Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:28, реферат
Цель работы: выявить проблемы молодёжи и описать молодёжную политику по решению данной проблемы; т.к. молодежь определяет образ нашего «завтра»
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
1. Характеристика положения российской молодежи.
2. Определение целей и задач молодежной политики.
3. Изучить осовные проблемы молодёжи.
4. Описать необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодёжи.
5. Изучить какое положение занимает молодёжь в обществе.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные направления социальной работы с молодёжью и
молодёжная политика в современном обществе…………………………….. ………………....5
1.1. Положение молодёжи в обществе…………………………………....................5
1.2. Государственная молодёжная политика………………………………………..6
1.3. Основные цели и задачи молодёжной политики……………………………..10
1.4. Субъекты реализации молодёжной политики………………………...............17
Глава II. Социально – экономические проблемы молодёжи…….…………………………….19
1.1. Социальное неравенство, бедность и беспризорность…………………….…19
1.2. Преступность …………………………………………………………………...21
1.3. Наркомания и алкоголизм ……………………………………………………..22
1.4. Дегуманизация ………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные направления социальной работы с молодёжью и
молодёжная политика в современном обществе…………………………….. ………………....5
1.1. Положение молодёжи в обществе………………………………….........
1.2. Государственная молодёжная политика………………………………………..6
1.3. Основные цели и задачи молодёжной политики……………………………..10
1.4. Субъекты реализации молодёжной политики……………………….............
Глава II. Социально – экономические проблемы молодёжи…….…………………………….19
1.1. Социальное неравенство, бедность и беспризорность…………………….…19
1.2. Преступность …………………………………………………………………...21
1.3. Наркомания и алкоголизм ……………………………………………………..22
1.4. Дегуманизация ………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования:
Одна из актуальных отраслей современной социологии - проблема молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других.
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Не уменьшается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Степень разработки проблемы. Анализ материалов по теме исследования выявил, что основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации были определены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».[1]
Объект исследования: молодёжь как социальная группа общества
Предмет исследования: проблема молодёжи и молодёжная политика
Цель работы: выявить проблемы молодёжи и описать молодёжную политику по решению данной проблемы; т.к. молодежь определяет образ нашего «завтра»
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
1. Характеристика положения российской молодежи.
2. Определение целей и задач молодежной политики.
3. Изучить осовные проблемы молодёжи.
4. Описать необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодёжи.
5. Изучить какое положение занимает молодёжь в обществе.
Практическая значимость:
Изучение основных проблем современной молодёжи необходимо т.к. молодёжь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Исследовав их и приняв правильные решения государство решит множество проблем всего общества проводя государственную молодёжную политику.
Данная реферативная работа обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Каждая из глав содержит по 4 параграфа. Первая глава посвящена направлениям социальной работы с молодёжью и молодёжной политики. Вторая глава описывает значимые проблемы современной молодёжи, такие как преступность, беспризорность, наркомания и дегуманизация. Объем работы составляет 27 страниц печатного текста, включая список литературы.
Глава I. Основные направления социальной работы с молодёжью и молодёжная политика в современном обществе.
1.1. Положение молодежи в обществе.
"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.
Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.
Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.
Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
1.2. Государственная молодежная политика
Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. [15]
Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.
Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.
Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.
В целях усиления внимания государства и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. [15]
Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:
- разработка основных положений государственной молодежной политики и ее реализация;
- обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики;
- методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;
- разработка и осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;
- разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патриотизма.
С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.
В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.
Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации.
Информация о работе Социально – экономические проблемы молодёжи