Социально-экономическое положение Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Динамика социально-экономических показателей жизни региона в 2009 году характеризовалась замедлением падения реальных располагаемых доходов населения и снижением цен относительно 2008 года, особенно по группе продовольственных товаров. Вследствие этого наметился рост оборота розничной торговли.

Оглавление

1. Социально-экономическое положение Калининградской области 3
2. Оценка сильных и слабых сторон региона 7
2.1 Фактор географического положения 7
2.2 Геоэкономическое положение. 8
2.3 Унаследованная экономическая система. 9
2.4 Искусственные механизмы поддержки экономического роста. 9
3. Конкурентные возможности региона 10
4. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Калининградской области 16
5. Целевая программа Калининградской области «Развитие конкуренции в Калининградской области» на 2010 – 2014 годы. 21
6. Стратегия развития Калининградской области 27
7. Итоги социально-экономического развития Калининградской области в 1 полугодии 2010 года. 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирвание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

    В свете этих обстоятельств очевидно, что без интеграции в экономическую  систему Балтии как близлежащего географического ареала устойчивое развитие на рыночных принципах для  Калининграда невозможно. Расстояние от Калининграда до польской границы составляет всего 35 километров, а до литовской - 70 км. От Вильнюса столицу Калининградской области отделяет 350 км, Риги - 390 км., Варшавы - 400 км., Берлина - 600 км., Стокгольма - 650 км., Копенгагена - 680 км. С учетом фактора географии задача поиска места в общебалтийском и пан-европейском разделении труда является для Калининграда безальтернативной. В более жесткой постановке это значит, что с экономической точки зрения наращивание взаимодействия со странами Балтии должно быть для Калининграда приоритетнее, чем поддержание связей с “большой Россией”.  

    2.2 Геоэкономическое положение.

    Между тем, с точки зрения перспектив роста  геоэкономическое положение Калининградской  области на Балтии - не самое удачное.

    Во-первых, его ближайшие балтийские соседи принадлежат к группе стран с  невысоким уровнем развития. По среднедушевому ВВП и Польша, и новые страны Балтии заметно уступают даже самым  слаборазвитым странам ЕС, не говоря уже о европейских лидерах. Во-вторых, положение Калининграда дополнительно осложняется тем, что он граничит с наименее развитыми районами Польши и Литвы.  
 

    2.3 Унаследованная экономическая система.

    От  советского времени Калининградская  область унаследовала структурно искаженную и недееспособную по рыночным меркам хозяйственную систему. В основной своей массе - за исключением добычи янтаря, рыбной промышленности и некоторых отраслей пищевкусовой промышленности - производства на территории Калининградской области в советский период создавались без учета возможностей местной сырьевой базы, уровня производственных и транспортных издержек, ресурсных и спросовых ограничений. На фоне жестких требований, предъявляемых к национальным экономическим системам процессом глобализации, подавляющая большая часть производственного и инфраструктурного аппарата области выглядит абсолютно недееспособной. Речь идет даже не об отраслевых перекосах, а об изначальных фундаментальных дефектах в организации основ хозяйственной деятельности. Принципиальное значение имеют три момента:

    1) крайняя зависимость территории от поставок привозного сырья и продовольствия;

    2) полная зависимость территории от внешних поставок электроэнергии;

    3) низкое качество инфраструктуры.

    Совокупность  перечисленных факторов предопределяет фундаментальную неконкурентоспособность калининградской экономики в современных условиях развития.  

    2.4 Искусственные механизмы поддержки экономического роста.

    Испытывая жесткие объективные ограничения  в развитии, калининградская экономика, в ее нынешнем виде, не может функционировать никак иначе, кроме как при наличии определенных компенсаторных механизмов поддержки. На сегодняшний день здесь действуют следующие механизмы поддержки общероссийского и специального характера.

    Во-первых, - низкие (относительно превалирующих мировых уровней) цены на энергоносители и электроэнергию. Обеспечивая за счет собственного производства лишь незначительную часть потребностей, около 95% потребляемой электроэнергии область получает из российской энергетической системы.

    Во-вторых, - пониженный уровень транспортных и, в частности, железнодорожных тарифов. Он поддерживается низкими внутренними ценами на первичные энергоносители и электроэнергию, а также дотациями калининградского направления со стороны МПС.

    В-третьих, - льготный режим хозяйственной деятельности, введенный в соответствии узаконенным статусом Калининградской области как Особой экономической зоны (ОЭЗ). Режим ОЭЗ представляет собой серьезное отступление от рыночных начал. Экономические агенты, действующие на территории области, имеют эксклюзивные внешнеторговые льготы (право беспошлинного импорта, освобождение от обязательной продажи экспортной валютной выручки и др.) в сравнении с экономическими агентами всех остальных российских регионов. 

    3. Конкурентные возможности региона

    В Калининградской области действует  около 130 сельскохозяйственных предприятий и достаточно большое количество малых форм хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) хозяйства – около 500 и личные подсобные хозяйства – более 70 тысяч.). Рынок сельскохозяйственной продукции имеет высокую степень конкуренции (перечень продуктов ограничен, качество стандартизировано, сравнительно невысокие барьеры для входа на рынок, большое количество производителей идентичной продукции). В то же время на отдельных его сегментах существуют определенные барьеры для реализации продукции. Прежде всего, это относится к малым формам хозяйствования на селе и проблемам входа в торговые сети.

    К проблемам для входа в торговые сети относится то, что крупные торговые сети, пользуясь тем, что они занимают существенную долю розничного рынка продовольственных товаров, при заключении договоров навязывают поставщикам ряд дискриминационных условий, выражающихся в отсутствии ответственности покупателя за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, в предоставлении многочисленных скидок (годовая фиксированная скидка от оборота; базовая скидка от цены, указанной в общем прайс-листе поставщика; ежемесячная премия от оборота; единовременные премии за заключение договора; за расширение каналов сбыта; за каждую вновь введенную позицию; ежеквартальное вознаграждение за разгрузку товара при его приемке; за поддержание ассортимента, плата за размещение на палетных местах, скидка на реализацию акционного товара, плата за изучение потребительского спроса), зачастую, дублирующих друг друга по своей сути, а в ряде случаев - направленных на компенсацию косвенных затрат (например: скидка за разгрузку товара) или взимаемых за те действия, которые выгодны в первую очередь самому розничному продавцу (например: изучение спроса). В то же время, ответственность поставщика в договорах тщательным образом прописана.

    Большое значение в договорной практике между  крупными торговыми предприятиями  и поставщиками имеет установление штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств. Штрафные санкции подразделяются следующим образом:

    штрафные  санкции в пользу покупателя:

    за  поставку в неполном объеме или непоставку товара;

    за  поставку товара не в срок;

    за  несоответствие цен и других требований ранее согласованным;

    за  поставку по лучшим ценам другим покупателям;

    другие  нарушения договорных отношений;

    штрафные  санкции в пользу продавца:

    за  неоплату в установленный срок полученного  товара;

    за  отказ в принятии заказанного  товара без уважительных причин;

    другие  нарушения договорных отношений.

    Штрафные  санкции за поставку в неполном объеме или непоставку товара каждым субъектом продовольственного рынка устанавливаются в индивидуальном порядке, то есть общая договорная практика в данном отношении отсутствует. Розничные форматы ГК «Виктория» устанавливают для своих поставщиков санкции за непоставку в диапазоне от 5 до 25% от непоставленного товара, но не менее 15000 рублей, за поставку в неполном объеме — 3% от непоставленного товара, но не менее 5000 рублей. ТС «Семья» за неисполнение поставщиком обязанности по поставке товара устанавливает штраф в размере 0,5% от стоимости заказа. В ГК «Вестер» за аналогичное нарушение применяется штраф в размере 3000 рублей за каждую позицию. В то же время в договорах ООО «Седьмой континент-СЗ» ответственность поставщиков за вышеуказанные нарушения не предусматривается.

    Со  стороны поставщиков устанавливаются санкции за неоплату в установленный срок полученного товара. В договорах, заключенных поставщиками с крупнейшими розничными продавцами: ГК «Виктория» и ГК «Вестер», ТС «Семья», данная ответственность для последних не предусмотрена. В то же время для ООО «Седьмой континент» данная ответственность предусмотрена в размере до 1% в день от общей величины задолженности, а для ООО «Зеленоградский кооператор — 2» - 0,3% в день. По остальным торговым предприятиям величина вышеуказанных санкций колеблется от 0,1% до 0,75% в день от общей величины задолженности.

    Ответственность за немотивированный отказ от принятия заказанного товара по субъектам  хозяйствования колеблется в пределах от 0,1 до 10% от стоимости непринятого  товара. В то же время практически  для всех крупных розничных сетей данная ответственность не предусмотрена.

    Рынок растениеводства в регионе высококонкурентен. Из проблем можно выделить недостаточную  в настоящее время согласованность  различных секторов сельского хозяйства. В частности производства зерновых и животноводства, потребляющих продукцию растениеводства. Вместе с тем, существуют следующие барьеры для входа на рынок растениеводства: ограниченная емкость рынка, высокий уровень затрат для начала дела, масштабность сельскохозяйственного производства является препятствием для достижения преимуществ над конкурентами в себестоимости производимой продукции, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы роста их значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги, усложненный порядок регистрации организаций, сложности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных, сельскохозяйственной техники, помещений, недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, тары, плохие дорожные условия.

    Проблемой конкуренции на данном рынке животноводства являются недостаточные возможности  реализации продукции местного производства. Существуют барьеры для вхождения  в торговые сети. Для решения этих проблем необходимо провести работу по стимулированию создания в городе Калининграде и муниципальных образованиях точек торговли местной продукцией. Основным барьером для входа на рынок является необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства.

    Основных  производителей молочной продукции в Калининградской области 10. Крупнейшие перерабатывающие предприятия региона по состоянию на 2009 год: ОАО «Молоко», ООО «Гусевмолоко», ОАО «Кировский сыродельный завод», ЗАО «Правдинский маслосыродельный завод», ООО «Агронеман». В настоящее время сохраняется диспропорциональное распределение прибыли в рамках производственных цепочек: сельхозпроизводитель молока – перерабатывающее предприятие – торговая сеть. Торговые сети Калининградской области сообщают, что уровень наценки на молоко не превышает 20% от закупочной цены и не менялся в течение последних 2 лет. Благоприятное влияние на конкуренцию яччближайших соседях (Литва, Беларусь, Польша). Особенно высока доля импортной продукции в сегменте сыров. В то же время, у отдельных производителей региона сохраняются возможности диктовать свои закупочные цены при закупке молока у населения, а также по формированию монопольно высокой цены реализации молочной продукции в торговые сети.

    Основных  производителей на рынке мясопереработки  около 60. Традиционно высокоразвитый сектор пищевой промышленности Калининградской области. Крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями региона являются: ООО «Конкордия»ООО «Альмак КМП», ООО «Продукты Питания», ООО «Довид», ООО «Калининградский деликатес», ООО «Черняховский мясоперерабатывающий завод» и ОАО «Советский мясокомбинат».

    В 2008 году на рынке производства продукции  хлебопечения работало около 22 предприятий (не считая значительного количества мелких пекарен, кондитерских цехов). Рынок  хлеба и хлебобулочных изделий признан высококонцентрированным. Конкуренция на рынке хлеба и хлебобулочных изделий несовершенна. По результатам анализа подтверждено нахождение в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара  долю более 35 %, ОАО «Первый хлебозавод». Кроме этого, существенными долями рынка в регионе обладают ЗАО «Балтийский хлеб» и Калининградская региональная общественная организация инвалидов «Содружество». Основными барьерами для входа на рынок являются:  значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, перед потенциальными участниками рынка, в частности по существующим рынкам сбыта готовой продукции; увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате заключения долгосрочных контрактов.

    В Калининградской области действует  несколько мукомольных заводов. В 2009 году имелось достаточное количество зерна продовольственного качества.

    В 2008 году производство комбикормов на территории области осуществляли 14 предприятий. Лидирующее место на рынке в 2008 году занимали:  ООО «РЦГ Экономикс», ООО «Агроком» и ООО «Футтура Сервис II». К сложностям осуществления деятельности по производству и реализации комбикормов некоторые участники рынка относят недостаток собственных оборотных средств, вызванный несвоевременным перечислением средств покупателями – сельхозпроизводителями. В настоящее время рынок комбикормов Калининградской области относится к типу рынков с недостаточно развитой конкуренцией, данный товарный рынок можно охарактеризовать как высококонцентрированный.

    На  рынке яйца куриного имеется лишь один производитель – ООО «Птицефабрика Гурьевская». В то же время, большая часть потребляемого жителями области яйца куриного завозится из других субъектов Российской Федерации и из Республики Беларусь. Рынок куриного яйца следует признать высококонцентрированным. Основными барьерами для входа на рынок являются необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;  большая доля розничной торговли яйцом куриным принадлежит сетевым супермаркетам, условия работы с которыми (оплата т.н. «входных билетов», опоздания в расчетах после реализации на 3-4 недели, списание на «бой» товара) не устраивают потенциальных производителей.

Информация о работе Социально-экономическое положение Калининградской области