Социально – экономические проблемы молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:28, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить проблемы молодёжи и описать молодёжную политику по решению данной проблемы; т.к. молодежь определяет образ нашего «завтра»
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
1. Характеристика положения российской молодежи.
2. Определение целей и задач молодежной политики.
3. Изучить осовные проблемы молодёжи.
4. Описать необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодёжи.
5. Изучить какое положение занимает молодёжь в обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные направления социальной работы с молодёжью и
молодёжная политика в современном обществе…………………………….. ………………....5
1.1. Положение молодёжи в обществе…………………………………....................5
1.2. Государственная молодёжная политика………………………………………..6
1.3. Основные цели и задачи молодёжной политики……………………………..10
1.4. Субъекты реализации молодёжной политики………………………...............17
Глава II. Социально – экономические проблемы молодёжи…….…………………………….19
1.1. Социальное неравенство, бедность и беспризорность…………………….…19
1.2. Преступность …………………………………………………………………...21
1.3. Наркомания и алкоголизм ……………………………………………………..22
1.4. Дегуманизация ………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

реф по ТСР.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть:

воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;

воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;

становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.

Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.

Применительно к государственной молодежной политике это означает:

соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;

социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;

адресную социальную помощь;

социальную поддержку молодой семье.

Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья (в т.ч., рождение, здравоохранения, роль семьи), образование (общее и профессиональное) и воспитание (связь школы, семьи и общественности), профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи.

Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные орган исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения ГМП.

Для современной социально-экономической ситуации типичны ограниченность государственных ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что привело к ограничению возможностей молодежи при получении образования, трудоустройства, снижению материального уровня жизни, к затруднениям в решении жилищных вопросов. Коренные проблемы жизнедеятельности молодого человека недостаточно гарантированы государства и необходимы действия, компенсирующие эту недостаточность.

Эта ситуация порождает и усиливает антиобщественное и девиантное поведение молодежи, что весьма чувствительно отражается на функционировании государства и жизни молодого человека. [3] Эти явления - имманентно не присущи человеческой жизнедеятельности, являются порождением социально-экономических условий жизни общества и паразитированием определенных черт личности человека.

Определение основных направлений и приоритетов ГМП следует определять с учетом содержания и структуры деятельности министерств и ведомств социального блока и реализуемых ими социальных программ.

В Федеральной программе “Молодежь России”, принятой на 2001-2005 гг. определены следующие основные направления. Учитывая специфику концептуального и проектного документов, возможно уточнить и дифференцировать основные направления и приоритеты ГМП.

Приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:

поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

государственная поддержка молодых семей;

оказание социальных услуг для молодежи;

обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.

 

1.3 Субъекты реализации молодежной политики

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности. [2] Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.

Необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодежи подтверждает международный опыт. Об этом убедительно свидетельствует практика осуществления молодежной политики (ее закрепления в конституциях) в зарубежных странах - Германии, Франции, Швеции, США, Италии, Испании и др. [4] К началу 90-х гг., по данным ООН, в мире насчитывалось более 130 стран, принявших специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику [4].

Естественный процесс жизнедеятельности гражданина предполагает решение вопросов здоровья, образования (общее и профессиональное) и воспитания (связь школы, семьи и общественности), а так же профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, трудоустройство и занятость, образование семьи. Эти проблемы осуществляются в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, труда и социальной защиты. Реализацией прав молодого человека как гражданина занимаются государственные органы исполнительной власти, органы милиции, прокуратуры, суда, сам гражданин. В решении этих проблем участвуют и органы по делам молодежи, но только с точки зрения молодежной политики.


Глава II. Социально- экономические проблемы

1.1. Социальное неравенство, бедность и беспризорность

Одна из главных проблем это – социальное неравенство, бедность, нищета. Вопреки сказкам о «стабилизации» и «экономическом росте», которыми нас пичкают оплаченные Кремлем и администрацией президента СМИ, социальное расслоение не уменьшается, а нарастает (это иногда – сквозь зубы – вынуждены констатировать даже высшие чиновники; даже Путин как-то обмолвился о возникновении «застойной» – то есть переходящей из поколения в поколение – бедности). Возможность развития ребенка, подростка, молодого человека сегодня напрямую зависит от материального положения его семьи и места проживания (те, кто живет в деревне, практически уже лишены социальных перспектив – вплоть до того, что сегодня в деревнях вовсю начали закрывать школы). [11] Бедность – и тем более нищета – влекут за собой множество проблем: не только невозможность полноценного развития – интеллектуального, физического, психического, эстетического и т.п., не только невозможность получения качественного образования, отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи (а больной ребенок всегда находится в неравном положении по сравнению со здоровым), отсутствие доступа к достижениям культуры, но и просто существование в условиях хронических дистресса и фрустрации. Это означает, что молодежь из бедных семей обречена жить в атмосфере постоянных семейных скандалов, семейного насилия и семейного пьянства (поскольку алкоголь – это самый дешевый способ снятия дистресса и временного ухода от фрустрации). Я уже не говорю о том, что голодный ребенок не может нормально учиться, а нищета убивает в человеке чувство достоинства, самоуважения. [3]

Связанной с этой проблемой является и проблема беспризорности и безнадзорности. Очевидно, не дети банкиров, топ - менеджеров или генералов становятся беспризорниками: даже если они лишатся родителей – найдется, кому взять их под опеку. Беспризорники – это дети из бедных семей, из социально неблагополучных регионов, где особенно высока смертность, в том числе криминальная и от наркотиков и алкоголя, и где значительная часть населения уже практически лишена нормальной (не бутафорской) медицинской помощи. Да, число беспризорников в последние годы сократилось – но не в результате усилий власти, а потому что пик беспризорности пришелся на середину 90-х годов – на годы гайдаровско - чубайсовских «реформ» – и беспризорники этого периода частью выросли (и пополнили население тюрем), частью погибли.

Социально-психологические причины (они часто выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Психологические причины увязывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов. В реальной жизни все эти причины тесно увязаны между собой и дополняют друг друга.

Специалисты отмечают: беспризорный - это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующихся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. [6] Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность.

Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию ряда социально-биологических качеств. К таковым относятся хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость, активность, смелость, групповая солидарность.

Беспризорного (или перевоспитанного беспризорного) нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, воспитанных в "тепличных" условиях. На беспризорных смотрят в обществе как на "испорченных" и "преступных" детей. Естественно, это ведет к специфическим формам перевоспитания. Долгое время и на Западе, и в России культивировались такие меры влияния на беспризорных, как "тюрьмы-приюты", "исправительные учреждения", принудительное воспитание.

 

1.2. Преступность

Следующая проблема этого круга – преступность. Известно, что детская и подростковая преступность растет, и вообще преступность у нас практически поголовно молодежная, вызванная социальным неравенством, бедностью, нищетой и предельной доступностью алкоголя и наркотиков. Поскольку официальная идеология, идеология капитализма ориентирует всех на материальный успех, а материальных средств на всех не хватает, поскольку распределены они более чем неравномерно и значительная часть населения ими обделена и не может их получить легальным путем («от трудов праведных не построишь палат каменных»), то эта проблема, порожденная властью, властью решена быть не может. В таких условиях дальнейшее омоложение преступности и увеличение числа жестоких и тяжких преступлений, совершаемых подростками и молодежью – явление естественное и неизбежное. [3]

Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, как принято считать, они — будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково – молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе — криминологической, социологической, психологической, педагогической и др.

Хотя и важная роль подростков и молодежи для будущего страны, и их повышенная криминальная активность являются фактом, однако и эта рассматриваемая нами проблема не столь проста и однозначна.

Во-первых, относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. “Конфликт поколений” присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда недовольны младшими, а те отвечают взаимностью.

Во-вторых, подростково – молодежному возрасту закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением “открыть” или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но, повторимся, за все приходится платить. Поиск молодых приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им “положено” по возрасту.

Информация о работе Социально – экономические проблемы молодёжи