Шпаргалка по "Управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).

Файлы: 1 файл

Вопросы - ГОСы.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

 

№ 30. Принципы, цели и задачи муниципального управления в РФ.

Принципы МУ – обусловленные природой МСУ коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов МСУ, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Принципы:

1. самостоятельности решения вопросов местного значения.

2. организационного обособления органов МСУ в системе управления государством и взаимодействие с органами госвласти в осуществлении общих задач и функций.

3. соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов МСУ.

4. ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.

5. многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.

6. соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

7. законности в организации и деятельности органов МСУ.

8. гласности деятельности органов МСУ.

9. коллегиальности и единоначалия в деятельности органов МСУ.

10. госгарантии муниципального управления.

В задачи господдержки МСУ входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для  становления и развития МСУ, оказание содействия населению в осуществлении  права на МСУ.

Вопросы по циклу политико-правовых дисциплин

№ 1. Сущность и признаки права.

Сущность права – регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных соц сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества.

Право (в общесоц смысле) – социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других.

Право (в юр смысле) – установленные (санкционированные) государством, госвластью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения.                 Признаки:

Нормативность – право состоит из норм. Нормы права – правила поведения общего характера, поскольку адресуются не конкретным лицам, а неопределенному множеству людей и организаций.

Общеобязательность присуща только праву. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан.

Системность права - нормы, из которых состоит право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Право – единая в масштабах всего государства их система.

Государственно-волевой  характер – выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части.

Формальная определенность – подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность.

Гарантированность -  государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.

 

№ 2. Норма права, институт права и система права.

Право - система установленных или санкционированных гос-м норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.

Нормы права – установленное (санкционированное) гос-м и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений. НП:

1) представляют собой правила  поведения людей в обществе;

2) выступают правилами поведения  общего характера, т. е. рассчитаны  на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов.

3) являются результатом сознательно-волевой  деятельности людей, т. е. возникают  не случайно и не спонтанно,  выражают волю господствующих  или влиятельных в данном обществе социальных сил, всего народа. Кроме того, правовые нормы адресованы тем участникам правоотношений, у которых существует возможность выбора варианта поведения.

Признаки НП: 1) общеобяз-ть; 2) формал. опред-ть; 3) связь с гос-вом (устан. гос. органами и обесп. гос. принужд.); 4) неперсонифицированность; 5) предоставительно-обязывающий хар-р; 6) системность (связь с др. нормами); 7) неоднократность действия; 8) целевое назначение.

Институт Права – упоряд. совокуп. юр. норм, рег-х опред. вид (группу) обществ. отнош., выдел по принципу предмета регулирования.  Виды ИП:

- По сфере распространения: отраслевые; межотраслевые;

- По правовому характеру: материальные – регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод; процессуальные – регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т. п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав.

- По выполняемым функциям: регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; учредительные – закрепляют правовой статус субъектов общественных отношений; охранительные – охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают их от пагубного воздействия с чьей-либо стороны.

- По внутренней структуре - простые (они не содержат в себе каких-либо внутренних образований) и сложные (имеют в составе мелкие самостоятельные элементы – субинституты).

Система Права - внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты. Характеризуется:1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. 2) объективностью. 3) иерархичностью построения составляющих ее правовых норм.

В системе права можно  выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 3. Нормативно-правовые акты государственного управления.

Правовой акт управления – вид юр акта, основанное на законе одностороннее юр-властное волеизъявление органов ГУ и их долж-х лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Основные черты ПА управления:

  • является разновидностью юр акта;
  • представляет собой юр вариант управленческого решения;
  • носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;
  • исходит от компетентного субъекта ГУ;
  • является результатом одностороннего юр волеизъявления;
  • определяет правила поведения в сфере ГУ или индивидуально определяет поведение адресата;
  • применяется в определенном процессуальном порядке;
  • издается, как правило, в форме документа;
  • имеет определенную структуру;
  • обеспечивается системой правовых средств;
  • несоблюдение, неисполнение ПА влечет наступление негативных юр последствий.

Классификация НПА:

По юридическим  свойствам: 

  • НА управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юр основу управленческой деятельности),
  • индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела),
  • нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме  выражения:  словесные (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; 

По сроку  действия: бессрочные, срочные и временные; 

По территории действия: на всей территории РФ, на территории неск. субъектов РФ (межтерриториальные), на территории субъектов РФ, на территории муниц образования, на территории учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ИВ, органов ИВ субъектов РФ, органов МСУ, осущ-х исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; 

По характеру  компетенции: общей, межотраслевой, отраслевой, специальной.

По наименованиям: указы, постановления, распоряжения, приказы, указы, инструкции, решения, правила, положения и др.; 

По функциональной роли: плановые, методические, кадровые, финансовые и др.

В зависимости  от порядка принятия: коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством);  единоличные (принимаются руководителями органа ГУ) ПА.

По степени  сложности: простые (рутинные), сложные,  уникальные.

 

№ 4. Законотворческий процесс: понятие, содержание, стадии. Вето.

Законотворческий процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона. Стадии:

1) законодательная инициатива (внесения законопроекта в Госдуму) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

2) рассмотрение законопроектов  в Госдуме – как правило, рассматривается трижды;

3) принятие законов  Госдумой – принимаются, если они одобрены 2/3 голосов. Принятые законы в 5-дневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

4) одобрение законов  в Совете Федерации – одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

5) подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Госдуму на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Президент РФ подписывает в недельный срок;

6) опубликование и  вступление в силу – через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после офиц. Опубл-я полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ»).

Вето (от лат. veto - запрещаю) – является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может  быть:

Абсолютным – когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительным – может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2/3, голосов сената и палаты представителей.

В РФ вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент  РФ в течение 14 дней с момента  поступления ФЗ отклонит его, то Госдума  и Совет Федерации в установленном К РФ порядке вновь рассм-т закон.

Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

 

 

 

 

 

№ 5. Понятие и структура механизма государства.

Механизмом  государства – систему госорганов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать госвласть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма  государства используют структурно-функциональный подход – представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.   Признаки механизма государства:

  1. наличие системы госорганов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности госаппарата;
  2. сложная структура;
  3. взаимообратная связь между функциями гос-ва и госмеханизмом;
  4. решение задач по обеспечению управления гос-м и выполнению госфункций.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению"