Совершенствование кадровой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - рассмотреть и изучить систему кадровой политики предприятия, а также сформировать пути совершенствования деятельности данной системы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы кадровой политики предприятия;
- проанализировать существующую систему кадровой политики на предприятии ОАО «Биосинтез»;

Оглавление

Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Теоретические основы изучения кадровой политики предприятия 7
1.2. Основные элементы кадровой политики 19
1.3. Методические основы исследования системы кадровой политики предприятия 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «БИОСИНТЕЗ» 34
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Биосинтез» 34
2.2. Анализ кадровой политики в ОАО «Биосинтез» 41
2.3. Исследование формирования резерва персонала на выдвижение 56
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «Биосинтез» 62
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА 69
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 72 ГЛАВА 6. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 83
Заключение 90
Глоссарий 94
Список использованных источников 96
Приложения 100

Файлы: 1 файл

Совершенствование кадровой политики предприятия.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

Таким образом, вклад деятельности службы по управлению персоналом в эффективность организации состоит в том, что она:

- помогает организации достигать цели;

- повышает     эффективность     использования     возможностей, способностей и навыков людских ресурсов;

- снабжает организацию хорошо подготовленными кадрами;

- повышает удовлетворённость сотрудников работой и стимулирует их потребность в самореализации на рабочем месте;

- создаёт, развивает и поддерживает соответствующий уровень условий труда, что делает работу в данной организации желанной;

- доводит политику в области персонала до всех сотрудников;

- поддерживает   требуемый   уровень   культуры   поведения   и дисциплины в организации;

- планирует и управляет изменениями в организации с учётом интересов отдельных сотрудников, групп и организации в целом;

- способствует      снижению      издержек      и      повышению конкурентоспособности.

Деятельность по управлению персоналом осуществляют руководители и специалисты по управлению персоналом (сотрудники службы по управлению персоналом).

Задача служб по управлению персоналом - обеспечение максимально-эффективного использования человеческих ресурсов в масштабах всей организации.

Служба по управлению персоналом внутри организации - это отдельное независимое структурное подразделение, наделенное полномочиями по принятию решений в области персонала: найм или увольнение сотрудников, направление их на обучение, проведение аттестации и оценки, формирование системы оплаты труда. Выполнение этих задач обязательно для всех сотрудников организации [23, с.68].

Политики в области управления персоналом- это свод правил по различным аспектам пребывания людей в организации. Политики являются основным ориентиром в процессе принятия решений по всем вопросам, которые касаются человеческого фактора на производстве.

Они разрабатываются совместно высшим руководством организации и службой персонала, обеспечивают предсказуемость поведения сотрудников, позволяют функциональным руководителям концентрироваться на тех решениях, в которых они наиболее компетентны.

Процедуры по управлению персоналом - это готовые алгоритмы действий, которые описывают, как должна осуществляться та или иная деятельность, и указывают сотрудникам или руководителям, как надлежит поступать и что делать.

 

1.2. Основные элементы кадровой политики

 

Кадровая служба должна знать хозяйственные потребности предприятия и в связи с этим рассматривать свою деятельность в интеграции с другими структурами. Результатам этого должны стать большая вовлеченность людей в производство, знание своих обязанностей и ответственности, развитее трудового потенциала, благоприятный психологический климат. Создаётся своего рода инфраструктура взаимодействия между линейным руководителями разного уровня, которая оперативно обеспечивает их документацией при перемещении кадров и замещение должностей, т.е. происходит процесс, когда функция управления человеческими ресурсами меняется от пассивного содействия к активному участию в хозяйственных решениях, и в конечном итоге на предприятии достигается консенсус.

Основу содержания работы кадровых служб составляют:

Формирование кадров предприятия (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.д.);

Развитее работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);

Совершенствования организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда

На предприятии должна быть разработана стратегия управления человеческими ресурсами: определены перспективами ориентиры использования персонала, его обновление и совершенствование, развитее мотивации.

Отбор и найм персонала

Прежде чем предприятия предложат кому-либо работу, оно должно найти людей, которые не только хотели бы её получить, но и были бы способны её выполнить, т.е. их знания, квалификация, опыт соответствовали бы требованием, представленным организацией к работникам, занимающим ту или иную должность. Эти функции по обеспечению организации персоналом осуществляются с помощью процедуры отбора и найма персонала.

Отбор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящего для неё работника, а найм на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляем, работодателем, и квалификации кандидата. Кадровые службы должны добиваться повышения эффективности отбора персонала, что предполагает учёт таких фактов, как рынок рабочей силы, требование профсоюзов, особенности местоположение организации и параметры непосредственного организационного окружения [45, с.98].

Эффективный отбор персонала основывается на заранее выработанных критериях, в которые чаще всего включаются данные о требуемом образование, опыте кандидата, физических, медицинских и психологических характеристиках личности.

Различают внутренние и внешние источники найма. Внутренние источники - это люди, уже работающие в организации, внешние - люди все организации. Эти источники надо умело комбинировать.

Процедура отбора персонала имеет определенную структуру:

- предварительная отборочная беседа;

- заполнение бланка заявлений и автобиографической анкеты;

- беседа по найму; тестирование кандидатов

- проверки рекомендаций и послужного списка;

- медицинский осмотр;

- принятие решения;

- найм персонала в свою очередь, подразделяется на четыре этапа:

- описание требований к кандидату;

- поиск кандидата;

- отбор;

- выход человека на работу.

Отбор и найм - процедуры, требующие финансовых затрат. Затраты определяются такими характеристиками, как стоимость, время и качество осуществления всех необходимых процедур [32, с.87].

В настоящее время наиболее распространена контрактная форма найма персонала. Контракты с работниками могут заключаться в форме трудовых договоров, в форме гражданско-правовых договоров и включают 5 элементов: трудовую функцию, предмет контракта, стороны контракта, сроки работы по контракту и условия оплаты труда.

Эффективным методом отбора персонала является тестированием претендентов на должность. В настоящее время наибольшее распространение получило компьютерное тестирование [45, с.23].

Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала

Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков.

Обучение - это процесс изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальные, психологические и физиологические аспекты.

Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.

Проблема переподготовке кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.

Система управления повышением квалификации базируется на следующих принципах:

1. планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний;

2. периодичности и обязательности обучения;

3. дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;

4. обеспечение учебного процесса.

Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:

-              для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;

-   для работающих руководителей предприятия должны создать условия, благоприятные для обучения;

-   если навыки, приобретаемые в процессе обучения сложны, то этот процесс нужно разбить на последовательные этапы [41, с. 65].

Стимулирование и оплата труда персонала

Стимулирование - понятие, используется для описания побуждений, заставляющих человека действовать тем или иным образом.

Прежде чем планировать какие- либо действия по внедрению той или иной системы мотивации, менеджер должен выяснить потребности подчинённых. Потребности - это нужда в чём-либо необходимом, «нехватка» чего-либо в данный промежуток времени. Потребности являются «стартером» определённого поведения индивида. Это выражается в том , что при наличия определённых потребностей индивид становится более восприимчив к попыткам менеджера повлиять на его поведение.

Система оплаты - одна из наиболее важных и чреватых противоречиями областей производственных отношений. Приемлемая и эффективная система оплаты, способствующая достижению необходимого уровня производительности и обеспечивающая справедливый и надёжный уровень заработка, важна в деле организации гармоничного и эффективного рабочего процесса.

Существуют разные системы оплаты труда, различающиеся как с точки зрения их мотивирующего значения, так и с точки зрения сложности и затрат на внедрения и поддержание. Наиболее распространенными являются следующие системы оплаты труда: повременная оплата; сдельная оплата; оплата по групповым (бригадам) результатам; оплата по объёму работы за день; оплата по результатам работы организации; система участия в прибылях.

Существуют различные социальные программы. Специалисты отмечают, что льготы и выплаты перестали носить временный, дополнительный характер. Они превратились в жизненную потребность не только самих работников, но и их семей. Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк:

- оплаченные праздничные дни;

- оплаченные отпуска;

- оплаченные дни временной нетрудоспособности;

- оплаченное время перерыва на отдых;

- оплаченное время на обед;

- медицинское страхование на предприятии;

- дополнительное пенсионное страхование на предприятии;

- страхование от несчастных случаев;

- страхование по длительной нетрудоспособности;

- предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;

- страхование туристов от несчастных случаев;

- помощь    в    повышение    образования,    профподготовке    и переподготовке;

- участие в распределение прибылей;

- покупка работниками акций;

- предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений;

- предоставление помощи в переезде на новое место работы.

Льготы и выплаты социального плана не фигурирует непосредственно в платёжных ведомостях, но существенно влияют на уровень доходов работников. Они не только служат социальной защитой трудящих, но и позволяют фирмам привлекать и закреплять квалифицированных работников, способствуют развитию духа лояльности к фирме [4, с.87].

Средством мотивации могут служить не только деньги, но и всё, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения.

Определённые результаты может дать использования патерналистской стратегии, дополненной патриотизмом, когда общность судьбы предприятия и работников закладывается в общую философию фирмы и воплощается во всех аспектах деятельности предприятия и работа с предприятием.

Формирование резерва на выдвижение

Формирование кадров резерва является составной частью развития персонала и планирования карьеры

Работа с кадровым резервом тесно взаимосвязаны с другими технологиями управления персоналом (рис. 1).

 

Направление работы с резервом на

выдвижение

 

 

 

 

 

Расчёт потребности в

персонале

Анализ кадрового

потенциала.

Анализ кадровой

ситуации в регионе,

Организационное

проектирование,

Диагностика персонала.

Оценка труда,

аттестация

 

Работа с резервам

кадров

Расчёт резерва.

Формирование резерва.

Планирование работы с

резервом

 

Планирование

карьеры

Реализация

программ

подготовки,

Программ

мотивации и

программ

ротации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия