Шпаргалка по "Управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).

Файлы: 1 файл

Вопросы - ГОСы.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

Вопросы по циклу управленческих дисциплин

№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов);  3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).

ГУ – целенаправленное организующе-регулирующее воздействие гос-ва  (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Гос-админ управление (ГАУ) - вид деятельности по управлению делами гос-ва, в рамках которого практически реализуется ИВ, ее органов и должностных лиц на всех уровнях ГАУ: федеральном, субъектов РФ, местном.

Публичное У - воздействие субъекта У  на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями; гласное взаимодействие госаппарата и общества при принятии важных для страны (общества, населения) решений.

По определение роли, места человека как объекта У: демократический и авторитарный стили У.

По характеру  взаимоотношений центральной власти с входящими в состав гос-ва  адм., нац. единицами система ГУ: координационной или субординационной.

По критерию использования форм собственности и владение имуществом: фед., рег., мун.  (местное) и частное (корпоративное) У.

По воздействию  на управляемый объект: отраслевое, межотраслевое и территориальное

По способу  учета интересов объектов У: административное и экономическое.

В зависимости  от срока исполнения принимаемых  решений У: оперативное, тактическое и стратегическое.

Социальное управление (СУ) – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты СУ:

1. возникает в связи с потребностью  организации и регулирования  деятельности людей и их организаций,  а также установления стандартов  их поведения и действий;

2. направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3. характеризуется наличием субъекта  и объекта управления;

4. субъект управления наделяется  определенным властным ресурсом;

5. объект управления  является подвластным субъектом,  сознательно-волевое поведение, которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

6. существованием между  объектом и субъектом прямой (отдание  команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления)

 

№ 2. Особенности процесса управления в сфере гос и муниц управления и его отличие от процесса управления в бизнес-сообществе.

Взаимоотношения между властью  и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсов. Высшее звено – бизнес-элита, которая решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти.

Для этого используются следующие формы:

- регулярные запросы Администрации  Президента РФ в адрес компаний  о текущей ситуации;

- сопровождение бизнесменами визитов,  поездок руководителей высших  органов власти РФ;

- встречи Президента РФ с  руководителями – представителями  бизнес-сообщества;

- персональные встречи бизнесменов  с руководителями высших органов  власти.

В ближний круг бизнесменов входят члены Совета по предпринимательству  при Правительстве РФ. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, Парламенту, министрам, публикуемые в СМИ. В них обычно ставится конкретная проблема и предлагается вариант решения. Результатом таких взаимоотношений обычно является соответствующий документ, НА.

В настоящее время реализуется  принцип равноудаленности бизнесменов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями, как крупного, так и малого бизнеса, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы  и автономия, она интегрируется в реформируемую систему власти.

Позитивным показателем влияния  власти на бизнес является создание условий  для свободного его развития. После  распада союзного государства приняты базовые законы, регулирующие отношения собственности, некоторые приобрели для бизнеса первостепенное значение «О приватизации», «Об акционерных обществах», «О банкротстве». В развитие законодательства ИВ проводится соответствующая экономическая, налоговая, денежная и валютная политика.

Российский союз промышленников и предпринимателей – общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов. РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, содействие модернизации экономики. Представители делового сообщества объединили усилия для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, основанной на самостоятельности, равных и ясных для всех правилах поведения, РСПП сегодня – более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющих ключевые сектора экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг. РСПП объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Предприятия, представленные в РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России.

 

 

 

 

 

№ 3. Понятие «метод управления» и классификация методов управления.

Метод управления - способы организующего и регул-его воздействия соц. системы и институтов на управляемые объекты, определения условий их оптимального функц-ия и развития, приведения в соответствие с требованиями присущих им закономерностей.

Методы: общие (универсальные) и отраслевые (специфические).

Общие: 1. Организационные базируются на организ-ых законах и на организ-ых отношениях между людьми (методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия).

2) Экономические – сознательное испол-е объективных эк-их законов и категорий для возд-я на матер. интересы (эк-ого стимул-я (матер.поощрение), самоокупаемости (предприятия должно покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно), ценообразования (ценообр. должно находиться во взаимосвязи с налоговой системой), финансирования (организация расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами).

Отраслевые: 1. Программно-целевой (объединяет финансовые, материальные, организ-ые средства и ресурсы для точечного решения экон., социальн. и иных задач)

2. Менеджериальные  (методы упр-ия, выработанные в частном бизнесе, рассм-ие деятельности гос-ва как процесса оказания услуг населению, освоение в гос-ом упр-ии таких новых для него областей как региональный и муниц. маркетинг (маркетинг земли, маркетинг жилья, маркетинг зон хоз. застройки, маркетинг инвестиций, туристический маркетинг), инновативность, командные технологии менеджмента, измерение достижений Менедж. методы основываются на децентрализации и делегировании ответств-ти независимым агентам)

3. по технологиям PR (пр.: соц. трипатризм – ген.соглашения между правительством, работодателми и профсоюзами об условиях оплаты, стимулирования труда и др. вопросов в масштабах гос-ва.

4. Ваучерный метод соц. платежей (адресное испол. соц. трансфертов через спец. счет, на который перечисляются средства из центрального, регион. или местного бюджета. Получатель имеет возможность выбирать между фирмами, службами и др. подрядчиками.

5. Соц. Контракт (заключение контракта между получателем трансфертов и фирмами, оказывающими соц. услуги - накладывает на фирмы жесткие обязательства, по выполнению принятых ими на себя соц.обязательств перед гражданами.)

 

№ 4. Понятие «стратегия управления» и виды стратегий в гос и муниц управлении.

Стратегия (греч. «искусство полководца») - способ достижения сложных целей.

Стратегия – прогнозирование кризисных ситуаций и антикризисное управление в различных сферах деятельности (экономической, политической, мировоззренческой и др.) внутри государств и в мировом масштабе.

Стратегическое управление (СУ) – долгосрочная ориентация по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечает цели, задачи, стратегию развития общества и задает направление деятельности каждому звену управления.

Задача гос СУ – смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей.

В зависимости от выбранного объекта СУ:

- корпоративную стратегию – стратегию организации в целом;

- бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации;

- функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования

Основа СУ – стратегические планы, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей.

Классификация стратегий:

1) По степени сложности: а) Простые – имеют в основе один хозяйственный процесс и не испытывают на себе дополнительных воздействий, б) Сложные – связаны с несколькими процессами и подвергаются интенсивному влиянию внешних условий (часто весьма неблагоприятных).

2) По направленности: а) предпринимательского типа, б) ориентированные на использование внешних возможностей, в) рационалистического типа, реализующие внутренний потенциал.

3) По объекту: а) финансовые, б) кадровые, в) производственные, г) социальные, д) маркетинговые и пр.

Исходя из содержания, говорят о  стратегиях функционирования, и стратегиях развития.

 

№ 5. Теории бюрократии и их современная оценка.

      Теории бюрократии (ТБ) – социологические концепции организации, включающие классическую ТБ М. Вебера, «реалистическую ТБ» и ряд др. Одним из основоположников ТБ является немецкий социолог Макс Вебер. Многие ученые, приступавшие в 40-50-е гг. ХХ в. к изучению формальных организаций, опирались на веберовскую модель бюрократии.

      В классической  ТБ чиновник рассматривается  как абсолютно чуждый политики  исполнитель воли вышестоящего  политического руководителя. Подлинный  чиновник не будет вмешиваться  в политику – он скорее посвятит себя беспристрастному администрированию. Это положение в наиболее радикальной форме было раскритиковано К. Марксом, который напрямую обвинил бюрократию в узурпации политвласти и использовании ее в своих интересах, отметив: «Бюрократия имеет в своем распоряжении государство: это ее частная собственность».

    «Реалистическая  ТБ» на основе изучения реального опыта работы чиновников приходит к выводу, что современная бюрократия не может не быть политической. Ведь если М. Вебер прав, и чиновники действительно являются наиболее компетентной, организованной и амбициозной социальной группой, которая контролирует механизм управления, то для нее не составляет особого труда узурпировать политическую власть и манипулировать обществом в своих интересах.

    На основе этой идеи  родилась знаменитая доктрина «власти администрации», согласно которой реальная власть в современном обществе принадлежит бюрократии. Этот вывод многократно подтверждался политическим опытом зарубежных стран. Происходит политизация высшей гос бюрократии, тесно связанной с высшими институтами власти (президент, правительство, парламент), которая все прочнее осваивает навыки публичной политики и влияет на власть.

    Идеально-типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого положения дел, когда корпоративные интересы чиновников получают преобладание над требованиями служебного долга. Бюрократия нередко действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический УА.

№ 6. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в административном управлении: его основные этапы и содержание.

Управленческое  решение – сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.

УР - основной инструмент воздействия работников муниц службы на управляемый объект. 

Субъекты УР – исполнительные органы МСУ – аппарат управления (глава муниц образования, руководители муниц органов ИВ, первые замы и замы главы муниц образования, муниц органов ИВ и т.д.).

Объект УР – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные УР принимаются.

Эффективность УР определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.

Процесс принятия УР

1) Основания для подготовки и принятия полномочными субъектами УР:

- Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов госвласти и МСУ);

- Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов МСУ на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных учреждений; исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"