Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Вместе  с тем было бы неправильно проводить  резкую грань между этими двумя  подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены  применительно к условиям прежде всего рыночной экономики. В известной  мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен – зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия.

Каждый  из этих методов имеет свои плюсы  и минусы, поэтому конкретный выбор  зависит от системы научно-методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила  регулирования экономики не существует.

нституционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в  историческом развитии. Среди институтов выделяют: 
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.; 
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм  характеризуется следующими положениями: 
– основа анализа – метод описания экономических явлений;  
– объект анализа – эволюция социальной психологии; 
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии; 
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии; 
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму; 
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками; 
– необходимость детального количественного исследования явлений; 
– защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р.Хайлбронер, Р. Коуз.

 

  1. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России

Развитие экономических воззрений  в России проходило в тесной связи  с общим движением науки в  других странах. Вместе с тем российская экономическая мысль во многом самостоятельна, оригинальна.

Экономическая мысль в России, как  и в западном мире, зарождалась  вместе с возникновением хозяйственных  отношений. Длительное время она  существовала не самостоятельно, а в тесной связи с религиозными воззрениями людей.

Российская экономическая мысль  начинает развиваться со времен образования  Древнерусского государства. Уже в  первом русском писаном уставе Киевской «Русской правды» центральное место  заняли вопросы имущественных и торговых отношений, денежной системы и т.д.

Среди российских экономистов выделяется М.И. Туган-Барановский (1865-1919). Он исследовал фундаментальные проблемы рынка, анализировал особенности формирования совокупного  спроса и предложения, выявил причины и специфику экономических кризисов, разработал систему индикаторов для прогнозирования, обосновал пути становления капиталистических отношений.

Особенно заметный вклад ученый внес в разработку теории экономических  циклов.

В экономическом цикле он выделил три фазы: промышленный подъем, кризис и промышленный застой.

использовал идею Маркса о связи  промышленных колебаний с периодическим  обновлением основного капитала.

Туган-Барановский разработал новый  системный подход к обоснованию  сущности экономических кризисов и их причин. Он первым сформулировал основной закон инвестиционной теории циклов: фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования.

 

Одно из виднейших мест в российской экономической мысли по праву  принадлежит А.В. Чаянову - разработал концепцию семейно-трудового крестьянского хозяйства, теорию сельскохозяйственной кооперации. Он обосновывал иной путь вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

Одним из принципов организации  крестьянского хозяйства ученый считал соблюдение соответствия между валовым доходом и семейным бюджетом. Чаянов доказывал, что крестьянское хозяйство сохраняет жизнеспособность даже в неблагоприятных условиях. Большое внимание ученый придавал разработке организационного плана и трудо-потребительского баланса крестьянского хозяйства.

Н.Д. Кондратьев (1892-1938) внес заметный вклад в разработку проблем макроэкономического  регулирования. Он вошел в историю  экономической мысли, прежде всего, благодаря выявлению сущности конъюнктуры  и разработке теории экономического развития, связанной с понятием статики и динамики. Он развивал идею множественности циклов с различными моделями циклических колебаний.

Одним из масштабных достижений российской экономической теории XX века является разработка экономико-математических методов исследования.

 

Новое слово в науке сказал также  другой российский экономист-математик  Е.Е. Слуцкий. Он внес крупный вклад  в развитие маржинализма, создал теорию сбалансированного бюджета потребителя.Слуцкий  придавал большое значение устойчивости бюджета потребителя, показывал, что отклонение от него приводит к сокращению полезности.

В 20-х гг. XX в. в Советской России начали решаться вопросы оптимизации  плановых темпов и направлений развития народного хозяйства.

Существенным достижением отечественных математиков-экономистов явились модели анализа и планирования показателей развития экономики

 

  1. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM)

Модель IS-LM (инвестиции (I) сбережения (S), предпочтение ликвидности (L), деньги (M)) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса (AD).

Модель позволяет найти такие  сочетания рыночной ставки процента (r) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

Модель, разработанная английским экономистом  Дж. Хиксом (последователь Дж.М. Кейнса), базируется на кейнсианских теоретических  положениях, согласно которым национальной объем производства (ВНП) равен национальному доходу (Y).

Для построения модели IS-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и  денежный рынки.

Основной  параметр товарного рынка – ВНП (Y), который определяет спрос на деньги для сделок (Dt), а значит и общий спрос на деньги (Dm) и r, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень r влияет на объем плановых I, составляющих совокупные расходы (AD=C+I+G+Xn).

Согласно  Кейнсу, равновесие на рынке товаров определяется AD= Y. Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через Y, I, r (рис. 35.1, а-в).

Товарный рынок. Снижение процентной ставки (r1->r2) приводит к росту плановых инвестиций (I1->I2) (рис. 35.1,а), а следовательно, и к росту совокупных расходов (AD1->AD2) (рис. 35.1,б), что приводит к достижению нового равновесного национального дохода Y (т.Е2).

Рис.35.1. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS

Таким образом мы получили кривую IS, имеющие нисходящий вид (обратная зависимость между уровнем r и  величиной AD, а также Y. Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии (все точки вне ее – неравновесие товарного рынка).

Денежный рынок. Рост национального дохода (Y1->Y2) увеличивает рост спроса на деньги (Dm1 -> Dm2). При неизменном предложении денег (Sm) это приводит к росту r (рис. 35.2,а). Таким образом, при национальном доходе Y(рис. 35.2,б).

Рис. 35.2. Равновесие денежного рынка. Кривая LM

Кривая LM имеет положительный наклон (прямая зависимость между Y и r) и отражает равновесие денежного рынка.

Изменение положения IS может быть вызвано изменением потребления, государственных расходов, чистых налогов. Смещение LM – изменением спроса на деньги, предложением денег.

Рост  государственных расходов (G - объект регулирования фискальной политики) влияет на рост совокупных расходов (AD), что увеличивает национальный объем производства (Y). Это приводит к сдвигу IS в положительный IS– новое равновесие в т.E(рис. 35.3,а). Рост национального дохода (Y) увеличивает спрос на деньги, что ведет к росту r – новое равновесие.

 .

Рис. 35.3. Сдвиг кривых IS и LM

Таким образом модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает увеличение объема национального  производства (Y -> Y1) и рост процентной ставки (r ->r1).

Причем Y возрастает в меньшей степени, чем можно было ожидать. Это связано с ростом r, которая снижает мультипликационный эффект государственных расходов: а) прирост G частично вытесняет I (эффект вытеснения). Эффект вытеснения снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.

Увеличение предложения денег, превышающее спрос, приводит к понижению r. Это приводит к сдвигу LM в положение LM(рис. 35.3,б). На товарном рынке при снижении r увеличивается I, что приводит к росту AD и в конечном итоге к росту национального дохода (Y). Причем с учетом мультипликационного эффекта национальный доход увеличивается до Y(Dr<DY)

 .

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная  политика привела к понижению r и более высокому национальному доходу (Y1). Следовательно, в модели IS-LM изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода.

 

  1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Предпр-е- самостоятельный хоз-ный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие - это юр. (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для: · увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; · возможности существования всего государства и выполнения им своих функций ( за счет налогов и сборов с предприятий); · обеспечения обороноспособности государства;  · развития национальной науки и ускорения научно-технического прогресса; · повышения материального благосостояния граждан страны; · решения проблемы занятости и многих других социальных проблем. Основными признаками классификации предприятий по группам явл-ся: · отраслевая и предметная специализация; · структура производства; · мощность производ-ного потенциала (размер предприятия). Предприятия разделяются на: · промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, добыче сырья, выработке электроэнергии и др.; · с/хозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;· предприятия строительной индустрии, транспорта. По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные. По организационно-правовым различиям: Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. ООО учреждается одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которого разделен на доли, участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. АО - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Законом предусмотрены открытые и закрытые акционерные общества.

 

 

 

 

 

 

  1. Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя

Среда предприятия – совокупность «неподдающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.

 

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды.

 

Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, т.к. формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, т.к. чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

 

^ Элементы внутренней среды:  производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж.

 

Макросреда ( внешняя среда) представлена силами более широкого социального  плана, которые оказывают влияние  на микросреду, такими как факторы  демографического, экономического, природного технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него.

 

Внешние факторы:

 

Факторы прямого воздействия (ближайшее  окружение) –оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство.

 

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) –не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические( методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

 

  1. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность

Деятельность предприятия направлена на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для населения, подразделяется на товары длительного пользования и повседневного спроса. Продукция современных предприятий характеризуется сложностью изготовления и, как правило, коротким жизненным циклом. Произведенная продукция может быть предназначена либо для производственного, либо для личного потребления.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"