Таким образом, хорошо
сформулированные усилия по развитию
системы управления карьерой на предприятии
могут помочь работникам в определении
их собственных потребностей к продвижению,
дать информацию о подходящих возможностях
карьеры внутри предприятия и
сочетать потребности и цели работника
с целями организации. В настоящее
время Клинической больницы №20 СВАО
г. Москвы приглашает талантливых, активных,
энергичных людей, преданных своему делу,
которые могли бы стать частью нашей дружной
профессиональной командой.
Клинической больницы
№20 СВАО г. Москвы большое внимание уделяет
профессиональному развитию сотрудников,
разрабатывая программы внутрифирменного
обучения как для врачей, медсестер по
программе MBA.
На этой основе
можно сделать вывод, что только
овладение технологиями стратегического
управления персоналом (а система
управления карьерой в Клинической
больницы №20 СВАО г. Москвы несомненно
относится к таковой) позволяет руководителю
получить синергетический эффект совокупной
возможности коллектива.
2.3. Пути совершенствования
кадрового обеспечения
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ
Планирование численности и
структуры кадров здравоохранения
должно строиться в соответствии
с Программой государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи гражданам
Российской Федерации, на основе перспективного
прогноза потребности населения
в медицинском, лекарственном и
санитарно-гигиеническом обеспечении,
построенного с учётом демографической
ситуации, динамики здоровья населения,
естественного движения кадров, характера
миграционных процессов и задач
структурной перестройки отрасли.
Совершенствование планирования целесообразно
осуществлять на основе разработки и
использования нормативов численности
персонала.
Текущие нормативы должны стать
действенным инструментом выравнивания
региональных, социальных (город–село,
центр–периферия) и структурных (по
видам помощи, типам учреждений и
специальностям) диспропорций в распределении
кадрового потенциала, а также
обеспечивать пропорциональность развития
первичной и специализированных
видов медицинской помощи, лечения
и профилактики.
Перспективные нормативы должны составить
основу планов приёма в образовательные
медицинские учреждения, учитываться
при профессиональной ориентации выпускников,
переподготовке специалистов, формировании
государственного (федерального) и
целевых (субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований) заказов
на подготовку специалистов. Совершенствование
планирования обеспечивается разработкой
критериев оценки состояния кадрового
потенциала и научно-обоснованных подходов
к определению потребности в специалистах
различной квалификации, дальнейшим развитием
номенклатуры специальностей работников
здравоохранения.
Проводимая в отрасли реструктуризация
на основе развития общеврачебных практик,
формирования двухступенчатой системы
организации скорой медицинской
помощи, расширения внебольничной помощи,
повышения уровня специализированного
обслуживания, сокращения и интенсификации
использования коечного фонда требует
повышения эффективности работы
действующего кадрового состава.
Основными направлениями повышения
эффективности использования кадрового
потенциала здравоохранения являются:
· устранение дублирования функций;
· перераспределение функций между различными
профессиональными группами медицинского
персонала;
· преобразование структуры врачебных
кадров на основе формирования «института
врача общей практики»;
· упорядочение должностной структуры
учреждений здравоохранения на основе
использования прогрессивной нормативной
базы;
· модернизация рабочих мест, повышение
технической оснащенности труда.
Повышение значимости среднего медперсонала
в оказании медицинской и медико-социальной
помощи, в организации и управлении
сестринским делом требует принятия
мер по совершенствованию подготовки
специалистов со средним профессиональным
образованием, по развитию новых организационных
форм и технологий сестринской помощи
населению, правовому регулированию
сестринской деятельности.
Повышение профессионального уровня
специалистов обеспечивается созданием
системы сертификации специалистов,
основанной на разработке профессиональных
стандартов.
Профессиональные стандарты позволят
сформировать единые подходы к разработке
нормативов по различным разделам медицинской
помощи и будут способствовать рациональному
использованию кадровых ресурсов здравоохранения.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ
Успешная реализация кадровой политики
во многом зависит от качества подготовки
работников отрасли и создания необходимых
условий для их дальнейшего профессионального
роста.
Стабилизации кадрового потенциала
способствует отбор абитуриентов из
числа профессионально ориентированных
выпускников школ. В связи с
этим необходимо расширение сети лицеев,
медицинских классов в общеобразовательных
школах, введение альтернативных форм
прохождения военной службы и
привлечение старшеклассников к
работе во время каникул в учреждениях
здравоохранения.
Процесс обучения, методические подходы,
наполнение учебных программ по основным
дисциплинам должны постоянно совершенствоваться,
гибко реагировать на меняющиеся
потребности здравоохранения, ориентироваться
на подготовку специалистов по новым
направлениям.
Методическую основу совершенствования
системы непрерывного образования
на всех уровнях в условиях реструктуризации
отрасли должны составить отраслевые
(государственные) квалификационные требования
(стандарты) специалистов и руководителей
здравоохранения.
По каждой специальности должны
быть определены объёмы необходимых
знаний, включающих обоснованный набор
теоретических вопросов и практических
навыков.
В соответствии с современными требованиями,
предъявляемыми к профессиональному
уровню медицинских кадров, необходимо
совершенствовать всю взаимосвязанную
систему документов, регламентирующих
учебный процесс образовательных
медицинских и фармацевтических
учреждений:
· квалификационные характеристики специалистов;
· государственные образовательные стандарты;
· учебные планы и учебные программы по
дисциплинам учебного плана;
· учебно-методические материалы.
Использование современных технологий
многопрофильного и проблемно-целевого
методов обучения обеспечат повышение
эффективности учебного процесса.
В процессе обучения необходимо осуществлять
профессиональную адаптацию, используя
для этих целей прохождение производственных
практик по месту будущей работы.
Дальнейшее развитие должна получить
система контроля качества подготовки
специалистов на всех этапах непрерывного
образования.
Необходимо повысить роль дополнительных
к стипендиям выплат в качестве стимулирующего
фактора повышения успеваемости
студентов.
Непрерывное образование предусматривает
совершенствование системы самообучения,
на развитие которого должны быть нацелены
научные и исследовательские
организации, готовящие соответствующие
обучающие программы, экспертные системы
и методические материалы, разрабатывающие
современные системы передачи знаний,
с использованием методов телемедицины,
технологии дистанционного образования
и др.
Распространение системы заказов
на подготовку специалистов в образовательных
медицинских и фармацевтических
учреждениях целесообразно сочетать
с изменением порядка их финансирования.
Государственное возвратное субсидирование
позволит решить проблемы подготовки
специалистов необходимого профиля
и в нужном количестве, будет способствовать
развитию целевой подготовки и обеспечению
молодых специалистов работой на основе
контрактов (договоров).
Проблема структурной перестройки
отрасли требует новых подходов
к решению сложных социально-психологических
задач в области рационального
использования трудовых ресурсов, связанных
с переподготовкой и трудоустройством
высвобождающихся квалифицированных
специалистов, на что должны быть ориентированы
учреждения дополнительного профессионального
образования.
Необходимо постоянно укреплять
и обновлять материально-техническую
базу образовательных учреждений. Особое
внимание требуется к подготовке
и повышению квалификации преподавательского
состава.
Целенаправленная и планомерная
подготовка высококвалифицированных
научных и научно-педагогических
кадров в перспективе остается одной
из приоритетных задач Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
В этих целях предполагается:
· совершенствование системы послевузовской
подготовки в аспирантуре и докторантуре;
· дальнейшее становление и развитие научных
школ по приоритетным направлениям медицины;
· интеграция научных учреждений и вузов
в единых университетских комплексах;
· расширение оперативного обмена информацией
об исследованиях в области медицинской
науки и о внедрении в практику новых технологий.
КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СРЕДЫ.
МОРАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ
Улучшение качества рабочей среды
включает в себя вопросы заработной
платы, создания соответствующих условий
труда и использования рабочего
времени.
Создавшееся положение с низким
уровнем оплаты труда и сроками
её выплаты в отрасли сдерживает
дальнейшее развитие кадрового потенциала,
негативно отражается на состоянии
и качестве оказания медицинской
помощи населению.
Требуется принятие мер по существенному
повышению оплаты труда работников
здравоохранения, обеспечению роста
реальной заработной платы и ликвидации
необоснованного разрыва в уровнях
оплаты труда в реальном секторе
экономики и бюджетной сфере.
Решение этой задачи невозможно без
создания и совершенствования нормативной
базы и реформирования действующих
условий оплаты труда на её основе.
Ухудшение технических характеристик
медицинского оборудования, невыполнение
работодателями основных требований по
охране труда, отсутствие соответствующих
служб и ряд других причин приводят
к росту производственного травматизма
и профессиональных заболеваний.
Кроме того, неудовлетворительное состояние
рабочей среды становится важным
фактором дестабилизации кадрового
потенциала, способствует оттоку специалистов
из отрасли, появлению не престижных
рабочих мест, увеличивает непроизводительные
компенсационные издержки на медицинскую
реабилитацию лиц, пострадавших в результате
производственной травмы и перенесших
профессиональное заболевание, снижает
возможность их последующего трудоустройства.
В связи с этим необходимо пересмотреть
действующие в отрасли нормативные
документы по охране труда, привести
их в соответствие с современными
требованиями безопасности, организовать
административный контроль за состоянием
условий труда на рабочем месте,
проведение обучения руководителей и
персонала учреждений здравоохранения.
Реализуя единую политику по защите
работающих в особых условиях, целесообразно
повсеместно провести аттестацию рабочих
мест на соответствие нормам безопасности
труда.
В целях снижения и профилактики
производственного травматизма
необходимо обеспечить разработку территориальных
программ по улучшению условий и
охране труда, а также аналогичных
программ — непосредственно в
учреждениях здравоохранения.
Необходимо разработать и ввести
в действие механизм реализации прав
работников отрасли на обязательное
личное страхование, в случае, когда
исполнение служебных обязанностей
связано с угрозой жизни и
здоровью.
Решение важных задач, стоящих перед
отраслью, требует повышения внимания
к социальным проблемам медицинских
кадров, связанным с обеспечением
достойного уровня жизни, повышением авторитета
работников отрасли, сохранением их
здоровья.