Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа
Основной целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического планирования муниципальной социально-экономического развития.
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
- выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 5
1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования 5
1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 7
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА 16
2.1. Анализ социально-экономического положения города за январь - июнь 2007 года 16
2.2. Стратегия социально-экономического развития г. Череповца до 2012 г. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
-
жителей муниципального
Разработка
Концепции социально-
На
данном этапе формируется
Основная задача концепции - четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.
Алгоритм
формирования Концепции социально-
Включает в себя следующие этапы:
1. Доведение до населения результатов текущего состояния экономики и социальной сферы МО
2. Изучение мнения основных групп населения о путях и долговременных целях развития МО
3. Анализ устойчивых конкурентных преимуществ МО в контексте долговременных трендов развития региональных, федерального и мирового рынков
4. Формирование альтернативных вариантов-сценариев устойчивого развития МО в контексте сохранения конкурентоспособности на рынках финансов, товаров и услуг
5. Выбор концепции развития МО на основе консенсуса интересов населения, бизнес - структур и органов власти и утверждение его в органах представительной вл.
6. Формирование пакета основных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач в рамках выбранной концепции
Результатом указанной работы станет – формулирование основных стратегических идей развития и миссии муниципального образования на основе формализованного консенсуса интересов населения, бизнес - структур и органов власти.
Обязательным
условием завершения данного раздела
прогнозно-аналитических работ
Этим, с одной стороны, достигается легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципального образования на период действия полномочий его органов представительной власти, а, с другой стороны, создаются предпосылки соблюдения выбранного стратегического курса следующими созывами депутатов.
3. Третий этап - программно - плановый
Программа социально – экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации концепции развития муниципального образования.
Отличительной чертой Программы от долгосрочной Концепции является её направленность только на самое главное – обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, как основной предпосылки его устойчивого развития в конкурентной среде.
Она должна касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут оказать определяющее воздействие на положительную динамику социально – экономического развития муниципального образования.3
Программа содержит механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:
- перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной траектории развития событий;
- принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
- этапы реализации сценария;
- размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
- предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;
- основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально – экономического развития.
Текущее планирование муниципального образования ведется в системе показателей, совпадающей с системой показателей среднесрочного плана.
Годовой территориальный план является, с одной стороны, инструментом реализации стратегических целей и задач, а, с другой стороны несет важную самостоятельную функцию - является основой бюджетного планирования.
Основные требования к годовым планам:
1. Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, содержит не экономические понятиям и определения, а показатели или систему показателей, индикаторы социально-экономического развития конкретного муниципального образования.
2. Реалистичность и сбалансированность. Годовое планирование должно быть направлено на достижение только реальных целей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступных муниципальному образованию.
3.
Единообразие их структуры во
всех муниципальных образованиях
позволяющих включать основные
мероприятия в региональную
Формы, методы и инструменты реализации экономической политики
Экономическая политика реализуется через систему создания организационно-экономических и правовых условий функционирования экономики республики (муниципального образования) включающую в себя следующие принципы:
В качестве инструментов проведения экономической политики используются:
Сущность программно-целевого управления заключается в решении конкретных проблем.
Ппроблемы, как правило, классифицируются по направлениям - экономические, социальные, экологические. По каждому направлению определяются ключевые проблемы.
Экономические: проблемы адаптации к рыночным условиям, проблемы структурных деформаций, теневого оборота, поддержки предпринимательства, ресурсо и энергоемкости, регулирования рынков, финансовой устойчивости, неравномерности развития и т.д.
Социальные: здоровья населения, бедности, занятости, преступности, снижения последствий от чрезвычайных ситуаций и стихии, проблемы отдельных категорий населения – молодежи, пенсионеров, инвалидов, многодетных, жилищные проблемы и т.д.
Экологические: охраны окружающей среды, накопления отходов, воспроизводства ресурсов, обеспечения межпоколенного равенства, возмещения повышенных экологических затрат и т.д.
Главное, чтобы проблемы были измеримы, мероприятия по их решению сбалансированы по срокам, финансовому и ресурсному обеспечению.5
Череповец - крупный промышленный центр Северо-Запада России, город с населением около 308 тысяч человек. Череповец имеет все характеристики, которые позволяют отнести его к категории индустриально развитых: высокий уровень производства промышленной продукции в расчете на душу населения; развитую транспортную инфраструктуру, в целом обеспечивающую работу промышленности города; достаточно высокий уровень образования и квалификации рабочей силы.
За январь-июнь 2007 года крупными, средними и малыми предприятиями города Череповца отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 130657,7 млн. рублей, что на 32,9 % больше, чем в январе-июне 2006 года (98323,2 млн.рублей). Доля промышленности в экономике города в I полугодии 2007 года составила 95,2 % (в I полугодии 2006 года – 95,1 %). На прочие виды экономической деятельности приходится 4,8 % (рис. 2.1).
Индекс физического объема (ИФО) промышленного производства в январе-июне 2007 года составил 106,2 % (в 2006 году – 108,3 %), в том числе по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых» - 113,4 %, «производство электроэнергии, газа и воды» - 99,1 %, «обрабатывающие производства» - 106,3 %.
Определяющую роль в экономике города играет металлургическое производство: за I полугодие 2007 года его доля в промышленности города составила 80,8 % (2006 год – 79,5 %).
Предприятиями металлургического производства в январе-июне 2007 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 100571 млн. рублей, что на 35,2 % больше уровня января-июня 2006 года (74398 млн.рублей).
В натуральном выражении в I полугодии 2007 года увеличилось производство стали (на 1,4 %), проката черных металлов (на 3,2 %), сетки стальной (в 2,7 раза). Несколько снизилось производство чугуна и доменных ферросплавов (на 2,7 %).
Всего с начала года предприятиями химического производства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 12322,4 млн.рублей, что на 24,1 % больше уровня января-июня 2006 года (9927,4 млн.рублей). В натуральном выражении в январе-июне 2007 года производство минеральных удобрений составило 921,4 тыс. тонн (105,3 % от уровня предыдущего года). По сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился выпуск серной кислоты – на 30,9 %, аммиака – на 1,9 %, уменьшилось производство синтетических смол - на 1,6 %, бензола - на 3,7 %.
Производство машин и оборудования с начала года составило 4464,9 млн. рублей, что на 27,7 % больше уровня января-июня 2006 года (3497,0 млн.рублей).
Обработано
древесины и произведено