Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии.
Для выполнения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
Исследовать теоретические аспекты управления текущей дебиторской задолженностью;
Провести анализ организации управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность, значение и виды дебиторской задолженности ………………………………….5
Управление дебиторской задолженностью: цель, задачи, направления …………………...6
Анализ дебиторской задолженности: источники информации, показатели, этапы. Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью ………………....10
Опыт зарубежных предприятий по управлению дебиторской задолженностью ………...14
Анализ состояния и тенденций развития машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли …………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА РУП «ГОМЕЛЬСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ С.М. КИРОВА»
2.1. Анализ технико-экономических показателей функционирования предприятия ………....22
2.2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии …………….28
2.3. Анализ дебиторской задолженности на предприятии ……………………………………...35
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
3.1. Детерминированный факторный анализ дебиторской задолженности ...………………...41
3.2. Стохастический факторный анализ дебиторской задолженности .......................................46
ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА РУП «ГОМЕЛЬСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ С.М. КИРОВА»
4.1. Снижение дебиторской задолженности путем внедрения информационно-правовой системы «Управление дебиторской задолженностью» .............................................................. 54
4.2. Снижение дебиторской задолженности путем использования гибкой системы скидок, предоставляемых клиентам при условии оплаты долга в определенный срок .........................59
4.3. Снижение дебиторской задолженности путем использования услуги факторинга ..........61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...............
1.2. Управление дебиторской
Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж [5, с. 127].
Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия [14, с. 10].
Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:
Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью [5, с. 126 – 127].
Управление дебиторской задолженностью предполагает:
Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
Управление дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам:
Управление дебиторской задолженностью предприятия проводится по двум основным направлениям: выбор и осуществление кредитной политики, а также политики инкассации, т.е. организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов.
Кредитная политика предприятия включает в себя такие ключевые моменты, как условия предоставления кредита различным группам покупателей, методику оценки кредитоспособности клиентов, выбор условий продаж, гарантирующих получение оплаты [16, с. 93].
Основными целями кредитной политики являются:
1) повышение
2) увеличение
объемов продаж при
Механизм кредитной политики включает следующие элементы:
Кредитная политика оформляется в виде Положения о дебиторской задолженности (табл. 1.2) и утверждается руководством компании, причем контроль за исполнение данного положения возлагается на сотрудников финансового отдела: финансового менеджера или финансового контролера.
Таблица 1.2. – Основные разделы Положения о дебиторской задолженности
Введение – раздел, разъясняющий основные термины, употребляемые в данном докумен-те |
Раздел 1. Принципы оценки покупателей Подраздел 1.1. Методика финансового анализа покупателей Подраздел 1.2. Распределение покупателей по группам, правила и принципы перевода по-купателя из одной группы в другую |
Раздел 2. Расчетные и аналитические показатели Подраздел 2.1. Методика расчета величин товарных кредитов Подраздел 2.2. Расчет затрат Подраздел 2.3. Финансовый анализ дебиторской задолженности Подраздел 2.4. Минимизация рисков |
Раздел 3. Документооборот |
Раздел 4. Соблюдение платежной дисциплины Подраздел 4.1. Механизм начисления пеней Подраздел 4.2. Порядок работы с просроченными долгами |
Раздел 5. Мотивация персонала |
Следует, однако, помнить, что любая, даже самая идеальная, кредитная политика не может быть статичным документов, принятым один раз и на долгие годы. Она должна изменяться с учетом изменяющейся экономической ситуации в стране [1, с. 24 – 25].
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный (табл. 1.3) [3, с. 200].
Таблица 1.3. – Политика коммерческого кредитования предприятия [5, с.131]
Тип полити-ки |
Особенности риска |
Цель |
Наименование деятельности |
Возможные последствия | |
1. Консер-вативная |
Мини-маль-ный |
Надежность, платежеспособность и рен-табельность |
Отсрочка платежа толь-ко надежным покупате-лям. Жесткие условия отсрочки платежа, жест-кий контроль за деби-торской задолженнос-тью, ее сроками, порядком взыскания |
Положительные: стабильность финансового состояния до определенного момента времени |
Отрицательные: потеря рынков, отставание от конкурентов, падение платежеспособности и ликвидности через определенный период времени |
2. Уме-ренная |
Умерен-ный |
Надежность |
Традиционная финансовая политика |
Стабильность финансового состояния в течение длительного периода времени | |
3. Агрес-сивная или мягкая |
Высо-кий |
Расширение объема про-даж, завоева-ние рынка |
Максимальное расшире-ние системы отсрочки платежа и скидок. Льготные условия отсрочки платежа |
Положительные: рост объема реа-лизации, завоева-ние рынков, созда-ние потенциаль-ной возможности роста прибыли |
Отрицательные: значи-тельный рост оборотных средств, падение плате-жеспособности, ликвид-ности, рост затрат на взыскание долгов, уменьшение эффектив-ности активов, увеличе-ние длительности опера-ционного и финан-сового циклов |
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала [3, с. 201].
При разработке кредитной политики следует обязательно учитывать не только обычаи делового оборота, сложившиеся на данном рынке, но и финансовое состояние самой компании, предоставляющей своим контрагентам товарные кредиты (излишек/ нехватка оборотных средств, возможности привлечения дополнительного финансирования и т.д.), а также особенности покупателей (например, преобладание в составе покупателей крупных сетевых операторов, которые работают только на условиях отсрочки платежа практически со всеми своими поставщиками) [1, с.24].
Политика инкассации заключается в организации сбора поступлений от дебиторов, в том числе и просроченных долгов. При ее проведении важна последовательность в соблюдении всех оговоренных процедур, только в таком случае можно рассчитывать на то, что клиент серьезно отнесется к своим обязательствам перед фирмой.
Важным элементом политики инкассации является организация эффективной системы оформления заказов и выставления счетов. Для ускорения сбора платежей можно направлять счета-фактуры покупателям уже в момент обработки их заказа на складе. Если работа выполняется в течение длительного времени, можно также выставлять счет за услуги поэтапно или начислять сумму к оплате авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончанию работы.
Очевидно, что предприятие должно своевременно высылать клиенту счета на оплату, так как срока кредита не воспринимается клиентом как начавшийся до тех пор, пока не получен платежный документ. Любые задержки в отправке счета будут почти всегда означать продление периода действия кредита, который предоставляется клиенту. В целях эффективного управления необходимо рассмотреть все возможные способы сокращения времени от продажи до выставления счетов клиентам и выбрать оптимальный.
Задержка дебиторской задолженности при пересылке равна времени между подготовкой счета и его получением клиентом. Ее можно сократить путем использования службы экспресс-доставки, децентрализацией процедур подготовки счета и его отправки, синхронизации с графиком перевозок почтового офиса.
Необходимым элементом политики инкассации является жесткая политика прослеживания просроченных счетов. Даже если размер задерживаемого платежа не стоит времени и средств, затраченных на его инкассацию, все равно стоит добиться его взыскания, потому что это характеризует твердую позицию компании по отношению к своей кредитной и инкассационной политике. Далее следует выполнять все меры взыскания, о которых был осведомлен клиент, иначе можно добиться обратного результата и подорвать эффективность всей кредитной и инкассационной политики.
При определении мер в рамках политики инкассации всегда следует помнить про баланс между затратами на реализацию жесткой политики инкассации, риском испортить отношения с постоянным клиентом и реальными выгодами, которые могут быть получены от грамотного подхода к управлению кредитом [16, с. 96].
1.3. Анализ дебиторской
Для того чтобы правильно оценивать все тенденции, касающиеся дебиторской задолженности, каждый финансовый менеджер должен уметь анализировать систему показателей, связанную с дебиторской задолженностью [1, с. 27].
Для проведения оценки и анализа существующей дебиторской задолженности необходима соответствующая информация. Такая информация может быть получена из нескольких источников.
Кроме того, универсальным источником информации о предприятии является бухгалтерский учет. Поэтому в первую очередь необходимо опираться на его данные, которые представлены в документах:
Информация о работе Совершенствование управления текущей дебиторской задолженностью на предприятии