Социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение социально-психологических основ управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» и поиск путей их усовершенствования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы социально-психологических методов управления;
проведен анализ организационно-экономических показателей объекта исследования за 2008 – 2010 годы;

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
1.1 Сущность социально-психологических методов
1.2 Понятие социально-психологического климата
1.3 Типология личности в трудовой деятельности
1.4 Власть, лидерство и руководство в организациях
2. Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельскогорайона
3. Анализ социально-психологического климата коллектива филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельского района
3.1 Коллектив филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»как объект социально-психологического воздействия
3.2 Социометрия трудовых коллективов СПП «Прожектор»
3.3 Оценка ценностно-ориентационного единства первичных трудовых коллективов СПП «Прожектор»
3.4 Анализ использования методов управления в СПП «Прожектор»
4. Совершенствования управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»на основе социально-психологических методов управления
4.1 Социально-психологические основы управления работниками пенсионного возраста
4.2 Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации
новичков
4.3 Разработка методики оценки трудовой дисциплины
4.4 Организация соревнования в СПП «Прожектор»
5. Охрана труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

зеленовская Инна.docx

— 593.89 Кб (Скачать)

6) низкомотивированный;

7) уклоняющийся тип исполнителя;

8) трудноуправляемые исполнители.

Существует также классификация сотрудников предприятия, в основе которой лежит определение их командных ролей (таблица 1.1).

 

Таблица1.1 – Групповые роли

 

Роль и типичные черты

Положительные качества

Возможные недостатки

Администратор - консервативен, обязателен, управляем

Практический здоровый ум, организаторские способности, дисциплина

Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предлагаемые идеи

Председатель – спокоен, уверен в себе, любит руководить

Умение мотивировать людей, четкое осознание целей и задач

Средние интеллект и творческие способности

Приводящий в действие – беспокоен, динамичен

Постоянная готовность бросить вызов бездеятельности

Склонность к раздражительности, нетерпеливость

Исследующий ресурсы - любопытен, энтузиаст

Легко контактирует с людьми, склонен к исследованиям

Потеря интереса к делу при возникновении трудностей

Мыслитель – индивидуалист, серьезен

Воображение, интеллект, знания

Рассеянность, склонность не замечать практические детали

Оценивающий - рассудителен, хладнокровен

Благоразумие, практичность, аналитический склад ума

Нехватка вдохновения, способность демотивировать других

Душа компании – социально ориентирован, мягок

Умение поддерживать дух коллективизма

Нерешительность, склонность к компромиссам

Доводящий до конца - старателен, организован

Стремление доводить дело до качественного завершения

Волнуется из-за пустяка, любит вмешиваться в чужие дела


 

Сущность данной классификации состоит в том, что человек, исполняя свою профессиональную роль (экономиста, инженера), исполняет свою командную роль [4]

Если в группе собирается большое количество людей одного типа, либо не представлены все роли, работа группы будет не достаточно продуктивна.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Темперамент — психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственного для данного темперамента.

Для анализа служебной деятельности представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов. Темперамент не определяет уровень общих или специальных (профессиональных) способностей. Люди одного и того же типа темперамента могут быть высоко и малоспособны, а люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Но те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других при той же деятельности мешать ему, потребуют больших усилий человека для ее выполнения.

Сангвиник надежен в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Предпочитает самостоятельность и свободу действий. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству.

В трудовой деятельности сангвиники, как правило, проявляют себя как достаточно цельные и высокоактивные люди. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы и легко контролируются. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач, систематичность в исполнении свойственны большинству людей этого темперамента.

Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.

У недостаточно воспитанного менеджера-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Проявляет излишнюю поспешность, недослушав объяснение, задает вопросы, стремится все схватить «на лету». В работе бывает очень старателен и увлечен, но, допустив несколько ошибок и встретив препятствия, может «остыть».

Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции.

Меланхолик сходен с флегматиком, но его отличает медлительность, хотя за этим скрывается большая эмоциональность, возбудимость и впечатлительность. Успешно работает в спокойной и безопасной обстановке, не требующей быстрых, ответственных действий. Успешно работает в одиночку, без частых контактов. Их труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность.

Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Вместе с тем у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность и даже страх перед старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.

Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.

Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляет внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень.

Флегматику наиболее подходит работа, в которой нет быстрых, разнообразных движений, темп работы средний. Сильные стороны — усидчивость, выдержка, умение долго сохранять значительное напряжение. Готовится к работе обстоятельно и тщательно, врабатывается сравнительно долго. Наиболее успешно справляется с монотонной, однообразной работой, настойчив.

Как правило, доводит начатое дело до конца. Высоко продуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности.

Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность среди подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное.

Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен. Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое [18, с. 112 – 137].

Рассмотренные характеристики свидетельствуют, что достоинства одного типа (например, флегматика) являются недостатками другого типа (например, неуравновешенного меланхолика). Но чистые темпераменты встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить к конкретному типу темперамента. Тем не менее, исследования показали, что работники с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой добиваются лучших результатов, чем их коллеги со слабой, инертной и неуравновешенной нервной системой.

 

1.4 Власть, лидерство и руководство в организациях

 

Власть представляет собой силу, воздействие, на основе которых руководитель может потребовать от подчиненного выполнять или не выполнять какое-то действие при достижении цели предприятием. Власть в менеджменте — явление изменчивое: она возрастает, если менеджер исполняет свои обязанности на рабочем месте, и переходит к его преемнику, если менеджер меняет место работы.

Однако особенность даже официально закрепленной власти состоит в том, что подчиненные должны ее признавать. Если работники не воспринимают указаний и руководящей роли менеджера, то фактически у него нет власти. Поэтому выработка оптимального восприятия приказов является более правильным методом общения подчиненного и руководителя. Следовательно, источник власти может быть рассмотрен с двух точек зрения:

• с официальной, при которой власть перемещается от высшего, первого руководителя, через все уровни менеджмента;

• власть как процесс воздействия на подчиненных, при этом степень их восприятия или отказа от исполнения заданий может быть различной.

Некоторые менеджеры в настоящее время делают упор на официальную, формальную власть при воздействии на рабочих. Но даже если они вынуждены использовать властный метод руководства, он должен легко поддаваться корректировке, маневру с точки зрения его реализации, исполнения. Опытные менеджеры предпочитают напоминать об ответственности, задачах, обязанностях работников, не предъявляя своих полномочий жестко и резко. Этот подход легко реализуется при использовании такой формы власти, как законная: работник верит, что менеджер вправе отдавать приказы, а его долг заключается в их четком исполнении.

М. X. Мескон выделяет следующие формы власти в менеджменте: наряду с формой власти, основанной на принуждении (законная власть), менеджер может применить власть, основанную на вознаграждении; экспертную власть, построенную на разумной вере подчиненного в правильность действия руководителя; власть эталонную, воздействующую на подчиненного силой личных качеств или способностей лидера.

Информация о работе Социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»