Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:59, дипломная работа
Цель дипломного проекта - рассмотреть и изучить систему кадровой политики предприятия, а также сформировать пути совершенствования деятельности данной системы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы кадровой политики предприятия;
- проанализировать существующую систему кадровой политики на предприятии ОАО «Биосинтез»;
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Теоретические основы изучения кадровой политики предприятия 7
1.2. Основные элементы кадровой политики 19
1.3. Методические основы исследования системы кадровой политики предприятия 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «БИОСИНТЕЗ» 34
2.1. Характеристика деятельности ОАО «Биосинтез» 34
2.2. Анализ кадровой политики в ОАО «Биосинтез» 41
2.3. Исследование формирования резерва персонала на выдвижение 56
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «Биосинтез» 62
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА 69
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 72 ГЛАВА 6. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА 83
Заключение 90
Глоссарий 94
Список использованных источников 96
Приложения 100
Рисунок 1 Взаимосвязь отдельных направлений кадровой политики и направлений работы с резервом
Система кадрового резерва состоит из трех основных этапов: планирование, формирование резерва и работа с резервистами, на каждом из которых проводится определенная робота для того, чтобы «воспитать» квалифицированных руководителей из внутренних кадров ресурсов и затем, при освобождении вакантной должности, назначить резервистов, которые наиболее успешно прошли подготовку и соответствуют требованиям вакантной должности.
Правильный выбор методом и проведение оценки кандидатов в резерв, определение мероприятий подготовки резервистов, а также оценка процесса подготовки работника, включённого в резерв, имеют очень важное значение. Кроме того, важно чётко определить потребность в резерве в перспективе, а также рассчитать оптимальный количественный состав резерва исходя из расстановки кадров в данный момент времени и прогнозируемых изменении в будущем [43, с. 78].
Выдвижение сотрудников в резерве осуществляется на основе чёткого набора критериев. При этом учитывается не только готовность сотрудников к новой роли, но и результаты его предыдущей деятельности, приверженность интересам организации, авторитет в коллективе и, наконец, желание самого сотрудника.
1.3. Методические основы исследования системы кадровой политики предприятия
Использование конкретных методов исследований зависит от условия, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение и другие методы.
Наиболее распространённым методом опроса респондентов является анкетный опрос, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказывание отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых [32, с. 98].
Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.
Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:
Длительность не должна превышать 30-40 минут, поскольку усталость респондента не позволит получить полноценных ответов;
Интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому, более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос должен быть нейтральным.
Трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме.
Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).
Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценки - это важнейшее требование социологического исследования.
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию.
По форме вопросы делятся на три основные группы:
- открытые, закрытые, полузакрытые;
- прямые и косвенные;
- личные и безличные.
Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа; вопрос закрытого типа - предполагает варианты ответов; вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов своего варианта.
Прямой вопрос - это вопрос как бы «в лоб», они применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Косвенный вопрос-это вопрос, когда речь идёт о мнении или мотивах поведения.
Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации.
Проверка и контроль осуществляются несколькими способами. Один из них - контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объём выборки или на 5- 10 % лиц, уже опрошенных ранее.
Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Для составления анкеты необходимо, во- первых, подготовить её проект, во- вторых, провести пробный опрос (опрос- разведка), который охватывает небольшое число лиц (20- 30 человек), отобранных по основным характеристикам, определяемым темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, уточнение вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.
Достаточно распространённой формой социологических опросов является интервью. Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.
Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса» [11,с 100].
Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т. д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.
Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.
Цель фокусированного (направленного) интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают своё отношение к нему и мнение о нём, давая ему оценку.
При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.
Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, предоставляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определённой последовательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии.
При интервью с закрытыми вопросами, которые обычно называют стандартизованным, следователь обращается к респондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержаться в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить своё согласие или, наоборот, отрицательное согласие к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя- информатора, он лишён возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие- либо дополнительные вопросы. Стандартизованное интервью - наиболее распространённый вид и чаще проводится при переписи населения [19, с. 305].
На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников. При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи беседы, интервьюер подчёркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того чтобы внести в контакт с респондентом что- то личностное, интервьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие- либо отвлечённые темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займёт беседа.
Приступал к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Сомнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контактов недопустимы.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
- не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;
- не допускать своего толкование ответа на вопрос;
- задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;
- исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в акте, кроме, специально оговоренных.
Если опрашиваемый не понял вопрос, то интервьюеру рекомендуется ещё раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.
Те вопросы, цель которых - выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постановке вопроса о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добыть правильного понимания.
Наиболее распространённым средством, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондента, получения наиболее точной и полной информации является следующие:
Выражение согласие:
- внимательный взгляд, кивок, улыбка, подталкивание;
- использование коротких пауз;
- повторение основного вопроса;
- частичное несогласие;
- просьба пояснить что-то;
- уточнение с помощью неправильного повторение ответа;
- указание на противоречия в ответах;
- повторение последних слов респондента;
- нейтральное требование добавочной информации;
- требование определенной добавочной информации.
- после всякого выраженного сомнение или несогласие и получение на них разъяснения интервьюер должен выразить своё понимание, согласие, одобрение.
Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обязательно должен понять, что скрывается за ним:
а) действительно ли незнание;
б) непонимание смысла работы;
в) неумение выразить своё мнение;
г) боязнь выразить его в слух;
д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать
другие.
В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию поведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержание, - повторить; если респондент боится высказать мнение, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.
Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистрировать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» вопросов важно, чтобы респондент наиболее точно и полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допуская никаких обобщений, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюирование.
В зависимости беседы интервьюер может вернуться к вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующего оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, продолжалась беседа.
Еще один из методов социологического исследования - это наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путём прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Формализованные и не формализованные;
Включенные - когда исследователь является участником событий;
Не включённые - когда наблюдение осуществляются при невмешательстве исследователя в изучаемые события;
Полевые - проводимые в естественной среде, в естественных условиях;
Лабораторные - чаще всего используемые в психологических, и социально - психологических экспериментов.
Наблюдения бывают систематические и несистематические.
Наблюдение считается достоверными, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом, даёт те же результаты [12, с. 67].
Не включённые - когда наблюдение осуществляются при невмешательстве исследователя в изучаемые события;
Полевые - проводимые в естественной среде, в естественных условиях;
Лабораторные - чаще всего используемые в психологических, и социально - психологических экспериментов.
Наблюдения бывают систематические и несистематические.
Наблюдение считается достоверными, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом, даёт те же результаты [12, с. 67].
Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия