Шпаргалка по "Управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).

Файлы: 1 файл

Вопросы - ГОСы.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

Госорганы, составляющие структуру механизма государства:

1) госорганы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: органы П (ЗВ); органы ИВ; судебные органы; контрольно-надзорные органы;

2) госучреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании госсобственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

  1. госучреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
  2. госпредприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, для оказания услуг населению страны;
  3. ГГС – те лица, которые профес. занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную госдолжность;
  4. здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с науч-техн уровнем действительное функционирование механизма гос-ва.

Механизм  государства действует на основе принципа разделения властей – госвласть делится на 3 ветви власти:

1) ЗВ – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу гос-й, а также общественной жизни;

2) ИВ – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь НПА;

3) СВ – власть, которая действует самостоятельно от ИВ и ЗВ, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои гос-й и общест-й жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

 

№ 6. Политвласть: формы и процедуры легитимации политвласти в современной России.

ПВ - способность соц. единицы (соц. группы) и предст-х её организаций и индивидов проводить свою волю по отн. к др. соц. единицам; осуществлять общие интересы данной соц. единицы насильств. (ненасильств.) средствами.

Отличительные признаки: верховенство, обязат-ть ее решений для всего общ-ва; публичность т.е. от имени всего общ-ва и безличность; легальность в использ. силы; моноцентричность, т.е. сущ-ние общегос. центра прин. реш-ний; шир. спектр средств завоевания, удержания и реал-ции власти.

Основные компоненты власти: 1) Субъект – воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество. Субъекты ПВ имеют сложный, многоуровн. хар-р: первич. субъект -  индивиды, вторич. – полит орг-ции, субъекты наиб. выс. уровня – полит. элиты и лидеры.  Связь между уровнями может нарушаться.

2) Объект - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта, невозможна без подчинения  объекта.

3) Ресурсы (средства) – в шир. смысле – все средства, исп-е которых обесп. влияние на объект власти в соотв. с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступ. одним из важнейших оснований власти, испол-ся для поощр., наказ.

Структурные основания - законы, суд, госаппарат, отряды принуждения, парт. дисциплина, авторитет лидера, центр. и регион. структуры. Руководствуясь, антрополит принципом, выделяют такие типы оснований ПВ как страх, интерес, убеждение.  

Легитимность – признание власти обществом, ее обоснованность и необходимость. В узком – законность власти. Типы:

1) Легальный - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соотв. институтов, включая принуд. санкции. Основа – общее понимание норм, установленных законом.

2) Идеологический – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеолог. ценностей, которые провозглашены властью. Основа – идеолог. ценности.

3) Традиционная – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс. Основа – традиции, традиционное сознание.

4) Структурная – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих полит отношения. Основа – специфические полит структуры.

5) Персональная (харизматическая) – признание власти основано на вере масс в особые способности полит лидера, вождя. Основа – личный авторитет правителя.

6) Полит. целеообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является полит целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой полит системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности – проблема участия общества в управлении гос-м. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаки падения легитимности власти: Рост степени принуждения; Ограничение прав и свобод; Запрещение политических партий и независимой прессы; Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения); Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, гос перевороты – открытые формы недовольства режимом.

 

 

 

 

 

№ 7. Правовое государство и его принципы.

Правовое государство – организация политвласти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" госвласти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона), закреплено в ст. 2 К РФ. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах;

2) наиболее последовательное "связывание" госвласти правом, формирование для гос структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона), воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и  судебную с целью исключения злоупотреблений  ею;

– федерализма, который  дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами ИВ);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового гос-ва: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового гос-ва есть идея взаимоуправления гражд-о общества и гос-ва, предполагающая разрушение монополии гос-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы гос-ва и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового гос-ва два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Развитые институты  гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства.

Социальное гос-во – гос-во, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство гос-ва в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Возникает на базе достаточно высокого уровня эконом развития общества, позволяющего перераспределять нац-х доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать соц программы поддержки населения.

 

№ 8. Понятия структура и функции политической системы.

Полит система – упорядоченная на основе права и иных соц норм совокупность институтов (госорганов, политпартий, движений, общественных организаций и т.д.), в рамках которой проходит, политжизнь общества и осуществляется политвласть.

Полит систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с др. подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы полит системы определяются границами, в рамках которых полит решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идёт о действии закона на определённой территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае полит партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Структура полит системы:

  • институциональная (организации, учреждения),
  • нормативная (нормы правовые и моральные, полит традиции),
  • функциональная (формы и направления полит деятельности, различные полит процессы, способ и методы осущ-я власти),
  • коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и гос-м, между полит и экон подсистемами),
  • идеологическая (взгляды).

Функции полит системы:

  1. Сохранение или поддержание существующей модели полит системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Полит социализация представляет собой процесс приобретения полит знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живёт человек.
  2. Приобщение индивида к полит ценностям, следование принятым в обществе стандартам полит поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели полит системы.
  3. Жизнеспособность системы обеспечивается её способностью к адаптации к окружающей среде, её возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью полит рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
  4. Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции полит система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри её. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий.
  5. Управленческие действия полит системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счёт применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 9. Демократический режим. Современные теории демократии.

Демократия  (греч. demos - народ,  kratos - власть) -  народовластие,  форма правления государства, хар-ся признанием народа ИВ, равноправием граждан, выборностью основных органов госвласти,  соблюдением  прав  и свобод  человека.

Хар-е черты демокр. режима: 1) Признание в качестве первоисточника и первоносителя власти народа (его опред. части); 2) Выборность  представительных  органов власти; 3) Постоянное влияние общества на  госвласть 4) Равноправие граждан в смысле участия в полит жизни 5) Соблюдение  прав  и  свобод  чел  и  гражд, закрепление их в законах 6) Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание ценности мнений, интересов меньшинства 7) Полит  плюрализм и многообразие мнений 8) Разделение власти 9) Право контроля за деятельностью органов гос-ва со стороны народа.

Теории демократии:

Идентитарные теории (идентичность) – существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Минусы: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации).

Конкурентная теория – признание возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Либеральная концепция – основана на парадигме автономности личности и ее первичности по отношению к народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политвласть, в конечном счете, находится в руках людей.

Плюралистическая теория – переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, – правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что все полит силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп.

Консенсуальная теория (А. Лейхарт) – полит процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа: max автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов; пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов; коалиционное правительство; принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"