Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Последствия увеличения совокупного  спроса зависят от того, на каком  отрезке кривой совокупного предложения  оно происходит. Увеличение совокупного  спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (рис.27.2,а). Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен (рис.27.2,б), т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны (рис.27.2,в).

a

б

в


Рис. 27.2. Виды макроэкономического  равновесия:

а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS; 
в – на классическом отрезке AS

 

  1. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм

Маржиналистская революция. Общая характеристика

Хронологически маржиналистскую  революцию принято связывать  с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера в 1871 г., а также«Элементов чистой политической экономии» Л. Вальрасав в 1874 г.

В центре их внимания была проблема меновой ценности благ – пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объяснявшей ценность благ полезностью их дополнительной единицы и, таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полезности с фактором редкости. В дальнейшем маржиналистские теоретики освоили и другие области экономической науки: теорию производства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д., но ядром и образцом маржиналистского подхода к экономическому анализу стала именно теория предельной полезности.

Теории распределения и производства вошли в состав маржиналистской  теории несколько позднее – первоначальный прорыв осуществлялся именно на участке теории потребительского выбора.

Основатели маржинализма в большинстве  случаев рассматривали полезность (и общую, и предельную) как психологическую  реальность, поддающуюся непосредственному  измерению. А. Маршалл, считая непосредственное измерение невозможным, утверждал, что полезности можно косвенно измерять в деньгах, уплаченных за соответствующие блага.

Важнейшим преимуществом маржиналистской  теории ценности над классической явился ее универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспроизводимых благ, а также была неприменима к мировой торговле. Теория предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вообще не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, теория предельной полезности не только объясняла пропорции обмена, но и создала теоретический язык (предельный анализ), пригодный для применения к другим экономическим проблемам.

Причины победы маржиналистской революции  лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории – предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов.

Австрийская школа

Главные методологические особенности  австрийской школы можно сформулировать следующим образом.

Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меновая ценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводилась представителями австрийской школы исключительно из субъективной важности или ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Категорию издержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшей упущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться в процессе выбора.

Австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не исходит  из того, что все действия людей  движимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийская школа последовательно выступала против любого агрегирования (даже того, которое заложено в концепцию кривой спроса). То, что происходит в экономике, с их точки зрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальных предпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особенно представителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нет никаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно и рационально. Здесь проявилась методологическая установка Менгера и его учеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей.

В отличие от других направлений  маржинализма австрийцы обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми. Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а, следовательно, нет и точки равновесной цены – определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.

Повышенное внимание австрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала, разработанной Эйген Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще одним препятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, что повредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов.

Из всех направлений раннего  маржинализма именно австрийская школа  оказалась наиболее долговечной. Правда, в 1930-е годы казалось, что она окончательно растворилась в общем потоке неоклассической  теории. Но в 1970-е годы она вновь вышла на поверхность в лице новой исторической школы, возглавляемой Л. Мизесом и Ф. Хайеком.

В начале XX в. неоклассическая школа  представляла собой ведущее направление  в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Американский экономист Э.Х. Чемберлин и английский ученый Джоан В. Робинсон заложили основы неоклассической методологии исследования, направленной на изучение внутренних, а не внешних причин нарушения равновесия в связи с феноменом монополистической или несовершенной конкуренции, что дает основание относить обоих ученых к неоклассической школе.

Теория монополистической  конкуренции Э. Чемберлина

Модель монополистической конкуренции  Э. Чемберлина предполагает наличие  рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что отличает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком модели является наличие качественно разнородного, дифференцированного продукта, что определяет сосуществование элементов конкуренции и монополии (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высокую цену). Наконец, для данной модели характерен неограниченный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели.

Заслугой Э.Чемберлина является ревизия  устаревшей концепции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к  категории «полной монополии».

Теория несовершенной  конкуренции Дж. Робинсон

Исходным положением концепции Дж. Робинсон стало признание реального факта влияния монополий на ценообразование, что и понимается под термином режим «несовершенной конкуренции».

Таким образом, в центр внимания Дж. Робинсон попадает проблема исследования механизма ценообразования в условиях возможности крупных компаний (монополий) использовать цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта.

В условиях же несовершенной конкуренции  феномен «дискриминации в ценах» проявляется через продажу одного и того же вида товара различным категориям покупателей по различным ценам. Отсюда Дж. Робинсон заключает, что стремление к максимизации прибыли требует от монополиста назначать высокую цену на новый товар, ориентируясь прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в иные сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену.

Теорию несовершенной конкуренции  Дж. Робинсон невозможно представить  без концепции монопсонии (от греческого – один покупаю).

Исследование феномена монопсонии позволило Дж. Робинсон прийти к  выводу о возможности применения монопсонистом метода ценовой дискриминации, т.е. приобретать продукцию у различных  продавцов по различным ценам  в зависимости от эластичности предложения различных групп продавцов. Поэтому Дж. Робинсон вполне логично поставила вопрос об эффективности и справедливости сложившегося механизма несовершенной конкуренции, исходя из явно негативной оценки результата монополизации.

Теория экономической  динамики Йозефа Шумпетера

Главная особенность теории экономической  динамики и концепции экономического развития. Й. Шумпетера состоит в  том, что он концентрирует внимание на производственных факторах. Это  позволило ему провести четкое разграничение  между процессом простого воспроизводства и процессом развития системы (динамикой), что и явилось определенной новацией в неоклассической теории. Ученый называет данное состояние системы хозяйственным кругооборотом, где все доходы равны затратам, ценность любого продукта производства равна ценности использованных производственных факторов, а формирование стоимости (ценности) происходит в соответствии с законом альтернативных издержек.

Теория развития заставляет несколько  по-иному взглянуть и на феномен  конкуренции и монополии, которые также взаимосвязаны, по Шумпетеру, с процессом нововведений и функцией предпринимателя. Для этого ученый вводит новые понятия – эффективная конкуренция и эффективная монополия. Эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамики, ибо она осуществляется на основе инноваций, которые изменяют собственно экономическую среду. Возникает возможность получения доходов благодаря производству новых предметов или предметов, ранее производимых, но более дешевым рациональным способом.

При всей несхожести взглядов этих авторов, их исследования явились крупным шагом в развитии идей неоклассической школы. Во многом благодаря этим ученым начался пересмотр сложившихся представлений о механизме функционирования и перспективах развития рынка в новых условиях XX столетия.

Наиболее  распространенные направления в  регулировании экономики государства  – кейнсианство и монетаризм.

Основными постулатами концепций монетаристской школы являются следующие:

1) рынок способен к саморегулированию;

2) экономика сама установит уровень производства и занятости;

3) денежная масса – причина роста  цен и изменения конъюнктуры;

4) главная проблема – инфляция;

5) необходима стабильная денежная  политика;

6) дефицит бюджета – причина  инфляции;

7) монетаризм – теория экономического  равновесия. Кейнсианство вошло в жизнь в 30 гг. XX в., когда англичанин Дж. Кейнс опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег». Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост.

Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории изменение совокупныхзапасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов).

Основными постулатами концепций кейнси-анской школы являются следующие:

1) необходимость вмешательства государства;

2) занятость зависит от совокупного  спроса;

3) денежная масса нейтральна к производству;

4) главная проблема – безработица;

5) необходимость гибкой денежной  политики;

6) бюджетный дефицит – способ  стимулирования спроса;

7) кейнсианство – теория экономического  роста. Монетаристы считают, что  рыночная система в состоянии  автоматически достигать макроэкономического  равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Монетаристы объявляют государственное регулирование  вредным для развития предпринимательской  инициативы, дестабилизирующим экономику  и изначально бюрократичным. Поэтому  они призывают к минимизации  вмешательства государства в  экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"