Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Менеджмент как наука и профессия
2.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
3. Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении
4. Основные модели менеджмента
...
30.Организация, структура упр-ия и контроль маркетинга

Файлы: 1 файл

shpory_1-30_v.docx

— 106.12 Кб (Скачать)

1.Менеджмент как наука  и профессия

М-нт как наука явл. самостоятельной областью знаний, отдел дисциплиной, предметом изуч-я кот. явл. история развития, сущность, содержание и формы упр. деят-ти.   Наука об упр-ии базируется на десятках других наук, таких, как мат-ка, логика, психология и социология.

Важность м-та стала осознанной, когда начали появляться корпорации-гиганты  с огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. Эта деят-ть стала превращаться в  профессию, а социальный слой м-ров  в заметную влиятельную общественную силу.

Суть м-та как профессии состоит в применении м-та как науки к реальностям ситуации, а Þ к практике. Профес-ый мен-т предполагает наличие в кач-ве субъекта спец-та - мен-ра и в кач-ве объекта – хоз-ую деят-ть фирмы в целом или ее конкретную сферу (произв-во, финансы).

М-нт–это вид профессионально осуществляемой деят-ти, направл. на достижение целей орг-ции путем рационального использования ее ресурсов с применением принципов и методов, разработанных наукой упр-я.

Термин «М-нт» по своей сути явл. аналогом термина «Управление». Термин «Упр». намного шире, поскольку применяется  к разным видам чел-ой деят-ти (упр-е  авто); к разным сферам деятти (упр-е  гос-вом); к органам упр. (подразделениям в гос-ных организациях).

Термин «м-нт» применяется лишь к упр-ю соц-экон процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Виды м-та–специальные области упр-ой деят-ти, связанные с решением определенных задач м-та.

1. По признаку объекта различают:

-Общий или генеральный  м-нт заключается в упр-ии деят-тью орг-ции в целом или ее самостоятельных звеньев;

-Функциональный или  специальный м-нт заключается в упр-ии определенными сферами деят-ти орг-ции или ее звеньев (управление инновационной деят-тью, персоналом, маркетингом, финансами).

2. По признаку содержания различают:

-Нормативный мен-т предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимательской политики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. решений;

-Стратегический мен-т предполагает выработку стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха и обеспечение стратегич. контроля за их реализацией;

-Оперативный мен-т предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития.

     Общие функции менеджера: планирование, организация, мотивация, контроль. Специфические: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени орг.

     Соц-ая ответственность  – обязательства орг-ции приносить пользу обществу ч\з использ-ие прибылей от частного бизнеса. Промыш-ные производ-ли д.б. вовлечены в решение широкого спектра соц-ых проблем: от нищеты до подростк-ой беремен-сти, от преступности до загрязнения окр-ей среды. Общественное восприятие соц. отв-ти в произв-ве прошло ч\з 3 фазы: 1. упр-ние, направ-ное на max доходов. Несмотря на мнение обозревателей в начале 20 столетия, указывающих на соц. отв-ть произв-лей, больш-во населения полагали, что произв-ли д.б. ответс-ны только за свои собст-ные интересы. Это мнение преобладало до 30-х годов; 2. попечительское упр-ие. В 30-х годах Великая депрессия в США + профсоюзные движения потребовали от произв-лей уделять больше внимания усл-ям труда рабочих. Мен-ры пред-тий были призваны поддер-вать интересы своих рабочих, а т.ж. уделять внимание др. соц. группам: служащим, покупателям, кредиторам и обществу в целом. 3. соц-ое упр-ие (60-е годы). Восприятие соц. отв-ти как неотъемлемого эл-та деятель-ти любой орг-ции.

     Соц. контроль - специфический инстру-т для оц-ки эфф-ти соц.действий, с его помощью можно измерить воздействие орг-ции на общ-во. Методом соц.контроля оценивается чистый вклад орг-ции в дост-ие соц.целей путем сравн-ия затрат  на проведение соц.программ и полу-ие соц.эффекта. Шаги соц.контроля–наблюдение, измерение и оц-ка дей-ий компании.

      Этика управления – сов-ть нравственных признаков, кот. управляют действиями  ч-ка (группы). Сущ-ет 3 осн-ых подхода: 1. утилитарный – оценивает влияние конкретных действий людей, к-ые непосредственно вовлечены в этот процесс, при этом стараясь производить наибольшее кол-во благ для наибольшего кол-ва людей; 2. морально-правовой – соответствуют ли действия и реш-ия содержанию осн-ых гражданских и групповых прав и привилегий (право на жизнь, личную безопасность, частную жизнь, свободу совести, свободу ч-ку; 3. индивидуалистический – дейст-я чел-ка, кот-ые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе.

 

2.Условия и факторы  возникновения и развития менеджмента

М-нт как вид деят-ти, как профессия  и как наука сформировался  в конце 19 века в США. М-нт возник, прежде всего, как профессия и  уже потом как наука, т.е. он создавался практиками.

Причины возникновения  м-та:

1.Экономич: емкий потребительский рынок, свободная конкуренция, быстрый процесс формирования корпораций, в корпорации идет процесс отделения власти от собственности.

2.Идеологические (культурные): для США характерно развитие предпринимательского духа, преобладает философия прагматизма и религия протестантизма. Совр-ая наука упр. развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деят-ти. В соврем-ом представлении м-нт как наука отражает деят-ть общ-ва по генерированию и систематизации управленч. мысли, ее организации и актуализации для применения в деят-ти, регулированию содержания теории в образовательной деят-ти субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области м-та, самопознания в управ-ой практике. Для современного м-та характерна многокомпонентная структура, кот-я предполагает его рассмотрение как «системы м-та». Рационализм в м-те понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.

Факторы, определяющие развитие  управления:

1) фактор дифференциации связан  с разработкой методологии упр.  Исходя из науки и практики  упр. 20 в, легко выделяются стандартные  подходы и принципы к упр-ю.  Это, прежде всего системный  подход, который предполагает учитывать  влияние внеш. среды на предприятие,  взаимоувязку всех элементов  внутр среды между собой, умение  подстраиваться под ситуационные  изменения на рынке. Западный  м-нт все это освоил и сейчас, ввиду повышения конкуренции,  на упр-е предприятиями уже  воздействует фактор дифференциации (разделение, отличия), - то есть, как  уйти от стандартов, где найти  отличие от других.

2) соединение человека со средствами  труда. В середине 19в и начале 20в чел подчинялся средствам  труда, машинам, конвейеру и  все упр-е чел. исходило от  логики подчинения работника  технологическому процессу, машине. В 70-е – 80-е годы 20в чел.  упр-ет машинами, роботами, компьютерами, поэтому заговорили об интеллекте, о творчестве работника, его  самореализации, стали использовать  коллективные формы упр-ия и  организации труда. 21в – век  информации, значит, одна из главных  задач упр-ия заключается в  правильном и опережающем использовании  инфо-и. Следует помнить, что  на упр-ие сильно влияют те, кто заинтересован в работе  предприятия – раньше это был  хозяин, затем акционеры, мен-ры, сейчас на западе оказывают  сильное влияние политики, общественность, сами работники. 

3)продукт– в настоящее время  основной продукт–это инфо-я,  исследования и разработки. При  этом на первом месте остается  безусловное удовлетворение потребностей  клиента. В 21в. одним из основ.  продуктов станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные  изменения и в промышленном  производстве.

4)культурный фактор – в управлении 20 в. выделяют несколько направлений  м-та:американский м-нт(50-60 гг.), японский  м-нт; интегративный м-нт(слияние  лучшего); универсальный м-нт. В настоящее  время модной стала культура, основанная на упр-ии разнообразием,  так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться преимущества  национальной кул-ры управленч.  форм.

Условия и факторы, возник и развития м-та.

-Объективные изменения, происходящие  в самом упр-ии под влиянием  различных факторов развития  производства, общества, чел, ускорение  этих изменений 

-Развитие управленческой мысли. 

-Общее развитие науки, которое  определяет методологию осмысления  историч. фактов на каждом из  этапов развития

-Нестабильность политич. ситуации;

-Экономическое повышение требований  к стратегическому мышлению м-ра,

-Изменения в психологии людей. 

Всё это говорит о попытках м-ра подстроиться под быстро меняющуюся внеш. среду.

 

3. Основные этапы становления  и развития менеджмента как  науки об управлении

М-нт как вид деят-ти, как проф-я  и как наука сформир в конце 19века в США. М-нт возник, прежде всего, как проф. и уже потом как  наука, т.е. он создавался практиками. В  этапах развития выделяют несколько периодов: 

1)возникновения историч. предпосылок формиров. основ. управления– условно начинается с 9-7 тысячелетия до н.э. и продолжается примерно до 18в н.э. Старейшины и вожди являлись управленцами. Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных гос-ах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему хоз-ву. В Др. Египте был накоплен богатый опыт упр-ия гос-ным хоз-ом. 3000-2800гг. до н.э. сформировался гос. упр-ческий аппарат (чиновники-писцы и тп).

2)индустриальный(1776-1890 гг.) А.Смит, Р.Оуэн, их идеи гуманизации упр. произв-вом, а так же признания необх-ти обучения, улучшение условий труда и быта рабочих. Первый переворот в теории и практике упр. связан с созданием и использованием вычислительной техники.

3)систематизации научно-практических знаний (1856-1960 гг.). Формируются новые направления, школы, течения изменяется и соверш-тся науч аппарат, меняются взгляды. 

Школы м-та:

♦Шк. науч-го упр. (1885-1920) Науч. упр-ие наиболее тесно связано с работами Ф.Тейлора, Гилбрет и Генри Гагата. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного упр. был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Важным кладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать раб-ков в увеличении производительности и объема производства. Люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

♦Административная (классическая) шк. (1920-1950) Целью классич. шк. было создание универсальных принципов упр-ия. Главный вклад Файоля в теорию упр-ия состоял в том, что он рассмотрел упр-ие как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.  Принципы упр-ия Файоля: раздел труда; полномочия и ответствен.; дисципл. ; единоначалие; единство направления; подчинённость личных интересов общим; вознагражд. персонала; централизация; порядок; справедл. ; стабильность рабоч. места для персонала; инициатива; корпорат дух. 

♦Шк человеческих отношений(1930-1950)Мари Паркер, Фоллетт и Мэйо, Дуглас МакГрегор.  Соц. и псих. факторы влияют на рост произв-ти больше, чем условия труда. Мотивами поступков людей, являются, в основ. не экономич. силы, а различные потребности, кот. могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег. Главное раскрыть и развить индивид. возм. и способ. раб-ка

♦Шк поведенческих  наук (1950 по наст время), сосредоточилась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники данной школы стремились оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения поведенческих концепций.

♦Шк науки упр-ия (1950 по настоящее время)  Мат-ка, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию упр-ия. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам орг-ции. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности.  После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевым моментом является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Процессный подход рассмат. упр-ие как непрерывную серию взаимосвязанных упр-ких фун-ий. Эти фун-ии объединены связующими процессами- коммуникации и принятие решений. Коммуникации-процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри орг-ции, так и с внеш средой. Решение-предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.

В системном  подходе подчеркивается, что рук-ли должны рассматривать орг-цию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внеш. среды. 

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов упр-ия определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.

 

4. Основные модели менеджмента

Англо-американская модель (Великобритания, США, Австралия, Канада) развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридич. разделение очень важно с деловой и соц-ой точек зрения, т.к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридич. ответств-ти за действия корпорации. Они передают функции по упр-ию м-рам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем упр-ком аппарате, а динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию. Высшее руководство само проводит анализ экономич-ой обстановки. Особенности модели вытекают из индивидуализма, повышенного чувства достоинства, стремления к независимости, свободе, это добавляется большой степенью прагматичности, отсутствием идеализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"