Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Менеджмент как наука и профессия
2.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
3. Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении
4. Основные модели менеджмента
...
30.Организация, структура упр-ия и контроль маркетинга

Файлы: 1 файл

shpory_1-30_v.docx

— 106.12 Кб (Скачать)

Японская модель учитывает чел-ий фактор. Предметом особого внимания явл. увеличение объема продаж, м-ры заботятся об активизации человеч-их ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Амер. компании вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение. В Японии высшее руководство определяет только общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа. Корректируя план, высшее руководство пытается активизировать персонал компании. Японские компании в отличие от американских редко стремятся расширяться за счет покупки других компаний, принадлежащих к растущим отраслям бизнеса, или посредством избавления от отделений, кот развиваются недостаточно динамично. Поскольку японские компании в первую очередь думают о внутр-их источниках развития, они обращают на процесс экономич-го роста больше внимания, чем американские компании.  Особенности Японского м-та вырастают из опоры на коллективизм, возрастные кач-ва, традиции кул-ры.

Отличия Европейской модели м-та обусловлены тем, что на сравнительно небольшой территории расположено множество небольших стран с разными традициями, верованиями. В орг-циях работают разные люди, общаюшиеся на разных языках. Этой модели свойственен плюрализм и толерантность, адаптация к разным клиентам.

Российский менеджмент – идёт процесс адаптации «чужих» моделей м-та под каждый регион/предприятие. Рос-ий менталитет всегда характеризовался наличием полярности, столкновением и противоборством в нем элементов восточного и западного менталитета. В России рядом уживаются догматизм и инновационность, трудолюбие и лень, набожность и безбожие, коллективизм и индивидуализм. 

3 основные методологические концепции  рос-го м-та:

-Концепция копирования западной теории м-та - данная модель не учитывает российской специфики. Для овладения теорией надо лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем ничего не меняя, использовать данные положения на практике.

-Концепция адаптации западной теории мен-та. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным условиям. 

-Концепция создания  собственной теории мен-та. Исходит из полного учета рос-ой ментальности с использованием мирового опыта управления. При этом не возможно ни слепое копирования западной и восточной школ мен-та, ни полное отрицание достижений западной и восточной школ  мен-та.

 

5. Организация как объект  и функция управления

Сущ-ет несколько определений понятия «организация»:

1)Орг-ия как процесс, посредством  кот-го создается и сохраняется  структура управляемой либо управляющей  системы;

2)Орг-ия как совокупность (система)  взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деят-ти, кот  имеют место в процессе совместного  труда;

3)Орг-ия – группа людей, деят-ть  кот-х направлена на достижение  общих целей.

Чтобы считаться орг-цией, трудовое формирование должно отвечать следующим  требованиям: а)Наличие не менее  двух людей, которые считают себя частью этой группы; б) Наличие хотя бы одной общей цели; в)Наличие  членов группы, которые намеренно  работают вместе, чтобы достичь общей  цели.

Организационная структура управления – совокупность упр-ческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами

Модели и типы организационных структур:

1.Линейная Хар-ся тем, что воглаве каждого структурного звена находится рук-ль, наделенный всеми полномочиями и осущ-ющий единоличное руководство подчиненными ему работниками,через кот. по одному каналу «сверху-вниз» проходят все команды упр-я,обязательные для выполнения нижестоящими звеньями.Формируется иерархия рук-лей. 

2.Функциональная Функц. упр. осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного упр-ия. Функц. организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Решение по общим вопросам принимаются коллегиально.

3.Линейно-функциональная(штабная) Всю полноту власти берет на себя гл линейный руководитель, ему при разработке вопросов, подготовке реш-й, программ, планов помогает спец.аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

4.Матричная Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой стр-ры выполняется целевая задача, в решении которой участвуют все звенья организации.

Делегирование и виды полномочий

Делегирование – передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.     

Цели делегирования:

-Разгрузить вышестоящих рук-лей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

-Повысить дееспособность нижестоящих  звеньев;

-Активизировать «человеческий  фактор», увеличить вовлеченность  и заинтересованность работников.

Процесс делегирования полномочий включает след этапы:

1.Поручение работникам индивидуальных  конкретных заданий;

2.Предоставление соответствующих  полномочий и ресурсов подчиненным;

3.Формулирование обязательств  подчиненных выполнить порученные  им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность – обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за результат работы.

Полномочие – это организационно закрепленное организационное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.  

Виды полномочий:

1)линейные – полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.

2)штабные полномочия – право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

      Число раб-в подчиняющихся  непосредственно рук-лю составляет  его норму управляемости. Если норма упр-ти не будет соответствующим образом ограничена, возникает путаница и перегрузка рук-ля. Потенциальная возм-ть путаницы в полномочиях м/б снижена при помощи принципа единоначалия – раб-к должен получать непосредствен-е распоряжение только от одного начальника и отвечать только перед ним.

 

6. Управление инфраструктурой  организации

Инфраструктура-комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).  Инфраструктура - комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п.

       В зависимости  от среды организации бывает внешняя и внутренняя. По харак видов дея-ти – внешняя делится на: 1. Произ-ая И. – совокупность отраслей и под отраслей основными фун-ми кот явл произв услуги и обеспечение эк оборота. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования пр-ва. Общие условия современного пр-ва вкл в себя энергетик, транспорт для всех видов обслуживания, средство связи, мат-техническое снабжения, система продвижения товаров, заготовки и сбыт с/х продукции, объекты электроэнергетики. 2. Непроизводственная И. (соц быт И.) совок-ть отраслей и под отр-лей обеспеч материальную, культурно – бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеят-ти населения. Относятся здравоохранение, образование, общепит, физ-ра и спорт, культура и искусство, розн. торговля, ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и т.д. В современной лит-ре идет разделения соц и бытовой И. Социальное выступает условием производства соц услуг и духовных благ, которые удовлетворяют как общест так и личные потребности человека. Бытовая создает жилищно-бытовые условия для жизни, деят-ти населения. Это торговля, общепит, пассажир транспорт. Социальная зависит от соц политики гос-ва, бытовая от материального пр-ва. 3. Институциональная, обеспечивает орг-ию жизнедеят-ти населения: вычислительные центры, фин учреждения, кредитная система – ком банк, эмиссионная с-ма – ЦБ, биржи, аукционы, система регулирования занятости населения и центры занятости, информ технологии и средства деловой коммуникации, 4. Экологическая И. – сооружения объекты преднозн для охраны, воспроизводства и улучшения окр среды. И пред-я – сов-ть цехов, участков, хоз-в, служб, имеющих подчиненный вспомогательный хар-р, обеспечивающий необходимые условия для деят-ти пред-я.

         Внутренняя инфр-ра. Выд-ют: пр-ую совокупность подразделений, к-ые с выработкой продукции напрямую не связаны. К пр-ой относят: с-ма технического обслуживания – бесперебойная и эффективная раб-а осн пр-ва: ремонт по рез-м, планово-предупредит ремонт – осмотры, текущий ремонт, средний ремонт, кап ремонт; инструментное хоз-во: инструментный отдел – поставки инструментов, инструментный цех – изготовление и ремонт, инструментный склад – выдача и хранение, цеховой инстр склад; энергетическое хоз-во – энергосиловое, теплосиловое, печное, слаботочное АТС; транспортное хоз-во – для перевозки грузов, сырья, людей, по назначению – внешний, межцеховой, внутрицеховой, внутрискладской; складское хоз-во; кап строит-во. Непр-ую – социальную И. – подразделения общественного питания, столовая, оздоровительные заведения, охрана здоровья, ЖКХ.

     Основы упр-я  И – это практика приведения в соответствие физ параметров рабочих мест с людьми и содержанием работ орг-ции. Оно объединяет принципы управления бизнесом, архитектуры, поведенческих и технических наук. Необходимо рассматривать управление И как одну из функций бизнеса. Задачей менеджера по И. явл. обеспеч пожимания необходимости и величины этих затрат руководителем.

 

7. Природа и состав  функций менеджмента

Суть любого явления выраж в  его функциях, т.е. тех задач, для  реш-ия кот оно предназначено. Анри Файоль: выделял планирование, организацию  труда, мотивацию, контроль.

1.Планир  - это проц  принят реш, позвол обеспеч эф-ное функц-ие и развит орг и уменьш неопредел-ть. План упр - докум, в кот отраж прогнозы развития орг и конеч задачи и цели стоящ перед орг и отдельн подразд. 

Этапы планир: 1.Исходн предпосылки (эконом., политич., психологич.)  2. Выбор альтернат 3.Попытка опред возмож рез-ты движения по запланир пути т.е. прогнозир

Виды планир зависят от управл: 1.стратегич (долгосрочное 5лет).  2.тактическое с учетом стратегии (1год) 3. оперативное (квартал, месяц, день.) Все три вида планир составл генер план (или бизнес план).

2.Организац труда или людей на данном предпр. Это объед люд и ср-в для достиж постав целей, организация и коорд их труда.  Основн элем организ труда: 1.Подгот, подбор, переподг, повыш квалиф ( кадр менеджмент). 2.Раздел труда, закрепл опред. функций. 3.Кооперация труда.  4.Орг-я раб мест. 5. Разраб рацион приемов и метод труда. 6. Установл норм и стандарт труда. 7.Условие труда, оплата и стимулир. 8. Планиров и учет  труда.  9.Дисциплина труда.

3.Мотивация-это совок движущих сил, побужд чел к осуществл к-либо действ (осознано или нет). Побужд силы: потребн чел. Потребн - это нужда. Существ схема мотивац процесса. 1.Возникн потребн 2.Поиск путей устран потребн 3.Определен направл деят 4.Осуществл действий 5.Вознаграждение 6.Устранен потребн

4.Контроль призван заблаговрем выявить приближ опасность, обнаруж ошибки, отклон от существ стандартов. Контроль – это сравнен текущ состоян с нормативным или плановым.

Выделяют так же еще допол-ые ф-ии: принятие упр-х реш-ий, коммуникации. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.

 

8. Планирование как функция  управления

Планир-ие – функция, определяющая цели орг-ции, средства их достижения, сроки и последовательность их реализации, и распределение ресурсов.  

Планирование служит для:

-обеспечения целенаправленного  развития организации в целом  и ее подразделений;

-координации деятельности структурных  подразделений (согласовании действий);

-создания объективной базы для  эффективного контроля (наличие  планов позволяет сравнить фактические  показатели с планируемыми);

-стимула (мотивации) трудовой  активности работников (за успешное  вып-е плановых заданий – премии);

-информационного обеспечения работников  организации (планы содержат информацию  о целях, прогнозах, сроках  и т.д.).

Виды планирования:

I.По периоду времени: ▪ долгосрочное (более 5 лет); ▪ среднесрочное (1-5 лет); ▪ краткосрочные (до года);

II.По уровню планирования: ▪ орг-я в целом, ▪ подразделение, ▪ проект, ▪ отдельный исполнитель;

III.По предмету (областям деятельности): ▪ производство, ▪ маркетинг, ▪ финансы, ▪ персонал, ▪ снабжение

IV.По содержанию: ▪ продуктово-тематическое - формирование плана развития орг-ии; мероприятий по обновлению продукции, совешенств-ю технологий и организации производства; ▪ ресурсное - расчет материальных, финансовых и трудовых ресурсов (финансовое планирование, бизнес-планы, бюджетное планирование); ▪ календарное - планирование объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, составление календарных графиков проведения работ;

V.По цели планирования: ▪ стратегическое - определение миссии организации на каждой стадии ее ЖЦ, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения; ▪ оперативное (текущее) – поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития орг-ии (планирование прибыли, доходов, объемов реализации).

     Методы стратегич. планирования: 1. SWOT – анализ, как первичный стратегический анализ компании; 2. АХД; 3. фин. Анализ; 4. мониторинг – наблюдение за ходом внедрения стратегии, сравниваются плановые и фактич. рез-ты, кроме того, рез-ты и показатели достигнутые конкурентами.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"