Социально-экономическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью, поставленной в работе, является изучение основ стратегического планирования муниципальной социально-экономического развития.
Реализация цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть базовое содержание стратегического социально-экономического развития муниципального образования, и этапы его формирования.
- выявить социально-экономические условия формирования муниципальной социально-экономической политики в г. Череповце.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА 5
1.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования 5
1.2. Этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования 7
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА 16
2.1. Анализ социально-экономического положения города за январь - июнь 2007 года 16
2.2. Стратегия социально-экономического развития г. Череповца до 2012 г. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Соц-эконом.планирование.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     - жителей  муниципального образования  – в лице   всех  возрастных  и  имущественных  категорий  граждан.  

     Разработка   Концепции социально-экономического  развития   муниципального   образования.

     На  данном этапе формируется согласованная   система идей  и взглядов   власти,  бизнес   и   населения  о   стратегических   целях   социально -  экономического  развития городского округа, муниципального   района,  входящих   в  него   поселений, стратегических  приоритетах   и этапах реализации намеченных   целей  и  задач.

     Основная  задача   концепции -  четкое  формулирование  миссии   муниципального образования,  стратегии  и идеологии   его   развития  на длительный  период  времени. 

     Алгоритм  формирования  Концепции социально-экономического  развития муниципального  образования

       Включает в себя следующие  этапы:

     1. Доведение  до  населения   результатов   текущего состояния   экономики  и  социальной  сферы  МО

     2. Изучение   мнения  основных  групп   населения о  путях   и долговременных   целях   развития   МО

     3. Анализ  устойчивых конкурентных  преимуществ  МО в   контексте   долговременных трендов развития   региональных,  федерального и мирового рынков

     4. Формирование  альтернативных вариантов-сценариев устойчивого развития  МО  в контексте сохранения   конкурентоспособности   на  рынках   финансов,  товаров  и   услуг

     5. Выбор концепции развития  МО  на  основе   консенсуса  интересов населения, бизнес - структур  и органов власти и утверждение его в органах представительной  вл.

     6. Формирование  пакета основных первоочередных, среднесрочных и долговременных   целей  и  задач в рамках     выбранной    концепции

     Результатом указанной работы станет  –  формулирование основных   стратегических   идей  развития  и  миссии  муниципального   образования  на основе формализованного  консенсуса   интересов   населения,  бизнес - структур  и органов   власти.

     Обязательным   условием завершения данного раздела  прогнозно-аналитических работ является    согласование  муниципальной  концепции  с  концепцией   развития   субъекта Российской   Федерации,   на территории   которой   находится  муниципальное   образование, и   ее утверждение    органами    представительной    власти муниципального   района,  городского   округа.

     Этим,   с  одной стороны,  достигается  легитимность реализации  выдвинутых стратегических   идей  развития муниципального    образования   на  период   действия     полномочий его органов представительной   власти,  а,  с   другой   стороны,   создаются предпосылки   соблюдения  выбранного  стратегического    курса    следующими  созывами депутатов.    

     3. Третий   этап -   программно - плановый

     Программа   социально – экономического  развития   муниципального   образования    является    по   своей   сути   и  содержанию   механизмом  реализации концепции  развития муниципального    образования.  

     Отличительной   чертой   Программы  от долгосрочной Концепции является  её   направленность  только   на   самое   главное  – обеспечение  реализации стратегических  приоритетов  социально-экономического  развития   муниципального  образования,  как основной  предпосылки его устойчивого   развития    в конкурентной   среде.  

     Она должна   касаться   только   тех  хозяйствующих  субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума,   которые  могут оказать     определяющее  воздействие на положительную   динамику социально – экономического   развития муниципального   образования.3

     Программа содержит  механизм реализации выбранного сценария реализации  стратегических  приоритетов развития  муниципального   образования,  в  том   числе:

     - перечень   нормативно-правовых   актов,  которые   необходимо   разработать  и  принять для   правового    обеспечения  выбранной   траектории  развития   событий;

     - принципы,   формы, методы   и   инструменты  управленческого   воздействия   на   процесс   реализации   выбранного    сценария    реализации  стратегических  приоритетов развития  муниципального   образования;

     - этапы   реализации сценария;

     - размеры  и  состав ресурсов,  необходимых   для   реализации  выбранного   сценария  реализации  стратегических  приоритетов развития   муниципального    образования;

     - предложения   по  финансированию  реализации стратегических  приоритетов  муниципального   образования   за   счет   средств   бюджетов    всех   уровней;

     - основные принципы мониторинга  реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально – экономического  развития. 

     Текущее  планирование  муниципального   образования  ведется  в   системе   показателей,   совпадающей   с   системой    показателей среднесрочного   плана. 

     Годовой территориальный  план является, с  одной  стороны, инструментом реализации   стратегических   целей   и   задач,   а,  с  другой   стороны несет важную   самостоятельную   функцию -  является   основой  бюджетного   планирования.

     Основные  требования к годовым планам:

     1. Конкретность.  Годовой   план, в   отличие   от среднесрочных   и  долгосрочных   планов, содержит  не экономические   понятиям  и   определения,  а показатели  или  систему   показателей,  индикаторы  социально-экономического    развития конкретного  муниципального   образования.

     2. Реалистичность   и   сбалансированность.  Годовое  планирование  должно  быть направлено на достижение  только реальных целей  и   задач, обеспеченных  наличием   реальных  ресурсов, доступных  муниципальному   образованию.

     3. Единообразие их структуры во   всех  муниципальных образованиях  позволяющих включать основные  мероприятия в региональную программу.4

     Формы, методы и инструменты реализации экономической политики

     Экономическая политика реализуется через систему создания организационно-экономических и правовых условий функционирования экономики республики (муниципального образования) включающую в себя следующие принципы:

  • обеспечение многообразия форм собственности и укрепление института собственности и предпринимательства;
  • свободу экономической деятельности при сохранении регулирования социально-значимых услуг;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • создание конкурентной среды и регулирование естественных и локальных монополий;
  • свободное ценообразование с сохранением элементов государственного регулирования на товары и услуги, носящие общий характер потребления;
  • обеспечение правового регулирования рынков, в том числе товарных рынков, рынка недвижимости, рынка средств производства, финансового рынка, рынка ценных бумаг;
  • эффективное управление  собственностью;
  • опережающее развитие производственной и социальной инфраструктуры;
  • поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
  • содействие процессам интеграции экономики муниципального образования в экономику Республики Бурятия;
  • содействие предпринимательству и деловой активности граждан.
 

 В качестве инструментов проведения экономической политики  используются:

  • программы комплексного развития (республики) муниципального образования, инвестиционные программы, целевые программы отраслей, программы решения отдельных проблем.
  • планы развития муниципального сектора экономики, планы закупок товаров и услуг для обеспечения муниципальных нужд;
  • планы действий органов власти;
  • финансовые балансы и бюджеты муниципального образования;
  • краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы;
 

 Сущность программно-целевого управления заключается в решении  конкретных проблем.

     Ппроблемы, как правило, классифицируются по направлениям - экономические, социальные, экологические. По каждому направлению  определяются ключевые проблемы.

     Экономические: проблемы адаптации к рыночным условиям, проблемы структурных деформаций, теневого оборота, поддержки предпринимательства, ресурсо и энергоемкости, регулирования рынков, финансовой устойчивости,  неравномерности развития и т.д.

     Социальные:  здоровья населения, бедности, занятости, преступности, снижения последствий  от чрезвычайных ситуаций и стихии, проблемы отдельных категорий населения  – молодежи, пенсионеров, инвалидов, многодетных, жилищные проблемы и т.д.

     Экологические: охраны окружающей среды, накопления отходов, воспроизводства ресурсов, обеспечения  межпоколенного равенства, возмещения повышенных экологических затрат и  т.д.

     Главное, чтобы проблемы были измеримы, мероприятия по их решению сбалансированы по срокам, финансовому и ресурсному обеспечению.5

 

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА

     2.1. Анализ социально-экономического положения города  за январь - июнь 2007 года

     Череповец - крупный промышленный центр Северо-Запада России, город с населением около 308 тысяч человек. Череповец имеет все характеристики, которые позволяют отнести его к категории индустриально развитых: высокий уровень производства промышленной продукции в расчете на душу населения; развитую транспортную инфраструктуру, в целом обеспечивающую работу промышленности города; достаточно высокий уровень образования и квалификации рабочей силы.

     За  январь-июнь 2007 года крупными, средними и малыми  предприятиями города Череповца отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих  ценах на сумму 130657,7 млн. рублей, что на 32,9 % больше, чем в январе-июне 2006 года (98323,2 млн.рублей).  Доля промышленности в экономике города в I полугодии 2007 года составила 95,2 % (в I полугодии 2006 года – 95,1 %).  На прочие виды экономической деятельности приходится 4,8 % (рис. 2.1).

     Индекс  физического объема (ИФО) промышленного  производства в январе-июне 2007 года составил 106,2 % (в 2006 году – 108,3 %), в том числе по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых» - 113,4 %, «производство электроэнергии, газа и воды» - 99,1 %, «обрабатывающие производства» - 106,3 %.

     Определяющую  роль в экономике города играет металлургическое производство: за I полугодие 2007 года его доля в промышленности города составила  80,8 % (2006 год – 79,5 %).

     

     Предприятиями металлургического производства в  январе-июне 2007 года  отгружено товаров  собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 100571 млн. рублей, что на 35,2 % больше уровня января-июня 2006 года (74398 млн.рублей).

     В натуральном выражении в I полугодии 2007 года увеличилось производство стали (на 1,4 %), проката черных металлов (на 3,2 %), сетки стальной (в 2,7 раза). Несколько снизилось производство чугуна и доменных ферросплавов (на 2,7 %).

     Всего с начала года предприятиями химического  производства отгружено товаров  собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 12322,4 млн.рублей, что на 24,1 % больше уровня января-июня  2006 года (9927,4 млн.рублей). В натуральном выражении в январе-июне  2007 года производство минеральных удобрений составило 921,4 тыс. тонн (105,3 % от уровня предыдущего года). По сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился выпуск серной кислоты – на 30,9 %, аммиака – на 1,9 %, уменьшилось производство синтетических смол - на 1,6 %, бензола - на 3,7 %.

     Производство  машин и оборудования с начала года составило 4464,9 млн. рублей, что на 27,7 % больше уровня января-июня 2006 года (3497,0 млн.рублей).

     Обработано  древесины и произведено изделий  из дерева в январе-июне  2007 года на сумму 892,1 млн. рублей, что на 17,7 % больше, чем в аналогичном периоде 2006 года (757,9 млн.рублей). По сравнению с январем-июнем 2006 года  производство фанеры увеличилось на 5,3 % и составило 43485,0 куб. метров, пиломатериалов – на 4,7 % (выпущено в январе-июне 2007 года 33,5 тыс.куб.метров).  Уменьшилось производство древесностружечных плит – 5,9 %, шпона – на 46,2 %, мебели – на 26,2 %.

Информация о работе Социально-экономическое планирование