Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для вступления в магистратуру по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

Магистратура Менеджмент.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Механизм управления – это система органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого качества, количества и к определённому времени. Цели управления достигаются путём реализации определённых принципов и методов.

Методы управления – способы  осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей  управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия  на людей:

Административные, – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Экономические, – основываются на правильном использовании экономических  законов производства.

Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

 

 

2. Административные методы управления

 

Административные методы – это  совокупность способов осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующаяся на власти, дисциплине и  взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определённой организации и т. д.  Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Способы административного воздействия:

1. Организационные воздействия:

1) штатное расписание;

2) положение о подразделениях;

3) должностные инструкции;

4) организация рабочего места;

5) коллективный договор;

6) правила трудового распорядка;

7) организационная структура управления;

8) Устав предприятия.

2. Распорядительные воздействия:

1) приказы;

2) распоряжения;

3) указания;

4) инструктирование;

5) наставления;

6) целевое планирование;

7) нормирование труда;

8) координация работ;

9) контроль исполнения.

Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание  системы управления предприятием в  заданных параметрах путём прямого  административного регулирования.

3. Материальная ответственность  и взыскания:

1) ответственность за задержку  трудовой книжки;

2) добровольное возмещение ущерба  предприятию;

3) удержания из заработной платы;

4) депремирование;

5) полная материальная ответственность;

6) коллективная материальная ответственность.

 

3. Экономические методы управления

 

Экономические методы – это совокупность способов осуществления управляющих  воздействий на персонал на основе использования экономических законов  и категорий.

Классификация экономических методов управления:

Плановое ведение хозяйства:

1) свободное предпринимательство;

2) план экономического развития;

3) портфель заказов;

4) критерий эффективности;

5) конечные результаты.

Плановое ведение хозяйства  – главный закон функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития – основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Госзаказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Для достижения поставленных целей  необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.  

 Экономические методы выступают  в качестве различных способов  воздействия руководителей на  персонал для достижения поставленных  целей. При позитивном использовании  экономических методов конечный  результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).

 

4. Социально-психологические методы  управления

 

Социально-психологические методы – это совокупность способов осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующихся на использовании закономерностей  психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они  позволяют установить назначение и  место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социально-психологические методы – наиболее тонкий инструмент воздействия  на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозировании и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

 

5. Общенаучные методы и подходы  в управлении

 

Общенаучные методы и подходы составляют основу системы методов, использующихся в управлении. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применяемых общенаучных методов.

Системный метод – применяется  как способ упорядочивания управленческих проблем, позволяющий осуществить структурирование проблем, определить цель решения, выбрать варианты, установить взаимосвязь и взаимозависимость элементов проблемы, выявить факторы и условия, оказывающие воздействия на эти решения.

Системный подход – это способ видения объекта или проблемы в целом и ее составляющих частей.

Комплексный подход – является специфической  формой систематичности, рассматривает  проблемы управления во взаимосвязи  и во взаимозависимости с другими  науками, изучающими эти же проблемы. Данный подход является важнейшим условием эффективности решения проблем в многоцелевой открытой системе, взаимодействующей с внешней средой. Комплексный подход отличает форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Моделирование – имеет обширную сферу применения, когда решение  сложившейся проблемы в управлении, приобретает одновременно и системный  и комплексный подход.

Экономико-математические методы –  инструменты управления, сформированные на стыке математики и кибернетики. С их помощью решаются задачи оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления межотраслевого баланса.

Экспериментирование – позволяет  сравнить быстро решения многих управленческих проблем, связанных с различными нововведениями, реформированием экономики и управления. Позволяет обеспечить результативность и быстроту решения проблемы.

Метод социологического исследования – широко используется в решении  проблем, связанных с работающими; осуществляется путем сбора и  обработки информации о потребностях и интересах персонала, о характере взаимоотношений между группами и отдельными людьми.

 

6. Принятие управленческого решения  (методы, подходы, критерии)

 

Методы -  это  конкретные  способы,  с помощью которых может быть решена проблема. 

Декомпозиция - представление сложной  проблемы,  как  совокупности  простых вопросов;

Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при  ограниченных ресурсах;

Экспертные оценки - формируются какие-либо идеи,  рассматриваются, оцениваются, сравниваются;

Метод  Делфи - экспертам, которые  не знают друг друга даются вопросы,  связанные с  решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится  до мнения большинства. Большинство  должно либо согласиться с этим решением,  либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются.  Этот  процесс повторяется до тех пор,  пока все эксперты не придут к одному мнению,  либо перейдут  к  тому,  что  выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;

 Метод неспециалиста - вопрос  решается лицами, которые никогда  не занимались данной проблемой,  но являются специалистами в  смежных областях;

Линейное программирование;

Имитационное моделирование;

Метод теории вероятности;

Метод теории игр - задачи решаются в  условиях полной неопределенности;

Метод аналогий - поиск возможных  решений  проблем на основе заимствования  из других объектов управления.

 

  1. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. Один из таких приемов - это матрица “возможностей  по товарам/рынкам”, которая дает представление  о концепции общей стратегии. Выработанные с помощью этой матрицы общие стратегии подлежат в дальнейшем доводке одним из способов до полной адекватности целям развития фирмы. В матрице представлены все продукты и все рынки, независимо от того, существуют они или только проектируются. Каждый квадрант матрицы определяет какую-либо общую стратегию и ее элементы.

Квадрант I показывает направленность стратегии организации на существующие продукты и рынки. Эту стратегию  называют методом экономии издержек, или “улучшай то, что уже делаешь”. Организация стремится расширить сбыт выпускаемых товаров на традиционных рынках путем таких маркетинговых усилий, как установление конкурентоспособных цен, наступательная реклама или интенсификация продвижения товаров и т.п.

Квадрант II показывает направленность стратегии на развитие рынка, т.е. на создание новых рынков для выпускаемой уже достаточно долго продукции. Эта стратегия эффективна, если организация стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки.

Квадрант III означает направленность стратегии на разработку новых продуктов для сложившихся и давно освоенных рынков.

Квадрант IV стратегия диверсификации. Реализация стратегии диверсификации предполагает разработку новых продуктов  и новых рынков, поэтому она  является наиболее рискованной, так как никогда нет полной уверенности, что новые рынки готовы принять новую продукцию, и она будет пользоваться вниманием покупателей. Опыт выработки стратегии различных фирм показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте стратегии. Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию перечисленных стратегий. Следующий этап выработки стратегии заключается в том, чтобы довести общую стратегию до уровня адекватности ее целям развития организации. Методы доводки могут быть самыми разными. Для этого используют цели и задачи развития, все виды стратегической информации.

Кульминационным моментом выбора стратегии  развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем. Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка однозначной и ясной, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. Поэтому выбранная альтернатива тщательно исследуется и оценивается. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и так далее.

 

 

 

 

  1. Ресурсы, качество и эффективность управления.

Ресурсы производства.

Ресурсы – это факторы производства, это те необходимые компоненты, кот-ые требуются для нормального функционирования организации.

Выделяют 4 категории ресурсов:

1) Финансовые (необходимые для вложения  в капитальные и текущие активы). Источниками являются: акционеры,  банки держатели облигации и  т.д.

2) Человеческие (обученные работники  задача, которых является увеличение  прибыльности производимой продукции. А также те работники, которые обеспечивают процесс производства и сбыта продукции). Источники: рынок труда.

3) Материальные (земля, здания, производственные  помещения, оборудование). Источники:  агентства по недвижимости, строительные и торговые компании.

4) Нематериальные  (ресурсы которые  не видимы и не ощутимы но  являются необходимым условием  для успешного развития компании, знания умения, навыки, лицензии  логотипы, патенты.). Источники: внутри  компании.

 

Качество и эффективность управления.


Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"