Социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение социально-психологических основ управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» и поиск путей их усовершенствования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы социально-психологических методов управления;
проведен анализ организационно-экономических показателей объекта исследования за 2008 – 2010 годы;

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления
1.1 Сущность социально-психологических методов
1.2 Понятие социально-психологического климата
1.3 Типология личности в трудовой деятельности
1.4 Власть, лидерство и руководство в организациях
2. Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельскогорайона
3. Анализ социально-психологического климата коллектива филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельского района
3.1 Коллектив филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»как объект социально-психологического воздействия
3.2 Социометрия трудовых коллективов СПП «Прожектор»
3.3 Оценка ценностно-ориентационного единства первичных трудовых коллективов СПП «Прожектор»
3.4 Анализ использования методов управления в СПП «Прожектор»
4. Совершенствования управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»на основе социально-психологических методов управления
4.1 Социально-психологические основы управления работниками пенсионного возраста
4.2 Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации
новичков
4.3 Разработка методики оценки трудовой дисциплины
4.4 Организация соревнования в СПП «Прожектор»
5. Охрана труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

зеленовская Инна.docx

— 593.89 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 89 страниц, 4 рисунка, 30 таблиц, 26 источников, 8 приложений.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ МОТИВАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВ, СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Объект исследования – филиал РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» Лепельского района Витебской области.

Предмет исследования – социально-психологические методы управления в филиале РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» Лепельского района Витебской области.

Цель работы: изучение социально-психологических основ управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» и поиск путей их усовершенствования.

Методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, расчетно-конструктивный, документарный, анкетирование, социометрия.

Исследования и разработки: изучены социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор», проанализированы состав и структура трудовых коллективов предприятия, проведены социометрия и ряд других исследований, позволившие разработать путей усовершенствования социально-психологического климата в коллективе.

Область возможного практического применения: управление первичными трудовыми коллективами филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» Лепельского района.

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: внедрение разработок позволит повысить уровень заинтересованности работников в результатах труда, путем управления социально-психологическим климатом в коллективе, что повлечет за собой увеличение производительности труда в филиале РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» Лепельского района Витебской области.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

____________________ / И.В. Зеленовская/

 

THE ABSTRACT

The thesis: 89 pages, 4 drawings, 30 tables, 26 sources, 8 appendices.

STIMULATION, MOTIVATION, PAYMENT, EFFICIENCY, QUALITY OF MILK, EFFICIENCY, EXPENSES

Object of research – branch the republican Unitary enterprise "Vitebskhlebprom" Agricultural manufacturing enterprise "Projector" of Lepelsky area of Vitebsk area.

Object of research – socially-psychological management methods in branch the republican Unitary enterprise " Vitebskhlebprom " Agricultural manufacturing enterprise "Projector" of Lepelsky area of Vitebsk area.

The work purpose: studying of socially-psychological bases of management by labour collective of branch The republican Unitary enterprise " Vitebskhlebprom " Agricultural manufacturing enterprise "Projector" and search of ways of their improvement.

Research methods: monographic, economic-statistical, analytical, settlement-constructive, is abstract-logic, documentary, questioning, sociometry.

Researches and workings out: socially-psychological bases of management are studied by labour collective of branch the republican Unitary enterprise " Vitebskhlebprom " Agricultural manufacturing enterprise "Projector", the structure and structure of labour collectives of the enterprise are analysed, spent sociometry and a number of other researches, allowed to develop ways of improvement of a socially-psychological climate to collective.

Area of possible practical application: management of primary labour collectives of branch RUPP " Vitebskhlebprom " the republican Unitary enterprise "Projector" of Lepelsky area.

Technical and economic, social and (or) the ecological importance: introduction of workings out will allow to raise level of interest of workers in results of work, by management of a socially-psychological climate in collective that will cause labour productivity increase in branch the republican Unitary enterprise " Vitebskhlebprom " Agricultural manufacturing enterprise "Projector" of Lepelsky area of Vitebsk area.

The author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

____________________ / I.V. Zelenovskaya/

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

5

1. Теоретические основы социально-психологических методов управления

8

1.1 Сущность  социально-психологических методов

8

1.2 Понятие  социально-психологического климата 

11

1.3 Типология  личности в трудовой деятельности 

17

1.4 Власть, лидерство и руководство в организациях

22

2. Организационно-экономическая характеристика филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельского района

35

3. Анализ социально-психологического климата коллектива филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»Лепельского района

43

3.1 Коллектив  филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»как объект социально-психологического воздействия

43

3.2 Социометрия  трудовых коллективов СПП «Прожектор»

47

3.3 Оценка  ценностно-ориентационного единства  первичных трудовых коллективов  СПП «Прожектор»

56

3.4 Анализ  использования методов управления  в СПП «Прожектор»

58

4. Совершенствования  управления трудовым коллективом  филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» на основе социально-психологических методов управления

63

4.1 Социально-психологические основы управления работниками пенсионного возраста

63

4.2 Мероприятия  по профессиональной и социальной  адаптации 

новичков

66

4.3 Разработка  методики оценки трудовой дисциплины 

68

4.4 Организация  соревнования в СПП «Прожектор»

70

5. Охрана труда

81

Заключение

85

Список использованных источников

87

Приложение А. Социоматрицы межличностных отношений и показатели СПК в трудовых коллективах

 

Приложение Б. Социограммы межличностных отношений в трудовых коллективах

 

Приложение В. Анкета для изучения социально-психологической самооценки коллектива

 

Приложение Г. Результаты социально-психологической самооценки

 

Приложение Д. Анкета для изучения ЦОЕ

 

Приложение Е. Результаты определения уровня ЦОЕ

 

Приложение Ж. План организационных мероприятий по усилению контроля за соблюдением норм и правил по охране труда на основе периодического контроля

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в технологически передовых предприятиях развитых стран важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимают социально-психологические методы, позволяющие максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда.

Эффективность работы менеджера во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд.

Процесс управления реализуется посредством деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы деятельности подчиненных, оптимизация деятельности самого руководителя.

Социально-психологические методы управления предполагают также изучение особенностей личности руководителя: его управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также внутренне принятые им принципы и правила управления; способы взаимодействия руководителей в иерархически выстроенной управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность функционирования системы в целом.

Однако управление далеко не всегда может опираться на дедуктивные и экспериментальные методы познания, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Управление располагает еще одним особым инструментом — интуицией. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших к верному решению, свидетельствуют о тесной связи науки с ее точными методами и искусства с его озарением и вдохновением. Хороший руководитель обладает управленческим чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но, поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными и психологическими знаниями.

Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и решения социальных проблем.

Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель - положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Для того, чтобы эффективно осуществлять соц. методы, используют следующие виды сбора информации: интервьюирование, анкетирование, изучение документов, самонаблюдение, эксперимент.

В условиях научно-технического прогресса характер труда предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника.

Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей и др.) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Основной целью исследования является изучение социально-психологических основ управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» и поиск путей их усовершенствования.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

рассмотрены теоретические основы социально-психологических методов управления;

проведен анализ организационно-экономических показателей объекта исследования за 2008 – 2010 годы;

исследованы состав и структура коллективов основных производственных подразделений предприятия, осуществлен социометрический анализ данных коллективов;

разработаны основные направления совершенствования управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» на основе социально-психологических методов.

Предметом исследования были выбраны социально-психологические методы управления первичными трудовыми коллективами. Объект исследования – филиал РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор» Лепельского района Витебской области.

В процессе разработки темы дипломного проекта нами были использованы следующие методы: системный, комплексный подход к исследованию с использованием экономико-статистического, сравнительного и логического анализа, анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент и другие методы, включая монографические исследования.

Информационной базой исследования является документация предприятия: устав, бухгалтерская отчетность предприятия, должностная инструкция, собственно расчеты автора, а также труды отечественных и зарубежных ученых по выбранной тематике.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Сущность социально-психологических  методов

 

Ученые и практики менеджмента давно пришли к выводу, что успешность работы предприятия во многом зависят от целого ряда социально-психологических факторов. К таким  факторам функционирования трудового коллектива относятся психофизические особенности членов группы, совместимость в группах, феномены межличностного взаимодействия, мотивация труда, социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг. К психологическим факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как результата деятельности и процесс принятия решения. Личность человека как микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком, стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания, эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов работы с людьми[17, с. 45].

Информация о работе Социально-психологические основы управления трудовым коллективом филиала РУПП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»