Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

 

Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, - ее покупаемость, т.е. насколько покупатели предпочитают продукция конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий. Наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция пользуется просом, а значит , является конкурентоспособной.

 

^ Конкурентоспособность продукции  – это совокупность потребительских  и стоимостных характеристик  производимой продукции, позволяющей  ей выдерживать конкуренцию на  конкретном рынке и в определенном промежутке времени.

 

Это динамическая характеристика, а  не раз и навсегда приобретенное  свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом, и наоборот.

 

Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности  – качество продукции. Если под качеством  понимается просто совокупность потребительских  свойств продукции, то конкурентоспособность  характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. При оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной продукции, но удовлетворяющей одну и туже потребность. Параметры качества определяются из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности – из интересов и возможностей потребителя. Уровень качества продукции задается техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности его нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции.

 

Фундаментальной основой обеспечения  конкурентоспособности продукции  является формирование и обеспечение  конкурентных преимуществ, которые  часто отожествляют с конкурентоспособностью.

 

^ Конкурентное преимущество продукции  – это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. Этому способствует низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентное преимущество, в отличие от потенциальной возможности, это факт, который фиксируется на основании очевидных предпочтений покупателей.

 

Конкурентоспособность продукции  в отличие от конкурентных преимуществ  испытывает на себе сильное влияние  стратегических и тактических изменений  на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменение спроса, демографических сдвигов, природных явлений и др.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. На конкурентоспособность продукции влияет также среда функционирования: внешняя и внутренняя.

 

Оценка конкурентоспособности  продукции служит исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Она должна производиться на всех этапах движения продукции, начиная с процесса проектирования и заканчивая процессом ее эксплуатации потребителем. Потенциально основные параметры конкурентоспособности закладываются на стадии разработки продукции, но признание продукции покупателем происходит все же на рынке в момент продажи.

 

При совершении покупок каждый потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает  тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом он стремится к оптимальному соотношению между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

 

Полезный эффект для потребителя принято разделять:

 

На «жесткие параметры», которые  характеризуют степень соответствия товара принятым стандартам, количественно  определяют его основные технические  и потребительские характеристики, динамичность и т.д.

 

«Мягкие параметры» -количественно не измеримы и характеризуют свойство товара (цвет, дизайн, упаковка и т.д.) Мягкие параметры оцениваются на основе бальных оценок, выставленных экспертами.

 

Оценка конкурентоспособности  товара включает следующие этапы:

 

а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы;

 

б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;

 

в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

 

  1. Производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования

К производственным ресурсам предприятия  можно отнести: основные фонды, оборотные  средства, а также трудовые ресурсы  предприятия.

 

Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняя при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму, и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

 

К ОФ относят: здания, сооружения, рабочие  и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы  и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды.

В зависимости от степени участия  ОФ в процессе производства они классифицируются:

^ Производственные основные фонды,  прямо или косвенно участвующие  в производстве материальных ценностей

ОФ непроизводственного назначения (социальные объекты – больницы, школы, санатории и др.);

По участию в производственном процессе ОФ подразделяются:

активные – непосредственно  участвующие в процессе производства товаров, работ или услуг (машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.д.);

 

пассивные – не принимают непосредственного  участия в процессе производства, но создают необходимые условия  для его осуществления (здания, сооружения и т.д.);

Основные показатели эффективности использования основных фондов можно объединить в 4 группы:

Показатели экстенсивного использования  ОФ, отражающие уровень их использования  по времени;

Показатели интенсивного использования  ОФ, отражающие уровень использования  по мощности (производительности);

Показатели интегрального использования  ОФ, учитывающие совокупное влияние  всех вышеперечисленных факторов;

Обобщающие показатели использования  ОФ, характеризующие различные аспекты  использования (состояния) ОФ в целом  по предприятию.

К первой группе относятся:

* коэффициент экстенсивного использования  оборудования (), который определяется  как отношение фактического количества  часов работы оборудования (), к  количеству часов работы по  норме ():

* коэффициент сменности работы  оборудования (), который определяется как отношение общего количество отработанных оборудованием станко-смен () к количеству станков, работавших в наибольшую (как правило, первую) смену (n) :

* коэффициент загрузки оборудования (), который определяется (упрощенно) как отношение сменности работы () к плановой сменности оборудования ():

 

Ко второй группе относится:

* коэффициент интенсивного использования  оборудования (), который определяется  как отношение фактической производительности  оборудования () к нормативной ():

 

К третьей группе относится:

* коэффициент интегрального использования  оборудования (), который определяется  как произведение коэффициентов  экстенсивного и интенсивного  использования оборудования и  комплексно характеризует эксплуатацию  его по времени и производительности (мощности):

 

 

 

К четвертой группе относятся:

* Фондоотдача () – показатель  выпуска продукции на 1 руб. стоимости  основных фондов; определяется как  отношение объема выпуска продукции  (В) к стоимости основных производственных  фондов (Ф) за сопоставимый период времени (месяц, год):

* Фондоемкость () – величина, обратная  фондоотдаче; показывает долю  стоимости основных фондов, приходящуюся  на каждый руб. выпускаемой  продукции:

* Фондовооруженность труда (), которая  определяется как отношение стоимости основных фондов (Ф) к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену (Ч):

* Рентабельность основных производственных  фондов (Р), которая характеризует  величину прибыли, приходящуюся  на 1 руб. фондов, и определяется  как отношение прибыли (П) к стоимости фондов (Ф):

* Производительность труда () можно  определить путем умножения показателя  фондоотдачи () на показатель фондовооруженности ():

 

^ Оборотные средства.

 

Имуществом предприятия являются также оборотные средства – активы, которые представляют собой совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в стоимостной форме.

Оборотные производственные фонды - по вещественному содержанию представляют собой предметы и орудия труда, учитываемые  в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов . Эти фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла.

В состав оборотных фондов входят производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

^ Производственные запасы - это  предметы труда, подготовленные  для запуска в производственный  процесс; состоят они из сырья,  основных и вспомогательных материалов, топлива, горючего, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары и тарных материалов, запасных частей для ремонта основных фондов.

^ Незавершенное производство и  полуфабрикаты собственно изготовления - это предметы труда, вступившие  в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.

^ Расходы будущих периодов - это  невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения, хотя и не участвуют  непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения.

В состав фондов обращения входят готовая продукция; товары отгруженные, но не оплаченные; средства в расчетах; денежные средства на счетах в банках и в кассе.

Оборотные производственные фонды  и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную. Это движение оборотных фондов и фондов обращения носит одинаковый характер и составляет единый процесс. Это дает возможность объединить их в единое понятие – оборотные средства – совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Все оборотные средства постоянно  меняются в производственном цикле, переходя из сферы производства в  сферу обращения, то есть из оборотных фондов в фонды обращения и обратно. Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, затрачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

 

^ Показатели эффективности использования оборотных средств.

 

Скорость оборачиваемости оборотных  средств – показатель интенсивности  использования оборотных средств, определяется с помощью следующих  взаимосвязанных показателей:

1. Длительность одного оборота  в днях (О) определяется по формуле

или

 

где - остатки оборотных средств (среднегодовые или на конец периода), руб.;

 

Т – объем товарной продукции (по себестоимости или в ценах), руб.;

 

Д – число дней в отчетном периоде.

^ 2. Коэффициент оборачиваемости  () показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год(полугодие, квартал), и определяется по формуле

 

 

 

^ 3. Коэффициент загрузки оборотных  средств () – показатель, обратных  коэффициенту оборачиваемости. Он  характеризует величину оборотных  средств, приходящихся на единицу  реализованной продукции.

 

 

О степени использования оборотных  средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств (От), который  определяется как отношение прибыли  от реализации (П) к остаткам оборотных  средств ():

 

 

^ Трудовые ресурсы – главная  производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения, которая обладает физическими и интеллектуальными возможностями для производства благ и услуг.

 

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов заключается в  том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных уму условий и потребовать изменения условий труда, переобучения, уволиться по собственному желанию.

 

Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную  рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под «кадрами» понимается основной (штатный, постоянный), как правило квалифицированный состав работников.

 

^ Количественная характеристика  трудовых ресурсов определяется списочной, явочной и среднесписочной численностью работников. Качественная характеристика трудовых ресурсов определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых им работ.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"