Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа
Основной целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического планирования муниципальной социально-экономического развития.
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
- выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 5
1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования 5
1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 7
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА 16
2.1. Анализ социально-экономического положения города за январь - июнь 2007 года 16
2.2. Стратегия социально-экономического развития г. Череповца до 2012 г. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
СОДЕРЖАНИЕ
Всем хорошо известно, что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеет множество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека.
Предстоит
создать максимально
Актуальность данной темы прежде всего состоит в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители.
Основной
целью, поставленной в работе, является
изучение основ стратегического
планирования муниципальной социально-
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
Предмет
исследования – процессы и отношения,
связанные с формированием и
реализацией стратегии
Объект исследования – муниципальные образования.
Рыночная
экономика изменила функции муниципальных
образований в системе
Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне, а также при функционировании бизнесс-структур.
Необходима выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.
Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении, отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.
Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешних инвестиций.
Активная и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.
Конечным результатами должны стать:
Ожидаемые эффекты:
Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:
В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов, заключающееся в том, что суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития.
Разработка программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований может быть условно разделена на три этапа.1
1. Первый этап - организационно – подготовительный.
Основанием для начала разработки программы и планов социально – экономического развития муниципального образования является решение органа представительной власти, которое, формулирует постановку задач, устанавливает сроки плановых периодов, сроки реализации отдельных этапов и работы над программой в целом, а также определяет в бюджете муниципалитета размеры и источники финансирования работ.
Инициатором принятия подобного решения, как правило, выступает глава муниципального образования, который обосновывает необходимость разработки программы и выносит на рассмотрение органов представительной власти проект решения по данному вопросу.
Правовой основой для подготовки документов органов местного самоуправления по вопросам территориального планирования являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 20.07.1995г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
После решения, принятого органом представительной власти, главой муниципального образования издается постановление, в котором определяется:
- состав коллектива разработчиков программа (план) социально-экономического развития территории;
- подразделение муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования;
- сроки вынесения плана на рассмотрение органа представительной власти;
- статьи бюджета, из которых будут финансироваться плановые работы;
- размеры и порядок финансирования работ.
2. Второй этап - прогнозно-аналитический
Второй этап работ по формированию комплексных программ социально – экономического развития муниципальных образований предполагает следующую последовательность работ:
Формирование и анализ информационной базы муниципальных образований.
Разработку Концепции развития муниципальных образований.
Рассмотрим каждый из видов названных работ более подробно.
Формирование и анализ информационной базы.2
Накопление и систематизация информации о фактическом состоянии социально – экономического развития муниципального образования должна вестись в трех направлениях:
Во-первых, на основе данных государственной статистики, других ведомств, располагающих необходимой информацией, а также данных, представленных на договорной основе предприятиями реального сектора экономики, как суммы индикаторов, характеризующих состояние развития экономики и социальной сферы муниципального образования
Во-вторых, систематизируется информация по ресурсному и природному потенциалу муниципального образования и поступившая по запросам из министерств и ведомств субъекта Российской Федерации.
В-третьих, для определения оптимального направления развития муниципальных образований, выбора стратегических приоритетов его развития целесообразно провести репрезентативный опрос представителей всех слоев муниципального гражданского сообщества:
- муниципального управления - в лице руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;
- крупного, среднего и малого бизнеса в лице владельцев, руководителей и главных специалистов предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования;
- общественных организаций - в лице руководителей и активистов общественных организаций, действующих на территории муниципального образования;