Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка
№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).
№ 30. Принципы, цели и задачи муниципального управления в РФ.
Принципы МУ – обусловленные природой МСУ коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов МСУ, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы:
1. самостоятельности решения вопросов местного значения.
2. организационного обособления органов МСУ в системе управления государством и взаимодействие с органами госвласти в осуществлении общих задач и функций.
3. соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов МСУ.
4. ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.
5. многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.
6. соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
7. законности в организации и деятельности органов МСУ.
8. гласности деятельности органов МСУ.
9. коллегиальности и единоначалия в деятельности органов МСУ.
10. госгарантии муниципального управления.
В задачи господдержки МСУ входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития МСУ, оказание содействия населению в осуществлении права на МСУ.
Вопросы по циклу политико-правовых дисциплин
№ 1. Сущность и признаки права.
Сущность права – регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных соц сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества.
Право (в общесоц смысле) – социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других.
Право (в юр смысле) – установленные (санкционированные) государством, госвластью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Признаки:
Нормативность – право состоит из норм. Нормы права – правила поведения общего характера, поскольку адресуются не конкретным лицам, а неопределенному множеству людей и организаций.
Общеобязательность присуща только праву. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан.
Системность права - нормы, из которых состоит право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Право – единая в масштабах всего государства их система.
Государственно-волевой характер – выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части.
Формальная определенность – подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность.
Гарантированность - государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.
№ 2. Норма права, институт права и система права.
Право - система установленных или санкционированных гос-м норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.
Нормы права – установленное (санкционированное) гос-м и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений. НП:
1) представляют собой правила поведения людей в обществе;
2) выступают правилами поведения
общего характера, т. е.
3) являются результатом
Признаки НП: 1) общеобяз-ть; 2) формал. опред-ть; 3) связь с гос-вом (устан. гос. органами и обесп. гос. принужд.); 4) неперсонифицированность; 5) предоставительно-обязывающий хар-р; 6) системность (связь с др. нормами); 7) неоднократность действия; 8) целевое назначение.
Институт Права – упоряд. совокуп. юр. норм, рег-х опред. вид (группу) обществ. отнош., выдел по принципу предмета регулирования. Виды ИП:
- По сфере распространения: отраслевые; межотраслевые;
- По правовому характеру: материальные – регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод; процессуальные – регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т. п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав.
- По выполняемым функциям: регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; учредительные – закрепляют правовой статус субъектов общественных отношений; охранительные – охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают их от пагубного воздействия с чьей-либо стороны.
- По внутренней структуре - простые (они не содержат в себе каких-либо внутренних образований) и сложные (имеют в составе мелкие самостоятельные элементы – субинституты).
Система Права - внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты. Характеризуется:1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. 2) объективностью. 3) иерархичностью построения составляющих ее правовых норм.
В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права.
№ 3. Нормативно-правовые акты государственного управления.
Правовой акт управления – вид юр акта, основанное на законе одностороннее юр-властное волеизъявление органов ГУ и их долж-х лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Основные черты ПА управления:
Классификация НПА:
По юридическим свойствам:
По форме выражения: словесные (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными;
По сроку действия: бессрочные, срочные и временные;
По территории действия: на всей территории РФ, на территории неск. субъектов РФ (межтерриториальные), на территории субъектов РФ, на территории муниц образования, на территории учреждения (локальные).
По органу, издавшему акт: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ИВ, органов ИВ субъектов РФ, органов МСУ, осущ-х исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений;
По характеру компетенции: общей, межотраслевой, отраслевой, специальной.
По наименованиям: указы, постановления, распоряжения, приказы, указы, инструкции, решения, правила, положения и др.;
По функциональной роли: плановые, методические, кадровые, финансовые и др.
В зависимости от порядка принятия: коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); единоличные (принимаются руководителями органа ГУ) ПА.
По степени сложности: простые (рутинные), сложные, уникальные.
№ 4. Законотворческий процесс: понятие, содержание, стадии. Вето.
Законотворческий процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона. Стадии:
1) законодательная инициатива (внесения законопроекта в Госдуму) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
2) рассмотрение законопроектов в Госдуме – как правило, рассматривается трижды;
3) принятие законов Госдумой – принимаются, если они одобрены 2/3 голосов. Принятые законы в 5-дневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
4) одобрение законов в Совете Федерации – одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
5) подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Госдуму на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Президент РФ подписывает в недельный срок;
6) опубликование и вступление в силу – через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после офиц. Опубл-я полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ»).
Вето (от лат. veto - запрещаю) – является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.
Вето может быть:
Абсолютным – когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.
Относительным – может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2/3, голосов сената и палаты представителей.
В РФ вето Президента может быть преодолено
следующим образом. Если Президент
РФ в течение 14 дней с момента
поступления ФЗ отклонит его, то Госдума
и Совет Федерации в
Если при повторном
№ 5. Понятие и структура механизма государства.
Механизмом государства – систему госорганов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать госвласть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход – представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы. Признаки механизма государства: