Социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 16:58, курсовая работа
Краткое описание
Основной целью исследования является изучение социально-психологических основ управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» и поиск путей их усовершенствования. Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы социально-психологических методов управления; проведен анализ организационно-экономических показателей объекта исследования за 2008 – 2010 годы;
Оглавление
Введение 1.Теоретические основы социально-психологических методов управления 1.1 Сущность социально-психологических методов 1.2 Понятие социально-психологического климата 1.3 Типология личности в трудовой деятельности 1.4 Власть, лидерство и руководство в организациях 2. Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельскогорайона 3. Анализ социально-психологического климата коллектива филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельского района 3.1 Коллектив филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»как объект социально-психологического воздействия 3.2 Социометрия трудовых коллективов СПП «Прожектор» 3.3 Оценка ценностно-ориентационного единства первичных трудовых коллективов СПП «Прожектор» 3.4 Анализ использования методов управления в СПП «Прожектор» 4. Совершенствования управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»на основе социально-психологических методов управления 4.1 Социально-психологические основы управления работниками пенсионного возраста 4.2 Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков 4.3 Разработка методики оценки трудовой дисциплины 4.4 Организация соревнования в СПП «Прожектор» 5. Охрана труда Заключение Список использованных источников
Любой коллектив — это, прежде
всего, люди, преследующие свои цели, решающие
свои задачи, стремящиеся сохранить или
изменить свой формальный и неформальный
статус. Члены трудового коллектива связаны
друг с другом системой порой очень сложных
отношений. Как любой организм, коллектив
может переживать и благоприятные, и неблагоприятные
периоды в развитии. Кризис может произойти
в любой момент под влиянием комплекса
внешних и внутренних причин и обстоятельств.
Его последствия могут быть как положительными
(дальнейший подъем в развитии коллектива),
так и отрицательными (коллектив, еще недавно
работавший как «часы», становится неуправляемым
и распадается) [22, с. 51]. Уровень руководителя
и степень его профессионализма определяются
не только тем, как он управляет развитием
своего коллектива в относительно благоприятные
периоды его существования и развития,
но и тем, как он действует в сложные моменты,
в обстановке кризиса. Руководитель должен
управлять в любой, даже, казалось бы, самой
неуправляемой ситуации. А для этого нужны
и знания, и конкретные навыки руководства
в условиях конфликта и кризиса. Искусство
управления конфликтом — то, чем профессиональный
руководитель отличается от руководителя-дилетанта.
Там, где второй лишь разводит руками,
первый берется за дело и действует с максимальной
пользой и минимальными потерями.
Социально-психологические
методы управления в своей совокупности
предназначены для создания и поддержания
социально-психологического климата в
организации таким, чтобы работник, с одной
стороны, делал все необходимое для достижения
целей организации, с другой стороны, имел
бы все возможности для саморазвития в
выбранном им самим направлении. Цель
социально-психологических методов управления
- познание и использование законов психической
деятельности людей для оптимизации психологических
явлений и процессов в интересах общества
и личности. В этом состоит единство, тесная
связь и взаимообусловленность социальных
и психологических методов управления.
Однако между ними существует и различие:
при помощи социальных методов осуществляется
управление отношениями в группах и между
группами; при помощи психологических
- управление поведением индивида и межличностными
отношениями в группе.
Цель социальных методов
- управление формированием и развитием
коллектива, создание в коллективе положительного
социально-психологического климата,
оптимальной сплоченности, достижения
общей цели путем обеспечения единства
интересов, развития инициативы и т. п.
В основе социальных методов лежат потребности,
интересы, мотивы, цели и т. п. Социальные
методы включают в себя:
Методы повышения социально-производственной
активности, которые призваны повышать инициативу
и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных
и общественных обязанностей (критика,
самокритика, обмен опытом, пропаганда).
Методы социального регулирования
и преемственности - для упорядочения общественных отношений
в коллективах на основе выявления общих целей, интересов (праздники
трудовой славы, чествование ветеранов,
посвящение в рабочие и т.д.).
Методы управления нормативным
поведением (методы социального нормирования) - упорядочение
социальных отношений путем нормирования
поведения. Использование данных методов
позволяет установить в коллективе прогрессивные
социальные, моральные и этические нормы.
Методы управления индивидуально-личностным
поведением призваны обеспечить необходимое
производственное поведение персонала
в соответствии с поставленными целями
(воспитательные методы). Например, внушение - непосредственное воздействие
на волю индивида в сложных, критических ситуациях. Эффективны
также методы личного примера, которые
рассчитаны на эффект подражания;
методы ориентирующих условий используются
для изменения отношения персонала к труду.
Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий,
о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях
деятельности предприятия и индивидам[1, с. 68].
Цель психологических
методов - создание морально-психологического
климата, способствующего активизации
деятельности индивида и повышения степени
удовлетворенности процессом труда в
коллективе, на предприятии.
Объектом психологических методов
на уровне предприятия является индивид,
субъектом - руководитель.
К психологическим методам
относятся:
Методы формирования и развития
трудового коллектива с учетом психологической
и социально-психологической совместимости.
Суть этих методов состоит в определении оптимального
соотношения между работниками в малых
группах на основе исследований по возникающим
симпатиям и антипатиям внутри коллектива.
Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам
социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления.
Использование данной группы методов
предполагает выбор оптимального стиля
руководства в зависимости от особенностей предприятия.
Методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной
среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т.д. Гуманным
считается труд, который с учетом психологических особенностей человека
дает ему равномерную нагрузку, приносит
удовлетворение.
Методы психологического побуждения
(мотивации), формирующие у работников
инициативу, предприимчивость, стремление
к высокопроизводительному труду. Данные методы
основаны на формировании мотивов труда
и создании на предприятии условий, способствующих
мотивации работников.
Методы профессионального отбора
и обучения ориентированы на соответствие
психологических характеристик человека
выполняемой работе [5, с. 64].
Сущность этих методов сводится
к отбору людей, обладающих такими психологическими
характеристиками, которые в наибольшей
степени соответствуют выполняемой работе.
Выбор методов во многом определяется
компетентностью руководителя, организаторскими
способностями, знаниями в области социальной
психологии.
Познание социально-психологических
и индивидуальных особенностей исполнителей
дает руководителю возможность сформировать
и принять оптимальный стиль управления
и тем самым обеспечить повышение эффективности
деятельности предприятия за счет улучшения
социально-психологического климата и
повышения степени удовлетворенности
трудом.
1.2 Понятие социально-психологического
климата
Социально-психологический
климат определяют как преобладающий
в коллективе относительно устойчивый
психологический настрой его работников,
проявляющийся в многообразных
формах их деятельности. Формируясь на
основе эмоциональных и трудовых отношений
в группе, индивидуальных ценностных ориентации,
социально-психологический климат, в свою
очередь, и сам определяет систему отношений
членов коллектива друг к другу, к своему
труду, ко всем другим формам жизнедеятельности
(к быту, досугу и др.).
Важнейшая особенность социально-психологического
климата состоит в том, что он дает обобщенную,
интегральную характеристику психологического
состояния всех проявлений жизни коллектива,
так как объединяет в себе взаимодействие
всего многообразия социальных, групповых
и личностных факторов как условий трудовой
деятельности.
Каждый человек, сталкиваясь
с каким-либо социальным явлением, прежде
всего, судит о нем в оценочных категориях:
хорошо - плохо, нужно - не нужно, комфортно
- опасно и т. д. Затем указанные дихотомии
распадаются на более тонкую оценочную
шкалу: если хорошо, то в какой степени,
и стоит ли стремиться к этому «хорошо»,
если «опасно», то на какой риск можно
пойти, чтобы добиться своей цели. Данные
оценки оказывают влияние на мотивы поведения
человека, на стиль его общения с коллегами.
Отношение одного человека
оказывает влияние на отношение общающегося
с ним другого. Таким образом, формируется
эмоциональная взаимозависимость, которая
включает в себя чувства, эмоции, мнения,
настроения людей. Социально-психологический
климат воздействует на трудовой настрой
каждого работника и всего коллектива
в целом. Положительный, здоровый социально-психологический
климат способствует стремлению трудиться
с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый,
отрицательный — резко снижает трудовую
мотивацию.
Состояние социально-психологического
климата — один из ведущих показателей
работы руководителя. Он зависит от хороших,
доброжелательных отношений, усиливается
положительной мотивацией, взаимоуважением,
успешным руководством, хорошими коммуникациями,
сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение
высокого уровня социально-психологического
климата это длительный процесс, реализовать
который в короткий срок на основе призывов
и лозунгов практически невозможно.
Чтобы определить качество
социально-психологического климата,
нужно проанализировать все его структурные
составляющие. В структуре социально-психологического
климата Б. Д. Парыгин [14] выделяет 2 основных
подразделения — отношения людей к труду
и их отношения друг к другу. Все многообразие
этих отношений рассматривается через
призму двух основных параметров психического
настроя — эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер восприятия
человеком тех или иных сторон его деятельности.
Под эмоциональным — отношение удовлетворенности
или неудовлетворенности этими сторонами
деятельности.
Рисунок 1.1 – Структура СПК
Помимо этого, подчеркивает
Б. Д. Парыгин, социально-психологический
климат определяет отношение людей к миру
в целом и восприятию себя в нем. А это,
в свою очередь, может проявиться во всей
системе ценностных ориентации личности,
являющейся членом данного коллектива.
Климат проявляется определенным образом
и в отношении каждого из членов коллектива
к самому себе. Таким образом, структура проявлений
социально-психологического климата состоит
в отношении людей друг к другу, к общему
делу, к миру и к самому себе.
— доверие и высокая требовательность
членов группы друг к другу;
— доброжелательная и деловая
критика;
— свободное выражение собственного
мнения при обсуждении вопросов, касающихся
всего коллектива;
— отсутствие давления руководителей
на подчиненных и признание за ними права
принимать отдельные значимые для группы
решения;
— удовлетворенность принадлежностью
к коллективу;
— высокая степень эмоциональной
включенности и взаимопомощи в ситуациях,
вызывающих состояние фрустрации у кого-либо
из членов коллектива;
— принятие на себя ответственности
за состояние дел в группе каждым из ее
членов.
Таким образом, социально-психологический
климат как качественная сторона межличностных
отношений проявляется в виде совокупности
психологических условий, способствующих
или препятствующих продуктивной деятельности
и развитию личности в группе.
Для диагностики социально-психологического
климата конкретного коллектива необходимо
описать и сравнить с определенными эталонами
проявление преобладающего настроя коллектива
и одновременно оценить качество его функционирования.
Б. Д. Парыгин [14] различает два
основных варианта диагностики социально-психологического
климата коллектива:
1) в рамках фундаментального
исследования;
2) в режиме оперативного
обследования.
В первом случае диагностика
социально-психологического климата того
или иного коллектива является частью
более широкой программы, предусматривающей
исследование всей совокупности социально-психологических
условий жизнедеятельности коллектива
(руководство и лидерство, уровень социально-психологической
культуры общения и т. д.). Во втором случае
речь идет не о развитии научных представлений
о социально-психологическом климате,
а о применении имеющихся знаний и методов
к конкретной практической задаче — улучшению
социально-психологического климата данного
коллектива.
При диагностике анализируются
такие показатели как групповая сплоченность,
удовлетворенность трудом, соответствие
требованиям социального развития, потенциал
социально-психологического климата.