Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка
№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).
2) Процедура разработки УР:
- Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.
- Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
- Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
- Установка соответствия решения действующему законодательству и уставным документам организации.
3) Формы реализации УР: предписание, деловая беседа, разъяснение, обучение, заседание, отчет и др.
№ 7. Основные системы госслужбы зарубежных стран.
«Госслужащим» или «служащим общественного сектора» в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти.
С юр. (.) зрения (республика по форме, правления и федерация по форме ГУ):
США не существует единой госслужбы. Она
как бы разделена по административно-
1. Руководители министерств и ведомств, назначаемые президентом (450 чел.);
а) служба высших руководителей (СВР)
б) дипломатическая служба и др. госорганы.
Великобритания (конституционная монархия). Гражданскими (гос) служащими являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие з/п из средств, выделяемых парламентом.
В соответствии с принципом отделения
ГУ от политики, положенным в основу госслужбы
Великобритании, все гос-е должностные
лица подразделены на 2 основные категории:
политиков и администраторов-
Франция (республика). Госслужба – официально «общественная служба». Понятие «госслужащие» объединяет всех тех, кто служит в центральных и местных органах власти, 2/3 состоят на службе местных коллективов. Систему центральной госслужбы формально возглавляет премьер-министр, подписывающий все распоряжения, регламентирующие работу служащих. В настоящее время во Франции существует специальное Министерство госслужбы. В организации госслужбы Франции сочетаются система найма («открытая госслужба») и система карьеры («закрытая госслужба»), госслужащие делятся на две большие группы:
2. Служащие-чиновники, постоянно работающие в системе госслужбы и составляющие её костяк. Чиновником является лицо, назначенное на const должность. Включённое в определенный корпус (штат) госслужащих и получившее определенный ранг - разряд) в иерархии административных органов, служб, учреждений государства или местных коллективов.
№ 8. Основные принципы формирования и функционирования ИВ в субъектах РФ.
Система исполнительных органов госвласти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конст-о строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации З (П) И И органов госвласти субъектов РФ» от 06.10.99 № 184-ФЗ
Органы ИВ субъектов РФ отличаются большим разнообразием даже в субъектах, относящихся к одной и той же разновидности, например в республиках (краях). С (.) зрения главных признаков: возрождающиеся, зрелые, угасающие, конструктивные и деструктивные, кратковременные и затяжные.
По коммуникативной
По отношению к отдельному субъекту к. бывают внутренние (внутриличностные, возникают, когда существует проблема выбора, несовпадение внешних требований и внутренней позиции личности, невозможность реализации себя на работе и т.д.) и внешние (межличностные, межгрупповые, при столкновении материальных потребностей (за одну работу получают неодинаково), при несовпадении групповых и индивидуальных норм поведения и т. д.).
Система органов ИВ в субъектах Федерации классифицируется по различным признакам:
№ 9. Понятие муниципального управления, его цели, задачи и принципы.
Муниципальное управление (МУ) - осуществление управленческих функций местным сообществом (муниципальной территорией). В узком: сознательное целенаправленное воздействие по реализации власти на муниципальной территории.
Объекты МУ - муниц службы, муниц собственность, бюджет.
МСУ занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между гос-м и населением. МСУ обладает всеми признаками власти и прежде всего главным – обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниц образования. Осуществление МСУ обеспечивается посредством реализации функций МУ. Для этого муниц сообществами создаются органы МСУ.
Деятельность органов госвласти и МСУ строится на принципах взаимодействия: – законности; – добровольности;
– учета Совместных интересов и взаимной ответственности; – сохранение независимости муниципальной власти.
МСУ в системе госустройства решает следующие задачи: – укрепление основ народовластия; – создание условий для обеспечения жизненных интересов населения; – стабилизация полит системы; – подготовка кадров для муниц органов.
Принципы МУ - правила, исходные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы МУ в конкретных условиях местного сообщества. Они позволяют формировать систему МУ и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
Основные принципы управления на местном уровне:
– самостоятельность конституционного института МСУ как особой формы осуществления народной власти;
– территориально-поселенческий принцип;
– отнесение к компетенции органов МСУ дел местного значения;
– соразмерность матер-фин ресурсов функциям и полномочиям МСУ;
– сочетание форм непосредственной и прямой демократии в организации МСУ;
– формирование основных институтов МСУ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании;
– приоритетная роль представительных органов в нормативном регулировании общественных отношений, принятии бюджета, соц-экон программ, распоряжении муниц собственностью;
– исключительное право населения на самостоятельное определение системы,
– структуры и функций МСУ;
– осуществление органами МСУ отдельных госполномочий при условии обеспечения их деятельности матер-техн ресурсами;
– обязательность актов органов МСУ;
– гос соцгарантии для руководителей органов МСУ и др. должностных лиц, входящих в систему МСУ;
– право органов МСУ на совместную деятельность, образование ассоциаций и вступление в междунар организации МСУ;
– судебная защита прав и законных интересов и органов МСУ, и территорий, и проживающих на территории граждан;
– ответственность органов МСУ перед населением.
№ 10. Конфликт: понятие, типы, диагностика. Управление конфликтом в аппарате административного управления.
Конфликт – противоречие, возникающее между людьми и коллективами в процессе их совместной т/деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Различают:
1. Конфликты между политическими и гос-админ
(групповыми и индивидуальными) субъектами
(структурами) – конфликт принципов и
критериев, которые, с одной стороны, ориентируют
деятельность госинститутов на закрепление
и стабилизацию политвласти, а с другой
- нацелены на макроэкономическое регулирование
общественных отношений. Например, реорганизация
(ее планы) госаппарата, не учитывающая
нужды и интересы госслужащих.
2. Конфликты между гос-админ структурами и организациями гос и частного секторов.
а) конфликты между органами ГУ и подчиненными им предприятиями – госорганы пытаются усилить свой контроль, а госпредприятия - освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств;
б) между отдельными госпредприятиями, и конфликты между госучреждениями и частным сектором – неполное исполнение государством своих обязанностей (например, по охране правопорядка, осуществлению финансового надзора);
3. Конфликты между ведомствами, министерствами и др. организационно оформленными звеньями управления. Они наиболее характерны для гос-админ сферы.
а) борьба за ослабление зависимости от др. верт и гориз структур, корпоративными интересами служащих, различиями в статусных и текущих полномочиях (объем функций в управлении, уровень морального признания и престижа и др.);
б) Борьба за долю ведомства (организации) в бюджете – авторитет и вес того или иного ведомства в госсекторе зависят именно от доли средств, которую оно контролирует.
в) Противоречия между органами, выполняющими координирующие функции (мин экономики) и отраслевыми министерствами (например, министерствами электронной промышленности, приборостроения и т.п.);
4. Конфликты между центральными, региональными и местными органами ГУ – специфические интересы населения отдельных территорий ("наверху" нередко плохо учитывают местную специфику).
5. Функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри госорганизаций и учреждений.
а) между структурными звеньями и организацией в целом;
б) между отдельными - в т.ч. линейными и функциональными, иерархически подчиненными и не находящимися в вертикальном соподчинении - подразделениями, ролевыми и фактическими свойствами субъектов управления.
6. Неформальные конфликты внутри и между отдельными госучреждениями – неформальные факторы, противоречия, порожденные расхождением в воззрениях, ценностях, установках и прочих компонентах сознания служащих, могут иметь внеролевой характер, т.е, транслировать в госорганизации идеологические, политические, культурные и иные - например, бытовые - противоречия, которые складываются в социальной среде.
№ 11. Понятие "эффективность управления" и подходы к ее измерению на разных уровнях госвласти и управления.
Эффективность (лат. Effectivus) - достигающий определенного эффекта, действенные меры.
Эффективность - интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям и задачам организации.
Все подходы к определению сущности эффективности организации разделят на три группы:
- Частная экономическая
- Социально-экономическая
- Эффективность управления.
Последний определяется путём сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на процесс управления.
Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.
Измерения эффективности в органах ГУ и власти:
- выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);
- реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей).
Критерии эффективности управления включают ряд показателей:
- эффективность системы управления – конечные результаты деят-ти организации, и затраты на управления.
- содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений (нормативные хар-ки аппарата управления: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность).
- рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К cтpyктурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.
Критерии эффективности ГУ:
- степень соответствия содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников параметрами, определенные вышестоящим руководством;
- соблюдение установленных норм;
- степень влияния управленческой деятельности на развитие управленческих объектов;