Шпаргалка по "Управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).

Файлы: 1 файл

Вопросы - ГОСы.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

 

№ 10. Основные политические идеологии современности.

Идеология - система взглядов того или иного соц или полит субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен фр. ученым и философом  А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.

Политическая идеология - систематизированное представление полит субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе полит отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах.

Три уровня функционирования ПИ: 1) концептуально-теоретический (теории и учения); 2) программно-политический (программы, манифесты); 3) актуализированные представления на уровне массового полит сознания.

Идеологии современности: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины.

1- Консерватизм (Э.Бёрк англ гос деятель) - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергавшая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений. В консерватизме существует три направления: 

А) традиционализм (Э. Бёрк и де Мёстр) – акцент на превосходстве полит порядков "старых, добрых времен"

Б) либертаризм  (Ф. Хайек, Дж. Роум, Р. Позик) – выступает проповедником и защитником идеи неогран-й свободы чел-ка.

В) неоконсерватизм (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) - ограничение вмешательства государства в экономику, но признание необходимости усиления его влияния в полит сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле поддержания законности и порядка; внимание к вопросам морали, права и религии; провозглашение курса на свертывание социальных программ и сужение социальных гарантий.

2- Либерализм (А. Смит, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон) - признание абсолютного суверенитета человека в любой сфере его ж/деятельности, как необходимого условия нормального развития общества.

В к. XIX – н. XX вв. под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма, или "социального либерализма", ориентирующегося на ограниченный соц реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты соц-экон прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм.

Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских  странах.

3- Реформизм  (Э. Бернштейна, К. Каутского, Р. Гильфердинга) - преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капитал-о общества и отрицательно относится к революционным действиям.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

4- Коммунизм - критика капит-х отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к гос-й, централизованное планирование, приоритет коллективных и гос интересов над интересами личности, руководящая роль раб класса и коммунистической партии в обществе.

 

№ 11. Государственное управление. Понятие и признаки.

ГУ – в широком – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком – подзаконная, юридически властная деят-ть органов ИВ РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Признаки ГУ:

  • вид гос управленческой деятельности;
  • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
  • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
  • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
  • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
  • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
  • обеспечивается посредством системы гарантий;
  • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель ГУ – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.

  1. социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экон отношений;
  2. политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию гос и общ структур, развитию человека;
  3. обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;
  4. организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

 

№ 12. Государственный аппарат. Понятие, содержание деятельности.

Государственный аппарат (механизм государства) – система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос управление обществом и защита его основных интересов. Признаки ГА:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Гос механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. 
  • Функции всех звеньев ГА обеспечиваются организационными и фин средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий госорганов ограничивается правом, которое max обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между гос-м и личностью.

Содержание  деятельности ГА: - система органов госвласти, - система органов ГУ, - система судебных органов и система органов прокуратуры.

Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей госвласти – ЗВ, ИВ и СВ.

 

№ 13. Государственный орган. Понятие, порядок образования.

Госорган – составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с др. элементами гос механизма, образующими единое целое.

Все органы госвласти  делятся на федеральный и региональный уровень, К РФ гласит, что госвласть делится на три ветви: ЗВ, ИВ, СВ (осуществляется на федеральном уровне, кроме уставных судов на региональном уровне). Между ветвями власти существует строгое разграничение полномочий, закреплено в К РФ и ФКЗ, в рамках федеральных отношений существует строгое разграничение полномочий: искл федеральные, искл региональные, совместные полномочия.

Президент РФ - глава государства, избирается непосредственно народом на 6 лет. Президент самостоятелен в организационном отношении и прямо не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Президент тесно взаимодействует с законодательным органом – парламентом России, имеет обширные полномочия в сфере ИВ, осуществляет назначение федеральных судей.

 Основу организационной структуры ГУ составляют органы ИВ. Это наиболее объемная и сложная часть  госаппарата, которая  сосредотачивает в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства гос принуждения. Это вызвано тем, что ОИВ призваны оказывать непосредственное управляющее воздействие на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Органы ИВ – федеральное правительство, федеральные министерства, службы и агентства, а также правительства, администрации и др. ОИВ субъектов РФ. Они составляют единую систему ОИВ, возглавляемую федеральным правительством.

Органы ЗВ – парламент РФ и парламенты субъектов РФ. Это постоянно действующие органы госвласти. Они избираются непосредственно народом и подотчетны своим избирателям. Парламенты занимаются в основном нормотворческой деятельностью и принимают законы и постановления в пределах своей компетенции. В своих решениях они выражают гос волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Решения ЗО обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими ОГВ и ОМС.

Органы СВ – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Все суды являются независимыми и подчиняются только закону.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В РФ есть и др. виды госорганов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Напр., Гос налоговая служба РФ.

 

 

№ 14. Федеративные отношения и федеративное устройство РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов.

Конституционные основы нац-гос устройства РФ установлены нормами гл. 1 К РФ. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет РФ на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а К РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ.

Принципы ФУ в РФ: - гос целостность; - единство системы госвласти; - разграничение предметов ведения полномочий между органами госвласти Федерации и органами госвласти ее субъектов; - равноправие и самоопределение народов РФ.

На 1янв 2013г. Россия (84 субъекта): 22 республики, 9 краев, 2 города фед. значения, 1 автономная область, 4 автономных округа, 46 областей.

В соответствии с К РФ 1993г. компетенция разграничивается: федеративная (ст. 71); совместная Федерации и ее субъектов (ст. 72); субъектов Федерации (ст.73).

Сфера совместного  ведения Федерации и ее субъектов – обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов КРФ, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физ-ры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения защита семьи и материнства, детства, социальная защита. Традиционно относятся к совместному ведению федерации и ее членов защита средств обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических; общностей, природопользование, охрана окружающей среды, проведение мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов МСУ.

 

№ 15. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Региональная политика в РФ.

На 1янв 2013г. Россия (84 субъекта): 22 республики, 9 краев, 2 города фед. значения, 1 АОбл, 4 Аокр, 46 областей.

Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

Конституционно-правовое положение субъекта РФ хар-ся с одной – общими чертами, присущими всем субъектам как составным частям Федерации, с др., – различные виды субъектов имеют свои особенности:

      1. Все субъекты – неотъемлемые части РФ. Они не обладают гос-м  суверенитетом и правом выхода из состава РФ.
      2. обладают собственной госвластью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер. Это выражается в том, что важнейшие вопросы общественной и гос жизни отнесены К РФ к исключительным предметам ведения Федерации, в принципе верховенства федерального права, в возможности использования федерального принуждения по отношению к субъектам РФ в случае нарушения ими федеральных К РФ и законов.
      3. Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом. Народ может выбрать новую форму самоопределения РФ, но изменение статуса гос образования в составе Федерации — ее субъекта требует согласия обеих сторон – Федерации и субъекта.
      4. На всех субъектов Федерации распространяется принцип территориальной целостности.
      5. самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, излагают: законы о МСУ и организуют его, в соответствии с федеральной К и основным принципам ФЗ о МСУ.
      6. все субъекты РФ равноправны, в т.ч. и в отношениях с федеральными ОГВ.
      7. самостоятельно создают собственные ОГВ – законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства (далеко не все).
      8. обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею.
      9. имеют собственную сферу предметов ведения
      10. участвуют в решении федеральных вопросов – имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных НА по предметам совместного ведения.
      11. имеют свою <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"