Социально-экономическое положение Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Динамика социально-экономических показателей жизни региона в 2009 году характеризовалась замедлением падения реальных располагаемых доходов населения и снижением цен относительно 2008 года, особенно по группе продовольственных товаров. Вследствие этого наметился рост оборота розничной торговли.

Оглавление

1. Социально-экономическое положение Калининградской области 3
2. Оценка сильных и слабых сторон региона 7
2.1 Фактор географического положения 7
2.2 Геоэкономическое положение. 8
2.3 Унаследованная экономическая система. 9
2.4 Искусственные механизмы поддержки экономического роста. 9
3. Конкурентные возможности региона 10
4. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Калининградской области 16
5. Целевая программа Калининградской области «Развитие конкуренции в Калининградской области» на 2010 – 2014 годы. 21
6. Стратегия развития Калининградской области 27
7. Итоги социально-экономического развития Калининградской области в 1 полугодии 2010 года. 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирвание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

    8) предотвращение и пресечение созданию барьеров для продвижения и торговли товарами между субъектами Российской Федерации.

    Контроль  за исполнением Программы осуществляют Министерство финансов Калининградской  области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Министерство промышленности Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-ревизионная служба Калининградской области.    

Показатели результатов  реализации задач Программы                             

Таблица 1

№ п/п Наименование  показателя Единица измерения отчет оценка план
2008 2009 2010 2011 2012
1.                    Выпуск товаров  и услуг (в основных ценах соответствующих лет) млн. руб. 361663,33 349385,71 389689,58 409972,55 449534,62
2.                    Объём отгруженных  товаров собственного производства, выполненных работ и услуг  собственными силами обрабатывающих производств млн. руб. 195525,70 160731,00 185594,30 212203,54 248360,82
3.                    Реализации  продукции сельского хозяйства  в хозяйствах всех категорий млн.руб. 15836,40 17363,20 19402,50 21601,50 24025,70
4.                    Реализация  продукции в сельскохозяйственных организациях млн. руб. 7594,00 8334,30 9313,20 10368,70 11532,30
5.                    Реализация  продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей млн. руб. 783,10 850,80 950,70 1058,50 1177,30
6.                    Реализация  продукции в хозяйствах населения млн. руб. 7459,30 8178,10 9138,60 10174,30 11316,10
7.                    Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) % 115,20 113,20 110,20 108,20 107,50
8.                    Оборот розничной  торговли млн. руб. 76299,00 80173,30 87584,11 95321,29 103566,58
9.                    Оборот розничной  торговли (в сопоставимых ценах) % 115,10 94,10 100,50 102,00 102,50
10.                 Оборот общественного  питания млн. руб. 3908,00 4025,00 4515,00 4884,00 5272,00
11.                 Оборот общественного  питания (в сопоставимых ценах) % 97,43 90,58 98,81 100,53 101,17
12.          Объём платных  услуг населению  млн. руб. 23914,90 27714,27 30986,32 35292,83 40069,12
13.                 Объём платных  услуг населению (в сопоставимых ценах) % 107,20 99,83 101,00 101,30 101,60
14.                 Объём платных  бытовых услуг млн. руб. 2634,00 2952,46 3212,85 3687,17 4213,23
15.                 Объём платных  бытовых услуг (в сопоставимых ценах) % 108,10 96,55 98,30 102,10 102,30
16.                 Объём платных  транспортных услуг млн. руб. 4102,40 4654,15 5415,44 6104,19 6863,52
17.                 Объём платных  транспортных услуг (в сопоставимых ценах) % 123,40 97,72 105,11 100,28 100,66
18.                 Объём платных  услуг связи млн. руб. 5207,70 6015,05 6847,57 7735,35 8797,44
19.                 Объём платных  услуг связи (в сопоставимых ценах) % 102,30 99,49 102,84 100,50 101,82
20.                 Объём платных  жилищных услуг млн. руб. 1188,90 1427,78 1640,45 1854,54 2091,99
21.                 Объём платных  жилищных услуг (в сопоставимых ценах) % 104,30 103,44 103,79 100,58 100,99
22.                 Объём платных  коммунальных услуг млн. руб. 5135,40 6051,26 6653,89 7658,65 8704,30
23.                 Объём платных  коммунальных услуг (в сопоставимых ценах) % 100,70 101,49 99,33 102,40 101,75
24.                 Объём платных  медицинских услуг млн. руб. 1232,50 1528,31 1666,94 1818,88 2035,04
25.                 Объём платных  медицинских услуг (в сопоставимых ценах) % 103,50 106,81 98,53 97,08 100,16
 

 

      Описание социальных, экономических и  экологических последствий,  которые могут  возникнуть при  реализации Программы

    Реализация  Программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:

    1) создание новых рабочих мест;

    2) увеличение обеспеченности жителей  Калининградской области торговой  площадью; посадочными местами в  предприятиях общественного питания;

    3) повышение оборота розничной  торговли, общественного питания;

    4) увеличение объёма платных бытовых  услуг населению;

    5) повышение информационной открытости  системы государственного и муниципального  заказа;

    6) повышение информационной открытости  по вопросам ведения предпринимательской  деятельности;

    7) улучшение качества оказания государственных услуг;

    8) повышение инвестиционной привлекательности  региона;

    9) развитие малого и среднего  бизнеса в регионе;

    Непосредственного влияния Программы на состояние  и изменение окружающей среды  нет, поскольку в рамках Программы не предусматривается стимулирование производств и предприятий, оказывающих негативное воздействие на экологию. Поэтому Программа решает как проблемы повышения конкурентоспособности предпринимательства Калининградской области, так и проблемы, касающиеся охраны окружающей среды.

    Общая оценка вклада Программы  в социально-экономическое  развитие Калининградской  области и сроки  реализации Программы

    Реализация  мероприятий, изложенных в Программе, обеспечит:

    1) сокращение административных барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности;

    2) сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

    3) организацию сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

    4) повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления;

    5) рост конкурентоспособности субъектов  предпринимательства Калининградской области;

    6) уровень цен на социально значимые  продукты питания не выше среднероссийского  уровня;

    7) увеличение количества пользователей  сети Интернет, в том числе  по выделенным линиям;

    8) увеличение доли жилищно-коммунальных  услуг, оказываемых новыми участниками рынка – ТСЖ и управляющими компаниями;

    9) рост темпов строительства в  регионе.

    Мероприятия Программы соответствуют приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Калининградской области, ключевой задачей которой является обеспечение повышения уровня и качества жизни населения области. Она ориентирована на повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства в сфере потребительского рынка Калининградской области.

    Программа базируется на объективном социально-экономическом анализе конкуренции на ключевых товарных рынках Калининградской области, выявляет основные проблемы и предлагает пути их решения с использованием современных технологий.   

    Ресурсное обеспечение Программы. Механизм реализации Программы и система  контроля за ходом реализации Программы  

    Решение задач Программы позволит обеспечить комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера.

    Реализация  Программы предусматривает выполнение конкретных мероприятий, скоординированных  по времени, ресурсам и исполнителям.

    Общие объёмы и источники финансирования Программы по годам отражены в  таблице 2.  

    Ресурсное обеспечение Программы                     Таблица 2

    Объём финансирования из областного бюджета (тысяч рублей)
    2010     2011     2012     2013     2014     Итого
    15 980,00     2 925,00     1 725,00     1 605,60     1 605,60     23 841,20
 

 

    Финансирование  мероприятий, по которым не обозначены объёмы  финансирования производится за счет смет ответственных исполнителей соответствующих мероприятий.

    Объёмы  и источники финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Калининградской области. Порядок реализации мероприятий программы будет осуществляться в соответствии с отдельным постановлением Правительства Калининградской области. 

    Механизм  реализации Программы, система контроля за ходом ее реализации 

    Механизм  реализации Программы предусматривает  взаимодействие органов исполнительной власти Калининградской области, органов  местного самоуправления, организаций всех форм собственности, участвующих в реализации конкретных мероприятий, ведущих к дальнейшему развитию системы потребительского рынка, улучшению качества товаров и услуг.

    Одним из механизмов реализации Программы  должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства.

    Для реализации единого подхода к  выполнению системы программных  мероприятий, целенаправленного и  эффективного расходования финансовых средств, выделенных на реализацию программы, необходимо четкое взаимодействие между государственным заказчиком и исполнителями.

    Мониторинг  ожидаемых результатов реализации Программы осуществляется ежегодно. Система мониторинга ожидаемых  результатов включает в себя проведение анализа целевых индикаторов  и показателей, анализ официальных данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также подготовку ежегодного отчета о состоянии малого и среднего предпринимательства Калининградской области, в котором отражается результативность реализации Программы и ее влияние на социально-экономическое положение Калининградской области. 
 

    6. Стратегия развития Калининградской области

    Калининградская область – одна из самых молодых и динамично развивающихся, всегда открыта для делового сотрудничества. Эксклавное положение, близость к морю и странам Евросоюза, развитая инфраструктура – всё это даёт мощный импульс для дальнейшего развития региона.

    Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учётом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» – наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

    Стратегия развития региона  на средне- и долгосрочную перспективу утверждена правительством Калининградской области в марте 2007 года. Горизонт стратегического планирования при этом составляет 25 лет, то есть совпадает с периодом действия режима особой экономической зоны на территории области.

    Целью стратегии развития Калининградской области является обеспечение повышения качества жизни и устойчивого экономического роста на основе развития и максимального использования потенциала региона.

    Базовым условием реализации этой цели является достижение макрорегиональной конкурентоспособности  и формирования нового портфеля ресурсов Калининградской области на основе:

  1. интеграции в формирующиеся рынки Балтийского региона и ЕС;
  2. технологической модернизации экономики Калининградской области;
  3. модернизации системы расселения и качественного улучшения инфраструктуры жизнедеятельности.

    Несмотря  на относительно благополучную ситуацию по сравнению со средними показателями в РФ, реальные перспективы развития Калининградской области лежат, в том числе, в горизонте конкуренции с прилегающими регионами и странами. С этой точки зрения, показатели конкурентоспособности области в европейском пространстве являются одним из ключевых приоритетов, диктуемых как геостратегическим положением региона, так и структурой ее экономики.

    Зона  компетенции федерального и регионального  уровней власти по реализации основных приоритетов развития. Европейский союз фактически сформулировал свою позицию по Калининградской области и будет исходить из перспективы использования транспортного потенциала анклава, его трудовых ресурсов и предупреждения экологических рисков. Стратегия ЕС в отношении Калининградской области, по экспертным оценкам, состоит из следующих компонентов:

  • распространение технических норм и стандартов ЕС;
  • формирование на территории области прозрачного транспортного пространства;
  • включение энергосистемы области, в основном получающей энергию из России, в энергосистему Европы;
  • разграничение зон хозяйственного ведения природными ресурсами, прежде всего, промысловых зон рыболовства;
  • снижение социального напряжения на границах ЕС; обеспечение политической стабильности;
  • включение области в Европейское информационное пространство.

Информация о работе Социально-экономическое положение Калининградской области