Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта - рассмотреть и изучить систему кадровой политики предприятия, а также сформировать пути совершенствования деятельности данной системы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы кадровой политики предприятия;
- проанализировать существующую систему кадровой политики на предприятии ОАО «Биосинтез»;
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Теоретические основы изучения кадровой политики предприятия 7
1.2. Основные элементы кадровой политики 19
1.3. Методические основы исследования системы кадровой политики предприятия 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «БИОСИНТЕЗ» 34
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Биосинтез» 34
2.2. Анализ кадровой политики в ОАО «Биосинтез» 41
2.3. Исследование формирования резерва персонала на выдвижение 56
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «Биосинтез» 62
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА 69
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 72 ГЛАВА 6. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 83
Заключение 90
Глоссарий 94
Список использованных источников 96
Приложения 100
- если кандидат не ясно формулирует ранее занимаемые должности, необходимо в ходе собеседования выяснить его реальные служебные обязанности на прежних местах работы;
- если кандидат делает акцент на предыдущей заработной плате, следует убедиться, не является ли заработная плата определяющим фактором в степени ответственности.
Порядок приема на работу
Прием на работу на предприятии проводит ОКО в соответствии со штатным расписанием на основании заявок руководителей подразделений. При приеме на работу, поступающий, предъявляет следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключение случаев, когда трудовой договор заключают впервые или работник поступает на работу, на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
При приеме персонала на работу отдел кадров обязан ознакомить претендента:
- с особенностями выпускаемой продукции;
- с целями и политикой ОАО «Биосинтез» в области качества;
- со спецификацией на предложенное рабочее место;
- трудового распорядка и коллективным договором;
- организовать прохождение вводного инструктажа по охране труда и промышленной безопасности.
Ответственность за правильность, достоверность и законность оформления всех документов на работников ОАО возлагается на ОКО и его работников согласно положению об отделе и должностным инструкциям.
Организации имеют постоянную потребность в повышение производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижение этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Одного и этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
На вопрос «Нужно ли проводить обучение персонала на предприятии?», были получены следующие ответы, большинство сотрудников предприятия ОАО «Биосинтез» (62%) считают, что обучение необходимо, 20% решили, что нет и 18% - затрудняются ответить.
Рисунок 3 На вопрос «Нужно ли проводить обучение персонала на предприятии?»
Подготовка представляет собой обучение работников навыка, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечение своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации. Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей.
Обучение полезно и требуется в трёх основных случаях:
- во-первых, когда человек поступает в организацию;
- во-вторых, когда служащего назначают на новую должность, или когда ему поручают новую работу;
- в-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнение свое работы.
На вопрос: «В какой форме вы желали бы обучатся?», были получены следующие ответы, 60% респондентов выбрали внутреннее обучение, так как на их взгляд оно самое эффективное, 21% отдаёт предпочтенье обучению с привлечение учебных заведений. Привлечение частных преподавателей или специалистов из других компаний менее оправдано (12%) и 7% предпочитают «иное» обучение, имеется в виду самообразование, стажировки, командировки и т.п.
Успешность обучение во многом зависит от того, в какое время и где оно проводится (рис. 4).
Рисунок 4 Время и место обучения
Как видно из рис. 4, обучение в рабочее время и на рабочем месте, по мнению респондента более эффективно и дёшево (45%); занятия в нерабочее время менее популярны и гораздо менее эффективны (19%)). Это можно объяснить тем, что организованное обучение сотрудников после рабочего дня руководство наталкивается на их молчаливое сопротивление (персонал устал и хочет спать, затраченные часы не оплачиваются и т.п. причины). Обучение с отрывом от производства более целесообразно (36%), чем обучение после работы (в нерабочее время).
Обучение персонала может проводится путём организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтение литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Одним из методов обучения является организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел, на срок от трёх месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познаёт разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низких уровней управленческой иерархии.
На вопрос: «В какой форме вы предпочли бы проходить обучение?», были получены следующие ответы, предпочтение отдают активным формам обучения - деловым играм и тренингам (83%) по сравнению с пассивными формами - лекции, семинары (17%).
Повышение квалификации это постоянный процесс обновления знаний «Цель занятий по повышению квалификации должны соответствовать принципам и структуре переподготовки кадров и быть направлена на целостную и межотраслевую переподготовку.
На вопрос: «Соответствует ли выполняемая работа вашему образованию, квалификации?», были получены следующие ответы (рис. 5).
Рисунок 5 Соответствие выполняемой работы уровню образования, квалификации (%)
Как видно из рис. 5, 31% респондентов дали положительный ответ; 27% - ответили отрицательно и 42% - затруднились ответить. Это, скорее всего, объясняется тем, что-либо человек работает не по своей специальности, но с высшим образованием, либо работает по специальности, но хотел бы повысить свою квалификацию.
При анализе вопроса о частоте прохождения процесса переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Биосинтез», были получены следующие ответы, только 18% опрошенных считают, что процесс обучения, переподготовки и повышения квалификации происходит регулярно; 44% считают, что обучение происходит по мере необходимости и 38% - затруднялись ответить.
Рисунок 6 Частота прохождения процесса переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии ОАО «Биосинтез»,
Проанализировав полученные ответы на блок вопросов о процессе обучения и повышение квалификации, складывается следующая модель обучения персонала, оптимальная с точки зрения респондента:
- обучение должно проводиться без отрыва от производства;
- внутри (в том числе и на территории) организации;
- в рабочее время.
Для повышения уровня подготовленности специалистов проводится работа в двух направлениях:
1. Повышение квалификации руководителей и инженерно-технических работников путем обучения их на семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых профильными образовательными учреждениями.
2. Переквалификация специалистов путем получения второго высшего образования со специализацией профилю производства.
Таблица 5
Повышение квалификации за 2011 год
|
Таблица 5 отражает, что в течение 2011 года повышение квалификации прошли 84 человека, по этой же таблице видно, что сотрудники ОАО «Биосинтез» повышают свою квалификацию как на предприятиях города Пензы, так и на предприятиях Москвы и Санкт -Петербурга.
В 2011 году 11 работников предприятия с целью получения второго высшего образования начали обучение в Ивановском государственном химико-технологическом университете по специальности «Химическая технология органических веществ» со специализацией «Технология химико-фармацевтических препаратов».
Как известно, размер заработной платы и форма ее расчета является важным мотивирующим элементом. И как видно из проведенного анкетирования, что более половины сотрудников недовольны своим заработком и хотели бы прибавки.
Рисунок 7 Удовлетворённость уровнем оплаты труда сотрудников предприятия
На предприятии представлены как материальная, так и моральная формы стимулирования.
В ОАО «Биосинтез» действуют следующие системы оплаты труда рабочих:
- Повременно-премиальная система оплаты труда.
- Сдельно-премиальная система оплаты труда.
Размер тарифной ставки рабочих общества устанавливается в соответствии с едиными часовыми тарифными ставками. Ставки подразделяются на 6 разрядов и предусматривают дифференциацию оплаты труда. Тарифные коэффициенты сгруппированы на основании квалификационных требований к профессиям и повышаются с каждым последующим более высоким разрядом. Часовые тарифные ставки рабочих состоят из следующих профессиональных групп оплаты:
- на работах с нормальными условиями труда;
- на работах с тяжёлыми условиями труда;
- на работах с особо тяжёлыми и вредными условиями труда;
- на станочные работы;
- на выполнение маневровой работы;
- на погрузо-разгрузочные работы;
- для рабочих автомобильного транспорта.
Премирование производится за достижение наиболее высоких результатов (перевыполнение темпов роста продаж, объёмов производства производительности труда, как в отдельных подразделениях, так и предприятии в целом) по результатам работы за отчётный период
Надбавки за профессиональное мастерство вводятся в целях овладения смежными операциями и профессиями, постоянном совершенствовании трудовых навыков, индивидуального мастерства, ответственности рабочего за качество выполненных работ.
Поощрения доводятся до сведения трудового коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
Кадровый состав ОАО «Биосинтез» постоянно пополняется молодыми специалистами и рабочими. Пополнение молодыми специалистами происходит за счет выпускников Пензенского химико-технологического техникума ПГТА и ТУ №14. С ПХТТ ПГТА и ТУ №14 заключены договора о сотрудничестве в подготовке специалистов. Студенты ПХТТ, ПГТА и ТУ №14 ежегодно проходят ознакомительную, технологическую и преддипломную практики на предприятии. С целью привлечения молодежи на предприятие после окончания образовательных учреждений со студентами проводятся беседы и лекции по ознакомлению с продукцией предприятия, перспективами развития.
Также пополнение молодыми специалистами происходит за счет выпускников Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии. Кроме того, на основании договора между ОАО «Биосинтез» и С-ПГХФА на индивидуальную подготовку специалиста в Академии проходит подготовку один человек.
Также 10 человек из числа молодых руководителей и специалистов получают второе высшее образование по специальности «Химическая технология органических веществ» в Ивановском государственном химико-технологическом университете.
Ежегодно проводится повышение квалификации руководителей и специалистов предприятия по разработке, производству, контролю качества и реализации лекарственных средств в С-ПГХФА на факультете дополнительного профессионального образования, в Санкт-Петербургской Академии методов и техники управления, Пермской государственной фармацевтической академии, Московском научном центре экспертизы средств медицинского применения, Московском центре фармацевтического обучения, в Пензенском государственном университете, в Дзержинском институте подготовки и переквалификации кадров, в Московском ЗАО НПА «Аналитические технологии». На предприятии постоянно ведется работа с молодежью. На работу принимаются как подготовленные рабочие и специалисты, так и те, которые обучаются на рабочем месте. С ними заключаются учебные договора.
На предприятии постоянно организуется обучение вторым профессиям, таким как: лифтер грузового лифта, машинист грузоподъемных машин, водитель погрузчика автомобильного, оператор строительно-монтажного пистолета, оператор ПЭВМ, машинист компрессорных установок, моторист бетоносмесительных установок, стропальщик. А также переподготовка по таким специальностям: водитель транспортного средства, перевозящего опасные грузы; оператор газоиспользующей установки; персонал по обслуживанию газового хозяйства предприятия; оператор газопламенных фотометров; электрогазосварщик.
Таким образом, кадровый состав ОАО «Биосинтез» постоянно пополняется молодыми специалистами и рабочими, что препятствует старению персонала в организации.
Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия