Социально – экономические проблемы молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:28, реферат

Краткое описание

Цель работы: выявить проблемы молодёжи и описать молодёжную политику по решению данной проблемы; т.к. молодежь определяет образ нашего «завтра»
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
1. Характеристика положения российской молодежи.
2. Определение целей и задач молодежной политики.
3. Изучить осовные проблемы молодёжи.
4. Описать необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодёжи.
5. Изучить какое положение занимает молодёжь в обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Основные направления социальной работы с молодёжью и
молодёжная политика в современном обществе…………………………….. ………………....5
1.1. Положение молодёжи в обществе…………………………………....................5
1.2. Государственная молодёжная политика………………………………………..6
1.3. Основные цели и задачи молодёжной политики……………………………..10
1.4. Субъекты реализации молодёжной политики………………………...............17
Глава II. Социально – экономические проблемы молодёжи…….…………………………….19
1.1. Социальное неравенство, бедность и беспризорность…………………….…19
1.2. Преступность …………………………………………………………………...21
1.3. Наркомания и алкоголизм ……………………………………………………..22
1.4. Дегуманизация ………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………….....26
Литература……………………………………………

Файлы: 1 файл

реф по ТСР.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

В-третьих, взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. [3]

Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) “у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности,... проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего. Ясно, что это может способствовать совершению девиантных поступков.

Вообще же перечень факторов, влияющих на девиантность подростков, бесконечен и открыт для дополнений.

Из сказанного следует, что проблема подростково-молодежной преступности (вообще девиантности) коренится в социально-экономических условиях бытия, что она не может “решаться” только уголовно-правовыми мерами, запретительно-репрессивными методами родительского или школьного “воспитания”.

 

1.3. Наркомания и алкоголизм

Следующей проблемой является наркомания и алкоголизм. Разумеется, не подростки и не молодежь сами построили спиртозаводы и изобрели наркотические препараты. В 90-е годы российская власть сначала отменила государственную монополию на алкоголь и создала грандиозный нелегальный и полулегальный алкогольный рынок, а также и провела такие законы, которые фактически легализовали «пушерство». Позже гайки были закручены – но лишь после того, как нелегальная алко и наркоиндустрия были созданы и расцвели. Нетрудно догадаться, что само «закручивание гаек» объяснялось стремлением распространить государственный рэкет на новосозданную грандиозную отрасль криминального и полукриминального бизнеса.

Существует, прямая материальная заинтересованность властей: начиная с «водочного бюджета» и кончая прямой связью тех «правоохранительных» подразделений, которые призваны бороться с распространением наркотиков, с наркобизнесом. А наркомания молодеет и растет. А ответственные лица развлекают публику – вроде бывшего министра образования Филиппова, который однажды поведал общественности, что стоило только президенту Путину обратить внимание на проблему подростковой наркомании, как эта наркомания тут же сократилась на 30 процентов.

Наконец, существует прямая заинтересованность как «правоохранительной» системы, так и наркологических служб в существовании и развитии наркомании: первая получает с наркоманов деньги и обеспечивает себя «преступниками», согласными за дозу взять на себя какую угодно вину, а вторые выманивают бешеные деньги из наркоманов и их родственников. Чтобы этот конвейер работал бесперебойно, обществу настойчиво внушается, что наркомания (включая алкоголизм) – это «болезнь», которую можно вылечить. Между тем наркомания – это не болезнь (по крайней мере до момента, пока наркотик не встроился в систему обмена веществ организма), это вид зависимости от измененной формы сознания. Измененных форм сознания известно много: гипноз, азарт, религиозный экстаз, вдохновение, изменения питания (религиозные посты), секс, кислородное голодание, чувство опасности и т.п. Зависимость от них заложена в природе человеческого сознания, так как это прямо связано с познавательной способностью мозга. Говоря иначе, вылечить от наркомании (алкоголизма) нельзя, можно переориентировать наркомана – при условии, что он сам этого хочет и наркотик еще не разрушил физически его организм, не стал ему химически необходим – на другую, общественно безвредную или общественно полезную форму зависимости (такую как спорт или творческая деятельность).

Кстати, сам тот факт, что спиртные напитки и табачные изделия – при том что и алкоголь, и никотин официально признаны наркотиками – легально продаются в России, выдает власть с головой: социальные верхи не препятствуют распространению этих двух наркотиков – и получают с этого немалый доход. А «борьба» с другими наркотиками связана всего лишь с тем, что в отличие от алкоголя и никотина, к которым в процессе эволюции большинство населения России частично приспособилось (как к неблагоприятным «природным» факторам), другие наркотики быстро делают свои жертвы нетрудоспособными, то есть не дают социальным верхам (большому бизнесу и государству) извлекать из них как из наемных работников прибыль в процессе производства. [14]

 

1.4. Дегуманизация

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями. С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности, «идолы потребления» (поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы и т. п.) вытеснили «идолов производства» (рабочие, крестьяне, ИТР и т.д.) на теле- и киноэкранах. По данным исследований, проведенных сотрудником лаборатории социальной психологии НИИКСИ А. Т. Никифоровым, среди 100 фильмов, наиболее популярных в видеосалонах были: 52% имели жанровые признаки боевика, 51%—эротики (порой неотличимой от порно), 27%—комедии (преимущественно эротической), 18%—кунг-фу (фильмы о карате), 14%—ужасов и т.д. (в одном фильме могут присутствовать признаки нескольких жанров). [12] При этом, по мнению экспертов-киноведов Я. Б. Иоскевича и С. Л. Шолохова, среди этих фильмов не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали «определенными художественными достоинствами». На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы. [14]

С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения.

              Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность исследований, связанных с проблемами молодежи не оспарима. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой  молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

В группе ценностей морального плана, при достаточно большой преемственности, наблюдаются определенные изменения, которые не могут не насторожить. В целом, представления о тотальном аморализме современной молодежи и широкой распространенности различных негативных форм поведения немножко преувеличены. Но конечно не могу не согласиться что достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи и обман ради достижения собственных целей. Что касается форм бытовой и экономической девиации (употребление наркотиков, токсикомании), то они затронули небольшую часть молодых россиян, но это продолжает распространяться в обществе. Однако тревожно весьма толерантное отношение к ним в молодежной среде. Даже к наркомании, которая из всех форм девиантного поведения встречает наибольшее осуждение среди молодежи, но лояльно относятся к наркомании около 20% молодых россиян.

Конечно необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодежи подтверждает международный опыт. Об этом убедительно свидетельствует практика осуществления молодежной политики в зарубежных. К началу 90-х гг., по данным ООН, в мире насчитывалось более 130 стран, принявших специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.

В заключение можно сказать, что в молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. И, как показывают результаты проводящихся исследований, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.

Список литературы

1.   Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I 1998.

№ 3. С. 130.

2.   Федеральный закон № 98 "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений"

3.   Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007г.

4.   Подходы к реализации государственной молодежной политики: Япония, Германия. Швеция. – М., 2002

5.   Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.

6.   «Наркотики и наркомания» Н.Б. Сердюкова «Феникс» 2000 год.

7.   Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006г.

8.   Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г.

9.   Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.

10.        Ручкин Б. Молодежь и становление новой России //Социол. исслед. 1998.№5

11.        Молодёжь новой России: Какая она? Чем живёт? К чему стремится? //   Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова и др.; рук-ль группы М. Горшков. - http://kulichki.net/000/07/more2.html   24.04.2010г.

12.        Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура) http://www.romic.ru/referats/0703.htm 24.04.2010г.

13.        www.narcom.ru  25.04.2010г.

14.        http://pravoved.jurfak.spb.ru/default.asp?cnt=527 25.04.2010г.

15.        Доктрина государственной молодёжной политики

www.rusmol.org/doctrina1.html 25.04.2010г.

3

 



Информация о работе Социально – экономические проблемы молодёжи