Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:05, шпаргалка
Ответы на 46 вопросов.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления
1.рассудок - исходный
уровень мышления, на котором
оперирование абстракциями
2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция - это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:
1. способов (методов) самой познавательной активности;
2. характером
достигаемых научных
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое ж познание - это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.
В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом - рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.
36. Характерные особенности мыслительно-логических методов систем
Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации. Особым видом такого использования этих операций являются методы мыслительного эксперимента, который построен на мыслительном моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения.
Индукция- прием исследования, при котором предположение движется от частного к общему, от утверждения меньшей ступени общности к утверждению большей степени общности.
Индуктивные умозаключения применяются в случаях, когда приходится обобщать некоторую совокупность фактов. Они направляют мысль на установление общих закономерностей.
Дедукция- выведение частных суждений из общих положений.
Дедуктивные умозаключения применяются главным образом для построения частных версий, для объяснения единичных факторов и отдельных признаков. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и таким образом экспериментально их обосновать или опровергать.
Метод случайного,
интуитивного поиска заключается в
нахождении или аккумулировании
новых идей независимо от практической
деятельности и конкретных проблем,
с которыми здесь сталкиваются. Часто
такие идеи возникают даже при неопределенности
цели исследования или осознания его необходимости.
Это методы, которые проистекают из потребностей
творчества, неординарного мышления, развитой
интуиции, интеллектуальных способностей.
37. На чем основан метод морфологического анализа.
Морфологический
анализ разработал швейцарский астроном
Цвикки в 1942 г. МА основан на построении
таблицы, в которой перечисляются
все основные элементы, составляющие
объект и указывается возможно большее
число известных вариантов реализации
этих элементов. Комбинируя варианты реализации
элементов объекта, можно получить самые
неожиданные новые решения.
Цель морфологического анализа - наметить
пути развития, описать все потенциально
возможные решения данной задачи (построить
поле возможных решений).
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты решений, которые ранее не рассматривались.
1) Записать определение объекта (проблемы).
2) Определить
перечень существенных
3) Определить
перечень вариантов для
4) Подобрать
новый вариант объекта,
5) Использовать
методы оптимизации по
Всего количество
вариантов в таблице можно
определить по формуле
N(объект) = А(n)*Б(n)*В(n)*…, где А(n) - это количество
вариантов по параметру А, Б(n) - количество
вариантов по параметру Б и т.д.
Морфологические таблицы существенно
избыточны.
- Дать необходимое
для решения конкретной задачи
определение объекта. Оно не обязательно
должно быть энциклопедическим, но должно
включать функцию объекта, способ её достижения,
возможно - некоторые характеристики,
необходимые для вас, или подсистемы объекта,
которые позволяют их достичь. От корректной
постановки задачи морфологического исследования
будет зависеть тот результат, который
вы получите.
Пример определения: кресло - это устройство
для комфортного сидения с опорой для
спины и рук. Такие определения, не "привязанные"
к конкретным деталям объекта, позволяют
выйти на новые классы "опор", "комфортности"
и т.д.
- Составить список
всех существенных
- По каждому
существенному признаку надо
по горизонтали записать все
возможные варианты его
- Новый вариант
объекта получается при
Особенность морфологического ящика:
он всегда изыбточен! И в этом - преимущество
метода. При правильном составлении он
содержит все возможные варианты выполнения
объекта.
- Но для выбора нужного решения надо отсортировать
параметры и их варианты по определенным
правилам.
- Для исследования
любой проблемы, но только на
качественном уровне, в виде идеи
решения (качественное решение
задачи - это наиболее творческий
и наиболее ценный результат,
поскольку, если есть
- Для системного проектирования предметной
среды
- Для прогнозирования развития, поиска
перспективных классов решений, а не отдельных
решений.
38. Аргументация как инструмент и формально логический метод.
Понятие доказательства в практике исследовательской деятельности рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение. Такими аргументами могут быть факты, проверенные положения, заключения, точки зрения признанных авторитетов, результаты эксперимента.
Не все и не всегда можно доказать при помощи фактов, да и не всегда существуют доступные восприятию факты. В этом случае доказываемые положения выводятся из других, достоверность которых полагается установленной.
Надежность доказательства определяется аргументацией фактологией, методологией его построения, формально-логическим следованием, готовностью к восприятию аргументов и фактов.
Доказательство - это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
В зависимости от характера и особенностей предмета исследования и возможностей его проведения формы доказательства могут быть различными.
Существуют доказательства фактологические, опирающиеся в основном на фактический материал; формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики; экспериментальные - построенные на эксперименте; эмпирические - опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.
Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация.
Тезис - это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве; аргументы - суждения, из которых выводится тезис; демонстрация - логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.
39. Суть понятия «технология творчества»
Интенсивность любого процесса, в том числе творческого, обусловлено взаимным действием трех основных причин:
- движущих сил процесса;
- факторов ускорения;
- факторов торможения.
Препятствия для эффективного решения проблемы (Бэкон):
- «Признаки рода»
- свойственны всем людям, т.к.
результаты мыслительной
- «Призраки пещеры» - разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявлении «призраков рода»: неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия.
- «Призраки рынка» - из особенностей социальной жизни человека: состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям.
- «Призраки театра»
- производны от «призраков
Правила познания Р.Декарта:
Принцип «узлового элемента» системы:
Алгоритм поиска узлового элемента:
- определение
состава элементов исходной
- определение
вида потребительского
- установление и исследование причинно-следственной цепи взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой критичного потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства.