Социально-экономическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического планирования муниципальной социально-экономического развития.
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
- выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 5
1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования 5
1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 7
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА 16
2.1. Анализ социально-экономического положения города за январь - июнь 2007 года 16
2.2. Стратегия социально-экономического развития г. Череповца до 2012 г. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Соц-эконом.планирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Всем  хорошо известно, что кризисное состояние  нашей экономики и в целом  общества имеет множество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействием управленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектов Федерации с центром, а субъектов Федерации - с управлением на уровне муниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этого зависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальных и экономических прав каждого человека.

     Предстоит создать максимально благоприятные  условия для свободы экономической  самодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаются повседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень.

     Актуальность  данной темы  прежде всего  состоит  в том, что, сегодня значительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении в результате инфляции, снижения активности производственной деятельности, безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко в основном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставление различных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедрения местных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость, рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширение состава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжается перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качество уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам местного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальных образований сегодня стоит главная задача - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии, современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всего такой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал бы росту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должны привлекаться сами местные жители.

     Основной  целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического  планирования муниципальной социально-экономического развития.

     Реализация  цели потребовала решения комплекса  взаимосвязанных задач:

  • раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
  • выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.

     Предмет исследования – процессы и отношения, связанные с формированием и  реализацией стратегии социально-экономического развития города

     Объект  исследования – муниципальные образования.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ГОРОДА

     1.1. Стратегия социально-экономического  развития муниципального  образования

     Рыночная  экономика изменила функции муниципальных  образований в системе народного  хозяйства страны и своего региона. Власти каждого населенного пункта, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу.

     Задача состоит в том чтобы местная социокультурная среда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильное воздействие на принятие решений на властном уровне, а также при функционировании бизнесс-структур.

     Необходима  выработка стратегии по мобилизации собственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского  и создания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может быть создана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества и установлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.

     Местные сообщества являются идеальным объектом для оказания системного влияния  на местное самоуправление в России, которое является основой гражданского общества. Именно на этом уровне власть максимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на его интересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямую принимать участие в управлении, отстаивать свои интересы и влиять на формирование стратегии развития своего муниципального образования в соответствии со своими интересами.

     Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицать необходимости  урегулирования межбюдтных отношений  истинным решением этой проблемы является только укрепление собственной экономической базы муниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение  внешних инвестиций.

     Активная  и последовательная политика социально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.

     Конечным  результатами должны стать:

  • превращение муниципальных образований в локальные социокультурные ячейки открытого гражданского общества;
  • консолидация местных сообществ на основе принятия общей системы интересов  и целей различными группами населения.
  • активизация бизнес структур ,выход местного бизнеса из изоляции и забвения на межрегиональный и международный рынок.

     Ожидаемые эффекты:

    1. Социальный: формирование системы социального партнерства между сообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малых городов.
    2. Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций.
    3. Политический: укрепление института местного самоуправления как основы открытого гражданского общества.
    4. Организационно-управленческий: формирование нового образа местной власти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом.

     Выработка стратегии муниципального развития, основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:

  1. Активизации потенциала, заложенного в местном сообществе, для             решения его насущных проблем.
  2. Нахождению места территории в системе разделения труда, нахождение его «рыночной ниши»
  3. Формированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти.
  4. Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержки инвестиций (внешних и внутренних) в местные предприятия, работающие в этих областях.

     В качестве вывода по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов, заключающееся в том, что суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит  в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития.

     1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования

     Разработка программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований может быть условно разделена на три этапа.1

     1. Первый этап - организационно –  подготовительный.

     Основанием   для начала   разработки программы  и  планов   социально – экономического  развития   муниципального   образования   является решение органа  представительной  власти,   которое, формулирует постановку задач, устанавливает  сроки  плановых периодов,  сроки реализации отдельных этапов и работы    над программой   в   целом, а также определяет в бюджете муниципалитета  размеры и  источники   финансирования  работ.

     Инициатором   принятия  подобного   решения, как правило, выступает  глава  муниципального образования, который  обосновывает   необходимость  разработки программы и выносит  на рассмотрение органов  представительной   власти   проект   решения  по  данному   вопросу.  

     Правовой   основой   для   подготовки  документов   органов  местного   самоуправления  по   вопросам  территориального   планирования являются:

     -  Конституция  Российской  Федерации;

     -  Гражданский   кодекс Российской  Федерации;

     -  Федеральный   закон от 20.07.1995г.  № 115-ФЗ  «О государственном   прогнозировании   и  программах     социально – экономического  развития   Российской  Федерации»;

     - Федеральный   закон   от 06.10.2003г.  № 131-ФЗ   «Об   общих принципах    организации    местного    самоуправления    в Российской   Федерации»;

     После решения,  принятого органом  представительной   власти,  главой  муниципального   образования  издается  постановление, в  котором определяется:

     - состав   коллектива   разработчиков  программа (план) социально-экономического  развития  территории;

     - подразделение муниципального   образования, ответственное   за   формирование   сводного  итогового   документа   и   представление   его главе   муниципального  образования;

     - сроки  вынесения плана   на   рассмотрение  органа  представительной   власти;

     -  статьи бюджета,  из  которых   будут   финансироваться   плановые  работы;

     -  размеры     и  порядок   финансирования   работ. 

     2. Второй этап -  прогнозно-аналитический

     Второй   этап работ    по   формированию   комплексных  программ    социально  – экономического   развития    муниципальных  образований    предполагает   следующую   последовательность   работ:

     Формирование  и   анализ  информационной   базы  муниципальных образований.

     Разработку  Концепции развития  муниципальных   образований.

     Рассмотрим  каждый  из   видов названных   работ   более   подробно.

     Формирование  и  анализ информационной  базы.2

     Накопление  и  систематизация информации о фактическом  состоянии   социально – экономического  развития  муниципального  образования   должна   вестись   в   трех  направлениях:

     Во-первых, на  основе   данных  государственной  статистики,  других   ведомств,  располагающих   необходимой   информацией,   а  также    данных,  представленных    на  договорной  основе  предприятиями реального   сектора  экономики, как   суммы  индикаторов,  характеризующих  состояние   развития  экономики  и социальной  сферы муниципального   образования 

     Во-вторых, систематизируется  информация   по ресурсному и природному   потенциалу муниципального   образования  и  поступившая  по  запросам   из  министерств и ведомств   субъекта Российской Федерации.

     В-третьих,  для  определения   оптимального  направления  развития муниципальных  образований, выбора   стратегических приоритетов  его   развития  целесообразно провести  репрезентативный  опрос   представителей   всех   слоев  муниципального   гражданского  сообщества:

     - муниципального   управления  -   в лице  руководителей структурных   подразделений   администрации   муниципального  образования;

     - крупного,  среднего  и  малого   бизнеса  в  лице владельцев, руководителей  и  главных   специалистов  предприятий  и   организаций,  расположенных   на  территории  муниципального  образования;

     -  общественных   организаций -  в  лице  руководителей  и   активистов     общественных  организаций,  действующих  на  территории   муниципального  образования;

Информация о работе Социально-экономическое планирование