Совершенствование процесса принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:32, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
- определяется значимость принятия решений для эффективного управления;
- приводится классификация и основные виды управленческих решений;
- определяются факторы, оказывающие влияние на качество и эффективность управленческих решений;
- рассматриваются принципы и этапы процесса принятия управленческих решений;
- анализируется эффективность принимаемых решений на примере ОАО «Лукойл»;
- предлагаются основные методы повышения эффективности управленческих решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………..………………………4
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений…....6
1.1. Сущность и характерные особенности управленческих решений……….6
1.2. Классификация управленческих решений……………………………..….10
1.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений…………………………………………………………..…...……….…14
1.4. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений……...16
Глава 2. Особенности жизненного цикла принятия решений в ОАО «ЛУКОЙЛ»…………………………………………………………………...…22
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..…………22
2.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия………...……25
2.3. Процессная модель механизма принятия решений ОАО «ЛУКОЙЛ» и регламент управления ее развитием……………………………………..……..28
Глава 3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………….34
3.1. Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..34
3.2. Методы и модели оптимизации решений………………………...……….41
Заключение……………………...………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………….….50

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 106.18 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………..………………………4

Глава 1. Теоретические  основы принятия управленческих решений…....6

1.1. Сущность  и характерные особенности  управленческих решений……….6

1.2. Классификация управленческих решений……………………………..….10

1.3.Факторы,  определяющие качество и эффективность  управленческих решений…………………………………………………………..…...……….…14

    1.4. Принципы  и этапы процесса принятия управленческих решений……...16

Глава 2. Особенности жизненного цикла принятия решений в ОАО «ЛУКОЙЛ»…………………………………………………………………...…22

2.1. Краткая  характеристика предприятия…………………………..…………22

2.2. Анализ технико-экономических показателей предприятия………...……25

2.3. Процессная  модель механизма принятия решений ОАО «ЛУКОЙЛ» и регламент управления ее развитием……………………………………..……..28

Глава 3. Совершенствование процесса принятия управленческих решений………………………………………………………………………….34

3.1. Применение  научного подхода в процессе  принятия  управленческих решений…………………………………………………………………………..34

3.2. Методы  и модели оптимизации решений………………………...……….41

Заключение……………………...………………………………………………48

Список  использованной литературы…………………………………….….50

 
 
 
 
 
 

Введение              

Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества принимаемых  решений, которое достигается путем  совершенствования процесса принятия решений.          

Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому  понимание природы принятия решений  чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве  управления.          

Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Совершенствование  процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем  использования научного подхода  к данному процессу, моделей и  количественных методов принятия решений.

    Объектом  исследования является процесс принятия решений в системе управления современной бизнес-организации. Предметом исследования - особенности формирования, функционирования и развития цикла управленческих решений.           

Данная  работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается сущность управленческих решений, указываются  характерные особенности решений, факторы определяющие их качество и эффективность, приводится классификация управленческих решений. Также дается информация о процессе принятия управленческих решений: принципы и этапы данного процесса. Во второй главе проводится изучение жизненного цикла управленческих решений на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».          

В третьей  главе даются методы совершенствования процесса принятия управленческих решений: применение научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.   

          В данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы: 
- определяется значимость принятия решений для эффективного управления; 
- приводится классификация и основные виды управленческих решений;

- определяются факторы, оказывающие влияние на качество и эффективность управленческих решений;

- рассматриваются принципы  и этапы процесса принятия управленческих решений;

- анализируется эффективность принимаемых решений на примере ОАО «Лукойл»; 
- предлагаются основные методы повышения эффективности управленческих решений. 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений

1.1. Сущность и характерные особенности  управленческих решений              

Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

    -         возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

    -         наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

    -         необходимость волевого акта лицом, принимающим решение при выборе решения, так как данное лицо формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

    Соответственно  под управленческим решением (УР) понимается:

    1)     поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;

    2)     конечный результат постановки и выработки УР.

    Наибольший  интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая  технологию мыслительных действий, поисков  истины и анализа заблуждений, путей  движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого  решения, источники его  происхождения.

    К управленческому решению предъявляется  ряд требований, к числу которых  можно отнести:

    1)     всестороннюю обоснованность решения;

    2)     своевременность;

    3)     необходимую полноту содержания;

    4)     полномочность;

    5)     согласованность с принятыми ранее решениями.

   Всесторонняя  обоснованность решения означает прежде всего необходимость принятия его  на базе максимально полной и достоверной  информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Своевременность  управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности  и задачи социально-экономической  системы. Преждевременно принятое решение  не находит подготовленной почвы  для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения  не менее вредны для общества. Они  не способствуют решению уже «перезревших»  задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.[4]

   Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы  его деятельности, все направления  развития. В наиболее общей форме  управленческое решение должно охватывать:

а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

в) основные пути и способы достижения целей;

г) сроки  достижения целей;

д) порядок  взаимодействия между подразделениями  и исполнителями;

е) организацию  выполнения работ на всех этапах реализации решения.          

Важным  требованием управленческого решения  является полномочность (властность) решения  – строгое соблюдение субъектом  управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления.          

Согласованность с принятыми ранее решениями  означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи  общественного развития.

      Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.    

   Обычно  в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.    

    При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона ввласти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.[5]                

      Решения, основанные на сужденииво многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. 

      Таблица 1.1.

      Решения, типичные для функций управления

      Планирование
      1. Какова наша  сверхзадача или природа нашего  бизнеса?

      2. Какими должны быть наши цели?

      3. Какие изменения происходят во  внешнем окружении и как они  отражаются и могут отразиться  в будущем на организации?

      4. Какие стратегию и тактику  следовало бы нам выбрать для  достижения поставленных целей?

      Организация деятельности
      1. Каким образом  следует структурировать работу  организации? Как целесообразно  укрупнить блоки выполняемых  работ?

      2. Как скоординировать функционирование  этих блоков, чтобы оно протекало  гармонично и не было противоречивым?

      3. Принятие каких решений на  каждом уровне организации следует  доверять людям, в частности  руководителям?

      4. Следует ли нам изменять структуру  организации из-за изменений во  внешнем окружении?

      Мотивация
      1. В чем нуждаются  мои подчиненные?

      2. В какой мере эти потребности  удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей  организации?

      3. Если удовлетворение работой  и производительность моих подчиненных  возросли, то почему это произошло?

      4. Что можем мы сделать, чтобы  повысить уровень удовлетворенности  работой и производительность  подчиненных?

      Контроль
      1. Как нам следует  измерять результаты работы?

       2. Как часто следует давать  оценку результатов? 

      3. Насколько мы преуспели в достижении  наших целей?

      4. Если мы недостаточно продвинулись  к поставленным целям, то почему  это случилось и какие коррективы  следовало бы внести?

Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений