Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

 

В условиях развивающихся рыночных отношений согласно требованиям  международной практики бухгалтерского учета затраты подразделяют на расходы, обусловленные производством

продукции (производственные затраты), и расходы, обусловленные отчетным периодом (месяцем), в котором они  возникли (периодические затраты).

 

К производственным относятся все  прямые затраты и общепроизводственные, а к периодическим - расходы на управление предприятием и сбытовые.

 

 

 

  1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки  управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике.

 

Менеджмент – это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

 

Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

 

. ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, на запросы

 

конкретных потребителей и организацию  производства тех видов

 

продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме

 

намечаемую прибыль;

 

. постоянное стремление к повышению  эффективности производства с

 

меньшими затратами, получение  оптимальных результатов;

 

. хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия

 

решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты

 

деятельности фирмы или ее подразделений;

 

. постоянная корректировка целей  и программ в зависимости от

 

состояния рынка;

 

. конечный результат деятельности  фирмы или ее хозяйственно

 

самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе

 

обмена;

 

. необходимость использования  современной информационной базы  с

 

компьютерной техникой с целью  осуществления многовариантных

 

расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.

 

Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области, возможностью и способностью применить эти знания на практике.

 

Научные основы управления представляют собой методологическую базу управленческой практики, которая позволяет более рационально организовать систему управления. Собственно к менеджменту относятся теория руководства и практическое образование эффективного управления, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление как наука может рассматриваться с самых разных сторон: политической, экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание процесса управления. Объективно в этом процессе тесно переплетаются организационно-технические, социально-экономические и социально психологические закономерности. Поэтому знания, умения и навыки управленца должны быть комплексными по своей природе.

 

Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно. Однако отношение к нему в последние годы изменилось. Еще 10-15 лет назад в качестве основных целей менеджмента рассматривались: получение высоких прибылей и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности рабочего класса и его организаций; ведение политической, идеологической и экономической борьбы против социалистических государств.

 

Рассматривая элементы современного менеджмента, можно довольно отчетливо  выделить его инструментарий. К нему относятся конкретные методы решения  задач управления, моделирование  процессов управления, включая социальную сферу, информационное и техническое обеспечение принятия решений и др.

 

Если посмотреть на инструментарий менеджмента с позиций микроэкономики, управления предприятиями и объединениями, то необходимо сказать, что динамика внедрения передовых методов  управления здесь может быть активней, конечно, в рамках действующего и меняющегося хозяйственного механизма. Прежде всего, это касается организационных структур управления, функций и методов управления, автоматизированных систем управления (АСУ). Переоценка целей и задач АСУ с учетом собственного и зарубежного опыта, их техническая и программная модернизация уже давно стали актуальны. В отношении ориентации АСУ на решение задач менеджмента необходимо учитывать существенные отличия наших предприятий и объединений от зарубежных фирм. Пока управленческий аппарат наших предприятий направляет свое внимание в основном внутрь предприятия. Поэтому превалируют задачи технико-экономического и оперативно- календарного планирования, диспетчирования, материально-технического снабжения и т. п. Задача анализа хозяйственной деятельности, функционально- стоимостного анализа направлены на снижение издержек производства, его себестоимости, однако они слабо связаны с требованиями потребителей.

 

В переходный период в связи с  изменением политики капиталовложений в нашей стране ухудшается положение крупных предприятий и объединений тяжелой промышленности. Уменьшение капиталовложений в тяжелую промышленность с учетом межрегиональных связей может привести к резкому сокращению заказов, а в условиях хозрасчета - к тяжелому финансовому положению некоторых крупных предприятий и объединений. Поэтому опыт зарубежных фирм в области диверсификации, разукрупнения предприятий с предоставлением большей самостоятельности отделениям и филиалам требует тщательного изучения. Ориентация руководителей высшего звена на стратегическое планирование, на изучение опыта работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами новые задачи, выявить потребность в новом инструментарии управления.

 

  1. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школы менеджмента.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, разработанных с целью  повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

 

Менеджмент как научная дисциплина прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный менеджмент, в котором используются подходы, принципы, и методы накопленные за тысячи лет практики.

 

1. Школа научного менеджмента  - основателем считается Фредерик  Тейлор (1856-1915), он разработал нормирование  труда (изучил затраты рабочего  времени) и занимался вопросами  подбора кадров и их расстановкой по местам.

 

Разделил процесс управления на 5 функций:

 

- планирование,

 

-организацию, 

 

- подбор и расстановку кадров,

 

- руководство,

 

- контроль.

 

Сформулировал принципы менеджмента:

 

- разделение труда, 

 

- авторитет и ответственность власти,

 

- дисциплина,

 

- вознаграждение за труд,

 

- координация (согласованность),

 

Данная школа сформировала теорию управления всей организацией.

 

2. Школа человеческих отношени) - уделяет внимание психологии  отношений, поведению и потребностям людей. Основное внимание уделяется работникам а не производству. Начало направлению положил Элтон Мэйо(1880–1945) , считал что человек, это живая машина и если с ней хорошо обращаться то ремонт не потребуется..

 

Расположил потребности в порядке  их очередности:

 

- физиологические потребности  - в пище, жилье, одежде;

 

- потребность в защищенности  –стремление к безопасности и  защиты от рисков;

 

- социальные потребности – стремление  к общению; 

 

- потребности в признании и  уважении;

 

- потребности развития – стремление к самовыражению.

 

Системный подход - основывается на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки  и хранения информации. Руководители должны рассматривать свою фирму  как систему элементов, взаимодействующимх между собой.

 

Ситуационный подход - увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы эффективно достичь целей организации, пытается определить какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

 

Менеджмент это изменчивый процесс при помощи которого профессионалы организуют, управляют ими, ставя цели и разрабатывая методы их достижения.

 

  1. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие  и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:

  • спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
  • уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
  • отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
  • нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
  • не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского менеджмента  определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и  внутренней среды придало российскому  менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

 

  1. Интеграционные процессы в менеджменте

Интеграция (лат. integration — восстановление, восполнение, от integer— целый) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

История менеджмента показывает тенденцию  движения от технократического подхода  ко все более гуманному, а также  вовлечение в область научных  и прикладных интересов менеджмента  множества знаний из сферы экономических, психологических, технических, социологических, философских наук. Изучаемые системы, явления, особенно живые, исключительно сложны и многообразны. Неслучайно считается, что личность человека — это микрокосмос по своей сложности, глубине, непознаваемости, таинственности. Особенно сильное влияние на интеграцию менеджмента с другими науками оказал системный и ситуативный подход, требующий учета многообразия управляемых систем, их свойств и качеств, фило- и онтогенетических законов развития субъектов и объектов управления и понимания системной сущности управляемых объектов. Это приводит к интеграции в науке управления.

Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают международные  рынки, новые технологии и необходимость  их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций, как сетевые, виртуальные. Общий фактор — борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"