Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка
№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).
Вопросы по циклу управленческих дисциплин
№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).
ГУ – целенаправленное организующе-регулирующее воздействие гос-ва (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Гос-админ управление (ГАУ) - вид деятельности по управлению делами гос-ва, в рамках которого практически реализуется ИВ, ее органов и должностных лиц на всех уровнях ГАУ: федеральном, субъектов РФ, местном.
Публичное У - воздействие субъекта У на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями; гласное взаимодействие госаппарата и общества при принятии важных для страны (общества, населения) решений.
По определение роли, места человека как объекта У: демократический и авторитарный стили У.
По характеру
взаимоотношений центральной
По критерию использования форм собственности и владение имуществом: фед., рег., мун. (местное) и частное (корпоративное) У.
По воздействию на управляемый объект: отраслевое, межотраслевое и территориальное
По способу учета интересов объектов У: административное и экономическое.
В зависимости от срока исполнения принимаемых решений У: оперативное, тактическое и стратегическое.
Социальное управление (СУ) – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты СУ:
1. возникает в связи с
2. направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;
3. характеризуется наличием
4. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
5. объект управления
является подвластным
6. существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления)
№ 2. Особенности процесса управления в сфере гос и муниц управления и его отличие от процесса управления в бизнес-сообществе.
Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсов. Высшее звено – бизнес-элита, которая решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти.
Для этого используются следующие формы:
- регулярные запросы
- сопровождение бизнесменами
- встречи Президента РФ с
руководителями –
- персональные встречи
В ближний круг бизнесменов входят члены Совета по предпринимательству при Правительстве РФ. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, Парламенту, министрам, публикуемые в СМИ. В них обычно ставится конкретная проблема и предлагается вариант решения. Результатом таких взаимоотношений обычно является соответствующий документ, НА.
В настоящее время реализуется принцип равноудаленности бизнесменов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями, как крупного, так и малого бизнеса, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автономия, она интегрируется в реформируемую систему власти.
Позитивным показателем
Российский союз промышленников и предпринимателей – общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов. РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, содействие модернизации экономики. Представители делового сообщества объединили усилия для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, основанной на самостоятельности, равных и ясных для всех правилах поведения, РСПП сегодня – более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющих ключевые сектора экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг. РСПП объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Предприятия, представленные в РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России.
№ 3. Понятие «метод управления» и классификация методов управления.
Метод управления - способы организующего и регул-его воздействия соц. системы и институтов на управляемые объекты, определения условий их оптимального функц-ия и развития, приведения в соответствие с требованиями присущих им закономерностей.
Методы: общие (универсальные) и отраслевые (специфические).
Общие: 1. Организационные базируются на
организ-ых законах и на организ-ых отношениях
между людьми (методы организационно-
2) Экономические – сознательное испол-е объективных эк-их законов и категорий для возд-я на матер. интересы (эк-ого стимул-я (матер.поощрение), самоокупаемости (предприятия должно покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно), ценообразования (ценообр. должно находиться во взаимосвязи с налоговой системой), финансирования (организация расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами).
Отраслевые: 1. Программно-целевой (объединяет финансовые, материальные, организ-ые средства и ресурсы для точечного решения экон., социальн. и иных задач)
2. Менеджериальные (методы упр-ия, выработанные в частном бизнесе, рассм-ие деятельности гос-ва как процесса оказания услуг населению, освоение в гос-ом упр-ии таких новых для него областей как региональный и муниц. маркетинг (маркетинг земли, маркетинг жилья, маркетинг зон хоз. застройки, маркетинг инвестиций, туристический маркетинг), инновативность, командные технологии менеджмента, измерение достижений Менедж. методы основываются на децентрализации и делегировании ответств-ти независимым агентам)
3. по технологиям PR (пр.: соц. трипатризм – ген.соглашения между правительством, работодателми и профсоюзами об условиях оплаты, стимулирования труда и др. вопросов в масштабах гос-ва.
4. Ваучерный метод соц. платежей (адресное испол. соц. трансфертов через спец. счет, на который перечисляются средства из центрального, регион. или местного бюджета. Получатель имеет возможность выбирать между фирмами, службами и др. подрядчиками.
5. Соц. Контракт (заключение контракта между получателем трансфертов и фирмами, оказывающими соц. услуги - накладывает на фирмы жесткие обязательства, по выполнению принятых ими на себя соц.обязательств перед гражданами.)
№ 4. Понятие «стратегия управления» и виды стратегий в гос и муниц управлении.
Стратегия (греч. «искусство полководца») - способ достижения сложных целей.
Стратегия – прогнозирование кризисных ситуаций и антикризисное управление в различных сферах деятельности (экономической, политической, мировоззренческой и др.) внутри государств и в мировом масштабе.
Стратегическое управление (СУ) – долгосрочная ориентация по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечает цели, задачи, стратегию развития общества и задает направление деятельности каждому звену управления.
Задача гос СУ – смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей.
В зависимости от выбранного объекта СУ:
- корпоративную стратегию – стратегию организации в целом;
- бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации;
- функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования
Основа СУ – стратегические планы, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей.
Классификация стратегий:
1) По степени сложности: а) Простые – имеют в основе один хозяйственный процесс и не испытывают на себе дополнительных воздействий, б) Сложные – связаны с несколькими процессами и подвергаются интенсивному влиянию внешних условий (часто весьма неблагоприятных).
2) По направленности: а) предпринимательского типа, б) ориентированные на использование внешних возможностей, в) рационалистического типа, реализующие внутренний потенциал.
3) По объекту: а) финансовые, б) кадровые, в) производственные, г) социальные, д) маркетинговые и пр.
Исходя из содержания, говорят о стратегиях функционирования, и стратегиях развития.
№ 5. Теории бюрократии и их современная оценка.
Теории бюрократии (ТБ) – социологические концепции организации, включающие классическую ТБ М. Вебера, «реалистическую ТБ» и ряд др. Одним из основоположников ТБ является немецкий социолог Макс Вебер. Многие ученые, приступавшие в 40-50-е гг. ХХ в. к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии.
В классической ТБ чиновник рассматривается как абсолютно чуждый политики исполнитель воли вышестоящего политического руководителя. Подлинный чиновник не будет вмешиваться в политику – он скорее посвятит себя беспристрастному администрированию. Это положение в наиболее радикальной форме было раскритиковано К. Марксом, который напрямую обвинил бюрократию в узурпации политвласти и использовании ее в своих интересах, отметив: «Бюрократия имеет в своем распоряжении государство: это ее частная собственность».
«Реалистическая ТБ» на основе изучения реального опыта работы чиновников приходит к выводу, что современная бюрократия не может не быть политической. Ведь если М. Вебер прав, и чиновники действительно являются наиболее компетентной, организованной и амбициозной социальной группой, которая контролирует механизм управления, то для нее не составляет особого труда узурпировать политическую власть и манипулировать обществом в своих интересах.
На основе этой идеи родилась знаменитая доктрина «власти администрации», согласно которой реальная власть в современном обществе принадлежит бюрократии. Этот вывод многократно подтверждался политическим опытом зарубежных стран. Происходит политизация высшей гос бюрократии, тесно связанной с высшими институтами власти (президент, правительство, парламент), которая все прочнее осваивает навыки публичной политики и влияет на власть.
Идеально-типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого положения дел, когда корпоративные интересы чиновников получают преобладание над требованиями служебного долга. Бюрократия нередко действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический УА.
№ 6. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание.
Управленческое решение – сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.
УР - основной инструмент воздействия работников муниц службы на управляемый объект.
Субъекты УР – исполнительные органы МСУ – аппарат управления (глава муниц образования, руководители муниц органов ИВ, первые замы и замы главы муниц образования, муниц органов ИВ и т.д.).
Объект УР – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные УР принимаются.
Эффективность УР определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.
Процесс принятия УР
1) Основания для подготовки и принятия полномочными субъектами УР:
- Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов госвласти и МСУ);
- Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов МСУ на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных учреждений; исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.