Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

 

Магистратура Менеджмент.

Блок 1.

  1. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование

Экономические агенты представляют собой  субъекты, участвующие в экономических  отношениях, являющиеся непосредственными  участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей. 
В основном рассматривают три вида экономических агентов: 
1) государство;

2) фирмы (предприятия);

3) домохозяйства (индивидуальные хозяйства). 
Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну их трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют: 
1) рыночные продукты;

2) нерыночные продукты. 
Товары, производящиеся и распределяющиеся между экономическими агентами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида. 
Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно установленного взаимного и социального обмена, а также механизма обмена властно—принудительного характера. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических агентов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). 
Отчуждение представляет собой лишение права возможности этого лица использовать какой—либо фактор производства в производственном процессе и его потреблении.

Отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Исторически собственность охватывает систему юридических и экономических  отношений и рассматривается  как право владения, пользования  и распоряжения (управления) объектами собственности. Таким образом, собственность – это и отношение между людьми (субъектами), и отношение между человеком (сообществом) и субстанцией материального мира (объектом). Это второе отношение заключается в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, присвоении объекта субъектом, характеризует принадлежность объекта субъекту.

Субъект собственности – это активная сторона отношения собственности, имеющая возможность и совокупность прав, а объект собственности – это пассивная сторона, представленная веществом природы, информацией, имуществом, интеллектом. Права собственности выступают «правилами игры», упорядочивают отношения между отдельными субъектами в экономике и влияют на экономический выбор.

Отношение собственности исходит  из принципа редкости или ограниченности благ. Без какой-либо предпосылки их редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношение собственности представляет систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они никому не принадлежат или, что одно и тоже, принадлежат всем, ибо имеется свободный доступ к ним.

Право собственности укрепляется  путем добавления (спецификации) все  новых прав к совокупности правомочий или ослабляется путем отделения от совокупностей правомочий некоторых из них, что называют размыванием прав собственности.

Чем яснее определены и надежно  защищены права собственности, тем  теснее связь между действиями экономических  субъектов и их благосостоянием. Тем самым «спецификация» побуждает собственников к принятию экономически наиболее эффективных решений. «Размывание» прав собственности снижает подобный побудительный мотив. Такой результат может иметь место при нечетком установлении прав, при плохой их защите, либо в условиях действия исключений и ограничений различного рода.

Процесс хозяйствования – это использование субъектами экономических отношений благ по целевому назначению .Хозяйствование, выступая в виде экономической категории, относится не к состоянию, а к конкретному процессу. 
С теоретической стороны собственность и хозяйствование, оба выступающие в виде экономических категорий, отличаются друг от друга свойственными им признаками: состоянием и процессом.

 

  1. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. 
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. 
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует. 
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса. 
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. 
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве. 
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматриваетсясовокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. 
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения. 
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменныхфакторах. 
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.

ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения. 
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной ценеи равновесному количеству. 
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения. 
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обменобычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

 

 

 

  1. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)

Теории поведения потребителя  и производителя это теоретические  концепции,характеризующие реакцию  потребителей и производителей на изменение конъюнктуры рынка. Рынок — совокупность экономических отношений,отражающих взаимодействие спроса и предложения,потребителей и производителей. Конъюнктура рынка определяется степенью сбалансированности спроса и предложения,которые формируются под воздействием поведения потребителей и производителей. Следовательно,поведение потребителя является одним из важнейших факторов спроса,а поведение производителя — одним из важнейших факторов предложения. Спрос — экономическая категория,характеризующая объем товаров,который потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени на определенном рынке. Спрос — это,иначе говоря,платежеспособная потребность. Величина спроса зависит от множества факторов. Основными факторами,оказывающими влияние на спрос,являются: 1) цена предлагаемого товара; 2) качественные характеристики товара; 3) уровень доходов покупателей; 4) потребительские предпочтения; 5) потребительские ожидания; 6) цены на сопряженные товары; 7) насыщенность рынка; 8) общеэкономические показатели: а) ставка рефинансирования; б) проценты ставки по вкладам (депозитам) населения; 9) политические факторы; 10) демографическая ситуация; 11) социально-культурные факторы и др.Предложение — количество товаров,представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене. Предложение формируется под воздействием множества различных причин — факторов предложения. Факторы предложения делятся на две большие группы. 1.Внешние — факторы,влияние которых не зависит от деятельности предприятия. К числу внешних факторов относятся: социально-экономические,такие как: (платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам населения; демографическая ситуация,определяемая численностью населения и возрастной структурой потребностей); культурные; этнические; политические. 2.Внутренние факторы — факторы,влияние которых может контролироваться со стороны администрации предприятия. К числу внутренних факторов относятся: 1) степень объективности и детализации прогноза спроса на продукцию,составленного службой маркетинга; 2) уровень конкурентоспособности продукции; 3) уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок; 4) ценовая политика предприятия на товарных рынках.

 

  1. Типы рыночных структур(модели рынка): совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояниерынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса ипредложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

 

Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия - это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям и народам или способная их уничтожить.

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

  1. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей);

 

Прибыль (PF) – это превышение валовой выручки от реализации (TR) над валовыми издержками (TC) PF=TR–TC.

С точки зрения экономики, все издержки(TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.

 

Явные издержки – денежные выплаты  за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.

Неявные издержки – это альтернативные издержки, использование ресурсов, принадлежащих самой фирме.

В их структуре выделяют:

упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании  принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль);

нормальную прибыль – минимальную  планируемую прибыль, способную  удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса.

Нормальная прибыль (NPF) рассматривается  в двух аспектах:

прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам);

цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем  прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).

Валовые издержки (TC) – это общие  издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые  общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.

Валовая выручка (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже  определенного количества товара:

TR=P*Q.

Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки (себестоимость продукции), (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции в денежной форме.

Средние издержки (АТС) подразделяются на средние постоянные (AFC) и средние  переменные(AVC) издержки:

Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что свидетельствует о том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек приходится на все возрастающее количество единиц продукции (рис. 11.1).

Кривые AVC и ATC имеют U-образную конфигурацию. По мере расширения производства издержки снижаются, но потом, в силу действия закона убывающей отдачи, вырастают (увеличение числа работников при  постоянном капитале сопровождается снижением продуктивности труда, вызывая рост средних издержек).

Для понимания поведения фирмы  очень важна категория предельных издержек (MC), означающих прирост издержек, связанных с производством и  реализацией каждой последующей  единицы продукции:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"