дает возможность кредитодателю снизить уровень задолженности, улучшить свою ликвидность и финансовое состояние. Решение о продаже долга целесообразно принять сразу после наступления срока платежа, если считать, что взыскание в судебном порядке будет длительным. Чем быстрее будет продана просроченная дебиторская задолженность, тем выше будет ее цена, на что влияют проценты за дополнительный риск и со временем потеря стоимости непоступивших денег.

Но главной остается задача недопущения просроченных платежей и тем самым уменьшения риска, финансовых затрат, связанных с наличием дебиторской задолженности.

Решение проблемы дебиторской задолженности становится реальностью только при наличии хорошо организованного контроля. Текущий контроль осуществляется при проведении каждой операции, исходя из ее законности, экономической целесообразности и подчинения решению главной цели – управления дебиторской задолженностью. Существенное значение играет и последующий контроль, который производится в основном методами экономического анализа с использованием отчетных данных предприятия за истекшие периоды. Прежде всего, следует определить фактическое состояние дебиторской задолженности на начало и конец года, квартала и сравнить динамику ее роста (уменьшения) с темпами увеличения или уменьшения доходов от реализации продукции. Позитивной считается ситуация, когда объем реализации растет быстрее дебиторской задолженности. Однако эти соотношения нельзя принимать за аксиому, поскольку могут произойти положительные изменения, которые повлияют на увеличение уровня дебиторской задолженности (рост продажи за счет коммерческого кредита, рассрочки платежей, изменения форм расчетов и т.д.). Поэтому большинство предприятий производит более детальный анализ дебиторской задолженности [14, с. 13].

 

1.5. Анализ состояния и тенденций  развития машиностроительной и  металлообрабатывающей отрасли

 

Традиционно в машиностроительный комплекс Республики Беларусь объединяют машиностроение и металлообработку, которые являются одним из важнейших секторов экономики республики. В машиностроительный комплекс Беларуси входят 3382 (на 2007 год) предприятий станкостроения, автомобильной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, инструментального производства, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, радиотехнической, электронной, электротехнической, оптико-механической промышленности и приборостроения, металлообработки.

Основные показатели работы машиностроения и металлообработки представлены в табл. 1.4.

 

Таблица 1.4. – Основные показатели работы машиностроения и металлообработки [13,18]

Показатели

Годы

Темп роста 2006 / 2005, %

Темп роста 2007 / 2005, %

2005

2006

2007

1. Число предприятий

2811

3034

3382

107,93

111,47

2. Объем продукции (в фактически  действовавших ценах), млрд. руб.

14001

18353

20290

131,08

110,55

3. Индексы производства продукции (в сопоставимых ценах), в процентах  к предыдущему году

114,7

110,0

113,9

95,90

103,55

4. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек

386

391

319

101,30

81,59

5. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (в фактически действовавших  ценах), млрд. руб.

1204

1810

2497

150,33

137,96

6. Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, процентов

11,2

13,3

14,3

118,75

107,52

7. Снижение (-), повышение затрат на тысячу рублей продукции (в фактически действовавших ценах), в процентах к предыдущему году

-0,3

-2,0

0,1

-

-


 

Анализ представленных данных показывает, что с каждым годом число предприятий увеличивается. Вместе с этим обеспечивается ежегодный прирост общего объема продукции, что свидетельствует об активизации усилий по поиску рынков сбыта, а также увеличении производительности труда рабочих и загрузки оборудования. В 2006 году прирост объема продукции составил 31,08% по сравнению с 2005 годом, а в 2007 году – 10,55% по сравнению с 2006 годом.

В 2006 году произошло снижение индекса производства продукции (в сопоставимых ценах к предыдущему году) на 4,10%, однако в 2007 году значение показателя увеличилось на 3,55%, что является положительным.

В 2005 году в машиностроении было занято 386 тысяч человек, а в 2006 году – уже 391 тысяча человек (увеличение на 1,3% по сравнению с 2005 годом). Одной из причин является то, что с каждым годом увеличивается число молодых специалистов (в большинстве своем технических), и предприятия машиностроения стараются их обеспечивать рабочими местами. Однако стоит отметить, что в 2007 году произошло снижение численности персонала на 18,41% по сравнению с 2006 годом.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг с каждым годом увеличивается, что говорит о том, что продукция машиностроительного комплекса пользуется спросом не только на белорусском рынке, но и за пределами республики. В 2006 году увеличение прибыли произошло на 50,33% по сравнению с 2005 годом, а в 2007 году – на 37,96% в сравнении с 2006 годом.

Также видно увеличение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг, что является положительным моментом в развитии машиностроения.

В 2005 – 2006 гг. отмечается снижение затрат на тысячу рублей продукции, а в 2007 г. – повышение значения этого показателя.

Таким образом, анализ представленных данных показывает, что наблюдается динамика подъема машиностроения и металлообработки практически по всем показателям.

Основные виды продукции машиностроения представлены в табл. 1.5.

 

Таблица 1.5    

Производство основных видов продукции машиностроения (за 2005-2007 годы) [15]

Показатели

Годы

2005

2006

2007

Станкостроение, всего, штук:

410966

480961

530022

1. Электродвигатели переменного  тока с высотой оси вращения 63-355 мм:

     

тыс. шт.

407

476

525

млн. кВт

0,9

1,0

1,2

2. Металлорежущие станки, тыс. шт.

3,7

4,7

4,8

3. Кузнечно-прессовые машины, штук

266

261

222

Автомобилестроение, всего:

66037

76039

89254

4. Троллейбусы, штук

147

176

310

5. Автобусы, штук

1263

2104

2160

6. Грузовые автомобили, тыс. шт.

22,3

23,2

25,5

7. Тракторы, тыс.шт.

41,5

49,2

59,6

8. Минитракторы, шт.

235

388

430

9. Экскаваторы, штук

535

906

1199

10. Бульдозеры, штук

57

65

55

Машины и оборудование для животноводства и кормопроизводства, всего, штук:

67603

45847

78164

11. Кормоуборочные комбайны, шт.

245

340

271

12. Машины для внесения в почву органических удобрений, шт.

358

507

893

13. Автопоилки для крупного рогатого скота, тыс. шт.

67

45

77

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности, всего, штук:

1144000

963600

578400

14. Мотоциклы, тыс. шт.

6,0

9,6

10,4

15. Велосипеды (без детских), тыс. шт.

438

454

368

16. Стальная эмалированная посуда, млн. шт.

0,7

0,5

0,2

Радиоэлектроника, всего, штук:

1513100

907400

603400

17. Радиоприемные устройства, тыс. шт.

13,1

7,4

3,4

18. Часы, млн. шт.

1,5

0,9

0,6

Бытовая техника, всего, штук:

2398500

2263200

2191400

19. Холодильники и морозильники, тыс. шт.

995

1050

1072

20. Телевизоры, тыс. шт.

1308

1067

702

21. Стиральные машины, тыс.шт.

36,7

12,7

163,3

22. Электропылесосы, тыс.шт.

2,2

31,9

74,4

23. Швейные бытовые машины, тыс.шт.

1,2

0,5

0,2

24. Персональные ЭВМ, тыс. шт.

53,2

69,2

105,1

25. Электроутюги, тыс.шт.

2,2

31,9

74,4

Всего по машиностроению, штук:

5600206

4737047

4070640

Информация о работе Совершенствование управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии