Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:32, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
- определяется значимость принятия решений для эффективного управления;
- приводится классификация и основные виды управленческих решений;
- определяются факторы, оказывающие влияние на качество и эффективность управленческих решений;
- рассматриваются принципы и этапы процесса принятия управленческих решений;
- анализируется эффективность принимаемых решений на примере ОАО «Лукойл»;
- предлагаются основные методы повышения эффективности управленческих решений.
Введение…………………………………………………..………………………4
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений…....6
1.1. Сущность и характерные особенности управленческих решений……….6
1.2. Классификация управленческих решений……………………………..….10
1.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений…………………………………………………………..…...……….…14
1.4. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений……...16
Глава 2. Особенности жизненного цикла принятия решений в ОАО «ЛУКОЙЛ»…………………………………………………………………...…22
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..…………22
2.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия………...……25
2.3. Процессная модель механизма принятия решений ОАО «ЛУКОЙЛ» и регламент управления ее развитием……………………………………..……..28
Глава 3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………….34
3.1. Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..34
3.2. Методы и модели оптимизации решений………………………...……….41
Заключение……………………...………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………….….50
1.2. Классификация
управленческих решений
Классификация
УР необходима для определения общих
и конкретно-специфических
1) по функциональному содержанию;
2) по характеру решаемых задач (сфере действия);
3) по иерархии управления;
4) по характеру организации разработки;
5) по характеру целей;
6) по причинам возникновения;
7) по исходным методам разработки;
8) по организационному оформлению.
УР могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
а) решения плановые;
б) организационные;
в) контролирующие;
г) прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.[8]
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
а) экономических;
б) организационных;
в) технологических;
г) технических;
д) экологических и прочих.
Чаще всего УР связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие УР:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) коллективные.
Предпочтение способа организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
По характеру
целей принимаемые решения
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения УР делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные,
связанные с проявлением
д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности вос
производственных процессов в системе (например, сезонности сельско
хозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:
а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомп зиции больших систем);
б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические,
связанные с широким
По организационному оформлению УР делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку
решения принимаются людьми, то их
характер во многом несёт на себе отпечаток
личности менеджера, причастного к
их появлению на свет. В связи
с этим принято различать
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».[3]
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные
виды решений принимаются, в основном,
в процессе оперативного управления
персоналом. Для стратегического
и тактического управления любой
подсистемы системы менеджмента
принимаются рациональные решения,
основанные на методах экономического
анализа, обоснования и оптимизации.
1.3.Факторы,
определяющие качество
и эффективность управленческих
решений
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.[1]
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
1) законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
2) четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4) время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
5) организационные структуры управления;
6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;
7) методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
9) состояние
управляющей и управляемой систем (психологический
климат, авторитет руководителя, профессионально-
10)систему
экспертных оценок уровня
Управленческие
решения должны опираться на объективные
законы и закономерности общественного
развития. С другой стороны, УР существенным
образом зависят от множества
субъективных факторов – логики разработки
решений, качества оценки ситуации, структуризации
задач и проблем, определённого
уровня культуры управления, механизма
реализации решений, исполнительской
дисциплины и т. п. При этом необходимо
всегда помнить, что даже тщательно
продуманные решения могут
1.4.
Принципы и этапы процесса
принятия управленческих
решений
Рано или поздно менеджеры должны переходить от анализа происшедших событий к действию. Существующая неопределенность в процессе принятия решений может создавать ряд ситуаций, при которых не исключается смешение понятий "решительность" и "принятие решений". В менеджменте решительность рассматривается как способность принять решение и превратить его в жизнь. А принятие решения – это способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать оптимальный выбор. Важно правильно сочетать обе эти способности. Парализовать себя нескончаемым анализом так же нежелательно, как и принимать решения по капризу, спонтанно.
В основе
процесса принятия решений по управлению
фирмой лежат четыре основных принципа,
игнорирование которых (полное или
частичное) может привести к ошибочным
решениям и неудовлетворительным результатам.
Соблюдение же этих принципов дает
возможность принимать
Первый принцип – это принцип организационного соответствия. Форма организации должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятия решений, так и контроль за их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта, что полномочия и ответственность все больше переходят "из рук в руки". Только возлагая на менеджеров ответственность за результаты их решений можно подготовить лучшие руководящие кадры.
Второй
принцип : политика, стратегия и цели должны
быть настолько четко сформулированы,
чтобы они позволяли принимать решения
общего характера, касающихся новых видов
деятельности, выходящей за пределы сегодняшних
потребностей.
Третий принцип требует иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейся обстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между менеджерами высшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделений организации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных таким образом, чтобы менеджеры высшего уровня имели в своем распоряжении только те факты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся к делу фактическим материалом.
Четвертый принцип предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными бесчисленные возможности. При идеальных условиях (наличие точных критериев, ясных целей и полной информации) потребность в менеджерах, принимающих решения, была бы невелика. ЭВМ смогла бы ответить на любой вопрос. К сожалению мы живем далеко не в идеальном мире и постоянно существует потребность в квалифицированных менеджерах, определяющих оптимальные направления действий организации.[2]
Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений