Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка
1.Менеджмент как наука и профессия
2.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
3. Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении
4. Основные модели менеджмента
...
30.Организация, структура упр-ия и контроль маркетинга
Этапы планирования. Планирование состоит из 3-х этапов, которые находятся в определенной взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности:
I этап: Постановка задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Анализ проблемы включает изучение и сравнение фактически достигнутых результатов с планируемыми.
II этап: Разработка плана предусматривает формирование допустимых альтернатив решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации, оценку альтернатив и принятие планового решения (выбор определенной альтернативы).
III этап: Реализация планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей; реализации планового решения; в контроле и анализе отклонений фактического результата от планируемого.
9. Стратегическое и текущее планирование в менеджменте
По цели планир-ие подразделяется на стратегич и текущее.
Стратегич– заключается в определении миссии орг-ции на каждой стадии ее ЖЦ, формир системы целей деят-ти и стратегий поведения. Оно охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы упр-я и основывается на огромных ресурсах.
Процесс стратегич планир помогает в принятии упр-х реш-й, поэтому выделяют 4 типа упр-ой деят-ти в рамках стратегич планир. К ним отн-ся: 1.Распределение ограниченных рес-сов орг-ии; 2.Адаптация орг-ии к внеш окруж среде; 3.Внутр координация деят-ти фирмы для отображения ее сильных и слабых сторон; 4.Осознание орг-х стратегий (т.е. учиться на прошлых стратегич реш-ях).
Процесс стратегического планир-я включает в себя следующие этапы:
1.Формулирование целей орг-ии
2.Идентификация действующих в
настоящее время задач и
3.Анализ внеш среды;
4.Анализ внутреннего
5.Изучение стратегич
Виды текущих планов:
Оперативное (текущее) – заключ в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития орг-ии (планирование прибыли, доходов, объемов реализации).
Текущие планы обеспечивают механизм, с помощью которого главные м-ры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегич плана.
Особенности текущих планов:
1.Их составление является
2.Окончательный их вариант
3.Разработка текущих планов
является начальным этапом
4.Соответствие всем
Выделяют 3 типа текущих планов:
1)Функциональные планы описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства (маркетинг, финансы, производство).
2)Единовременные планы разраба
3)Стабильные планы представляю
-Политика орг-ии – положения, в соответствии с которыми устанавливаются параметры принятия решений;
-Стандартные инструкции – план действий при исполнении определенных обязанностей;
-Правила и рекомендации – предписания о том, какие действия должны (не должны) быть приняты в конкретной ситуации.
10. Мотивация деятельности в менеджменте
В самом общем виде мотивация чел. понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Различают мотивацию и стимулирование труда. Мотивация – совокупность внутренних побуждений чел к деятельности. Стимулирование – совокупность внешних побуждений чел к деят-ти.
Потребности — физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.
Мотив — это то, что вызывает определенные действия чел. Мотив находится «внутри» чел, имеет «персональный» характер, зависит от множества внеш и внутр по отношению к чел факторов.
Мотивирование — это процесс воздействия на побуждения чел к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Содержательные теории – наиболее действенной мотивацией поведения людей явл-ся осознание ими своих потребностей, для реализации которых управляющий должен создать необходимые условия.
Концепция «иерархии потребностей» А. Маслоу (40-е гг.). Все потребности личности подразделяются на 5 основ групп. Маслоу установил, что чел испытывает одновременно потребности различных уровней (первичные и вторичные), но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать.
Уровни потребностей (пирамида): 1.Физиологические потребности (в еде, воде, отдыхе, сексуальном удовл-ии, убежище); 2.Потребности безопасности(в надежности, бесконфликтности); 3.Социальные
потребности (в общении, совместной деят-ти); 4.Потребности в уважении, признании; 5. Потребности в самовыражении
Концепция Д. Мак-Клелланда (50-е гг.).Не отрицая существования потребностей низшего порядка, он основное внимание уделил высшим – специфическим личностным потребностям («вторичным»). Он рассматривает три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности.
Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал гл фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.
Двухфакторная теория Ф.Герцберга (50-е гг.): на деят-ть людей оказывают влияние 2 группы факторов – * гигиенические (заработок, условия труда, отношения с др.сотрудниками, информированность о делах пред-ия) – они даже при полом удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда; * мотивирующие (признание и одобрение руководством рез-тов работы, возможность продвижения по службе, высокая степень самостоятельности и ответственности, интересная и творческая работа).
Процессуальные теории мотивации. Во всех этих теориях признается значимость существования тех потребностей, которые раскрыты в содержательных концепциях, но показывается, что поведение чел определяется не только ими. Оно зависит также от восприятия и понимания человеком ситуации, от выбираемого типа поведения.
«Теория ожидания» В. Врума (1964): зависимость мотивации от того, как много чел хотел бы получить и насколько возможно для него получить это.
Теория «справедливости», кот утвержд, что люди субъективно оценив справедливость вознагражд за затрачив ими усилия и сопоставл его с вознагражд других людей. Если неудовлетвор в получаемом вознагражд чел своеврем не мотивир, то он значит снизит интенсивн и качество труда.
Чтобы избежать несправедливости, м-ры
должны: *устанавливать размеры оплаты
на основе объективной оценки уровня
ответственности, квалификации, сложности
и результативности труда; *разъяснить
сотрудникам принципы оплаты, чтобы
каждый видел, за счет чего он может
увеличить уровень своих
Рассмотренная теория тесно связана с теорией противодействия - исполнители (подчиненные) активно стараются влиять на систему вознаграждения.
Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера. Эта концепция явл. удачной попыткой объединения двух рассмотренных теорий - «ожидания» и «справедливости». Согласно ей результаты, достигаемые человеком, зависят от: 1)ценности вознаграждения; 2)удовлетворенности ожиданий; 3)затраченных усилий; 4)способностей и характера чел; 5)осознания чел-ом своей роли в процессе труда.
Следует отметить, что модель Портера – Лоулера послужила одним из оснований для формулировки еще одного направления в теории мотивации – теории «трудовых инвестиций». Ее главное положение состоит в следующем: Чем большие усилия человек прилагает к своей работе, чем более она является для него стимулирующим и привлекательным фактором, тем выше результативность деят-ти и удовлетворенность ею.
11. Регулирование и контроль в управлении организацией
Цель функций контроля и регулирования – обеспечение эффективного осуществления всех основных функций м-та. Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей орг-ии путем своевременного обнаружения проблем (отклонений текущего состояния системы от планового). Контроль переходит в регулирование в момент принятия и реализации решений по корректировке выявленных отклонений. Регулирование – процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых решений, обеспечивающих устранение выявленных проблем (отклонений).
Функции контроля
1.Диагностическая (К. позволяет рук-лю точно знать, в каком состоянии находится орг-я);
2.Прогностическая (с помощью К. можно предвидеть приближение критич-их зон);
3.Регулирующая (с помощью К. можно корректировать дея-ть);
4.Дисциплинирующая (К. дисциплинирует исполнителей и повышает их мотивацию);
5.Закрепляющая (с помощью К. фиксируются успешные и неуспешные действия руководителя, накапливается его опыт).
Назначение контроля (Контроль необходим):
1.При наличии
2.Для предупреждения
3.Для мотивации исполнителей;
4.Для накопления опыта рук-ля
(фиксируются успешные и
Структура (этапы) контроля:
Iэтап:Установление стандартов и норм, и допустимых отклонений от норм
IIэтап:Измерение текущих показателей и передача информации руков-ву.
IIIэтап:Сравнение измеренных текущих показателей с нормативами и стандартами.
Виды контроля:
1.По времени: ▪ непрерывный (на протяжении всего процесса, например, кондуктор); ▪ периодический (в отдельные промежутки времени, напр, контролер);
2.По стадиям:*предварительный (цель – установить параметры, которые нужно контролировать); * текущий (во время процесса); * заключительный (цель – подвести итоги и накопить опыт).
3.По предмету:▪ административный (объект – производственно-хоз-ый процесс и его элементы: плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей); ▪ финансовый (объект – экономические показатели: прибыль, издержки, объем производства и продаж, инвестиции, платежеспособность и ликвидность орг-ии).
4.По содержанию: 1)время/объем; 2)стоимость, 3)ресурсы; 4)качество.
5. По форме осуществления: ▪ внешний (система контроля орг-ся предприятием самостоятельно); ▪ внутренний (контроль со стороны внешних контрольных органов).
Поведенческие аспекты контроля: 1. К. должен поддерживать и отражать приоритеты орг-ции. 2. К. д.б. ориентирован на рез-тат. 3. Своевременность К. 4. Простота К. и его экон-ть.
12. Разработка и принятие управленческих решений
Управленческие решения – реш, кот-е принимаются руководителем орг-ии, преследуют ее цели и явл-ся обязательными к исполнению членами этой орг-ии.
Требования к управленческому решению: целевая направленность, обоснованность, иерархическая субординация, адресность, директивность, обеспеченность ресурсами.
Виды упр-х реш:
1)По функциям упр-ия:плановые; организационные; мотивационные; контрольные.
2)По характеру решения задач:стратегические; оперативные.
3)По степени определенности ситуации:в условиях определенности; в условиях риска; в условиях неопределенности.
4)По степени структуризации задач: хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические); слабо структурированные (нестандартные, непрограммируемые).
5)По функциональным областям: финансовые; кадровые; производственные.
6)По масштабам воздействия: об
7)По числу критериев :однокритериальные; многокритериальные.
8)По направлению воздействия: внутренние; внешние.
9)По глубине воздействия: одноуровневые; многоуровневые.
10)По количеству участников: индивидуальные; коллегиальные; коллективные.
11)По способу осуществления: письменные; устные.