Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:21, шпаргалка
№ 1. Виды управления и особенности социального управления. Управление – процесс, направленный на достижение цели. Виды У: 1) механическое (техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое (процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (общественными процессами, людьми, организациями).
Муниципалитеты - автономно действующие образования в пределах предоставленных им полномочий. Значительные полномочия имеют постоянные и временные комитеты местных представительных органов. Они могут быть отраслевыми - по конкретным направлениям муниципальной деятельности, функциональными - по наиболее общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юстиции и т.д.) и территориальными по вопросам комплексного развития определенных районов. В странах с англосаксонской моделью утвердился принцип «позитивного регулирования» деятельности органов МС, согласно которому они вправе совершать только действия предписанные законом. Источником компетенции местных органов (Великобритания) являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов.
Общий гос контроль за деятельностью местных органов осуществляется при помощи инспектирования. В США функционирование муниципалитетов регулируется штатами. Правовой статус учреждений, занимающихся вопросами МСУ, различен от структурного подразделения в одних штатах до департамента в других. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями. Наряду с этим, губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов МСУ путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.
Континентальная модель. (Франция) Основывается на сочетании «прямого ГУ на местах» и МСУ. Часто называют французской (наполеоновской). Характерно прямое ГУ на местах во всех адм.-террит. единицах.
Муниципалитеты - коммуны, не могут оказывать услуги населению, поэтому тесно взаимодействуют с государственными структурами на местном уровне. Во Франции комиссар Республики – «хранитель» власти государства в департаменте. С целью обеспечения национальных интересов ему вверено наблюдение за исполнением законов, регламентов и правительственных решений. Под руководством министров он управляет государственными службами в департаменте, аналогичное положение занимает комиссар Республики в регионе. В странах с КМ утвердился принцип негативного регулирования деятельности органов МС, в соответствии с которыми они вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. КМ напоминает иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает цепкая сеть агентов на местах.
Смешанная модель. В некоторых странах (Германия, Япония) функционирует смешанная модель МСУ, которая имеет сходство с вышеперечисленными моделями, обладая при этом специфическими чертами. Так, в некоторых звеньях МСУ выборный орган является одновременно и звеном МСУ, и представителем гос администрации.
В Германии имеются административные единицы - правительственные округа, в которых ведущее положение в управлении занимают правительственные президенты, назначаемые правительствами земель. Правительственный президент обладает широкими полномочиями в области контрольной и надзорной деятельности за органами коммунального управления. Правительственные президенты и их аппарат представляют собой систему местного управления, построенную на принципах административного подчинения. Ее низовое звено - главы администраций районов (ландраты или районные директора) - являются одновременно и госчиновниками, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления. Не всегда можно провести четкое различие между прямым ГУ на местах и исполнительными органами МС (местной администрацией), поскольку последние часто наделяются общегос монополиями. Так, например, в каждом департаменте действует губернатор, который является одновременно и агентом правительства, и главой местной администрации.
№ 17. Причины, процесс формирования и контроль реализации федеральных целевых программ.
Особенности и достоинства ФЦП:
- направленность на решение комплексных задач, стоящих перед РФ как гос-м и как соц-экон системой;
- более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
- более открытый и гласный по сравнению с др. методами гос финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
- высокая степень прозрачности госзаказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств гос бюджета;
- наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
- возможность в рамках программ комбинировать
и объединять усилия органов власти различных
уровней и частного сектора экономики.
ФЦП – увязанный по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально-экономических,
организационных и других мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение целевых
задач в области государственного, экон
и соц развития РФ.
ФЦП формируется и законодательно оформляется нормативным документом (указ, постановление (распоряжение) Правительства РФ), который регламентирует цели, сроки, итоги и контроль за исполнением программы.
№ 18. Госслужба как институт, его цели, принципы организации и функционирования
ГС – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий госорганов. Она осуществляется на госдолжностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.
Институт ГС – правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов МСУ) его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение служб. Соединяясь между собой, государственно-служебные нормы образуют институт ГС.
Основными принципами построения и функционирования системы ГС являются:
Реализация принципов
Общая цель ГС – управление госделами, связанное с разделением госвласти на: законодательную, исполнительную, судебную. Цели ГС как административно-правового института: (цели и задачи гос. сл. не прописаны в ФЗ и поэтому чаще связаны с задачами госорганов, но можно выделить общие – след.)
№ 19. Понятие «орган ГУ». Классификация (виды) органов ГУ.
Госорган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть госаппарата. Госорган хар-ся определенной экон и фин самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.
Классификация:
По уровням управления: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (МСУ).
По видам организационно-правовой формы деятельности: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; госкомитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.
По объему и характеру компетенции:
-общей - социальное управление (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экон и соц-культ развитием соответствующего террит образования (правительство и администрация);
-отраслевой - частные функции гос и муниц управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности (министерства, главные управления, управления, отделы);
-межотраслевой - общие функции гос и муниц управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся правительства, администрации, комитеты;
-специальной - исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России).
По территориальной сфере деятельности:
- Федеральные органы ГУ (федеральные органы ИВ):
-высший орган ГУ общей компетенции - Правительство РФ;
-центральные органы ГУ отраслевой компетенции - министерства РФ;
-центральные органы ГУ межотрасл. компетенции - госкомитеты РФ;
-центральные органы ГУ по осуществлению специальных испол-х, контрольных, разрешительных или надзорных функций - федер комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры.
- Органы ГУ субъектов РФ (органы ИВ субъектов РФ), включающие:
- высший орган ГУ субъекта РФ - орган общей компетенции.
- органы ГУ субъекта РФ отраслевой компетенции - управления, отделы.
- органы ГУ субъекта РФ межотраслевой компетенции - комитеты.
- Органы муниц управления (исполнительные органы МСУ) городских, сельских поселений и др. территорий:
-органы МСУ общей компетенции - администрации городов, поселков, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), других МО; -органы МУ отраслевой компетенции - управления, отделы городов, районов (уездов);-органы МУ межотраслевой компетенции - комитеты городов, районов (уездов).
По порядку принятия управленческих решений: коллегиальность управления – состоит из группы должностных лиц – членов коллегиального органа, которые принимают решения большинством голосов; единоначалие управления – возглавляется одним лицом – руководителем органа, который принимает в пределах его компетенции управленческие решения и несет личную ответственность за деятельность руководимого им органа управления (министерства, администрации территориальных образований, управления, отделы).
№ 20. Административные реформы: цели, задачи и основные направления реализации.
АР – комплекс мероприятий госвласти по совершенствованию организации исполнительного аппарата гос-ва - гос. администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Концепция АР:
-реализацию комплекса
мер в области внедрения в
деятельность органов ИВ
-внедрение стандартов гос и муниц услуг;
-разработку и внедрение
административных и
-повышение эффективности системы закупок для гос и муниц нужд;
-создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;
-создание механизмов
досудебного обжалования и
-завершение пересмотра
избыточных и дублирующих
-реформу контрольно-надзорных
органов, развитие системы
-реформирование
-обеспечение прозрачности
и эффективности
Основные мероприятия АР 2006 - 2008 гг.:
I этап (конец 2005 г.) - разработка и принятие первоочередных НПА, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов ИВ, разработка методической базы; координация действий федеральных органов ИВ и органов ИВ субъектов РФ.